Марина Павельева
Социально-педагогический проект для подростков «Дети против наркотиков»
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-педагогический проект «Дети против наркотиков!»
Паспорт проекта
Вид проекта : творческо-информационный.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта : Воспитанники старшей стационарной группы ГКУ СРЦН «Надежда»
Актуальность.
Публикация «Социально-педагогический проект для подростков „Дети против наркотиков“» размещена в разделах
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- Наркотики, курение, алкоголь, ПАВ. Профилактика
- Проекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Актуальность данного исследования обусловлена в первую очередь тем, что за последние 100 лет наркомания из проблемы, бывшей предметом узкой области медицины - психиатрии, перешла в разряд общесоциальных проблем, требующих комплексного изучения. По данным группы экспертов в современном мире отмечается непрерывная тенденция к увеличению числа лиц, принимающих наркотические препараты, возрастает употребление наркотиков молодежью, активизируется употребление нетрадиционных наркотиков, в употребление наркотиков вовлекаются представители всех социально-экономических групп общества. Особую тревогу вызывает ее распространение среди подрастающего поколения, потому что детская и подростковая наркозависимость создает устойчивую базу для развития взрослой наркомании.
Предметом исследования выступает степень влияния наркотических веществ на здоровье подростков.
Цель:
-Изучение влияния наркотиков на здоровье подростков.
-Профилактика раннего употребления наркотиков в подростковом возрасте при совместной работе воспитателей и воспитанников ГКУ СРЦН «Надежда».
-Формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения подростков к употреблению наркотиков.
-Формирование мотивации к здоровому образу жизни и профилактика наркомании у подрастающего поколения.
-Формирование потребности быть здоровым через отказ от употребления наркотиков
Гипотеза: наркотики отрицательно влияют на здоровье.
Задачи:
- Изучить причины наркомании
- Выявить последствия употребления наркотиков и их влияние на здоровье.
- Провести исследование об употреблении подростками наркотических веществ
- Формирование навыков ответственного отношения к здоровью, умения противостоять внешнему социальному и психологическому давлению;
- Формирование негативного отношения к наркотикам;
- Обучение воспитанников навыкам сопротивления (умению говорить «нет») и умению распознавать опасные ситуации (в том числе групповое давление) путем обыгрывания ситуаций и проведения бесед;
- Создать занятость детей в свободное время, предупреждение безнадзорности несовершеннолетних.
Предполагаемый результат.
1. Подростки осознают вред наркотиков и считают их употребление вредной привычкой;
2. Воспитанники имеют представления о способах сохранения своего здоровья;
3. Формирование у подростков представлений об общих человеческих ценностях, здоровом образе жизни;
4. Получение знаний о вреде употребления наркотиков и способах отказа от них;
5. Активное участие воспитанников в мероприятиях по профилактике наркомании;
6. Повышение уровня информированности подростков по данной проблеме.
Воспитанники должны знать:
- болезни, связанные с употреблением наркотиков;
- причины и последствия наркомании;
- разрушительное влияние наркотиков на организм человека.
Воспитанники должны уметь:
- применять полученные знания на практике;
- вести активный здоровый образ жизни;
- уметь говорить «Нет»;
Воспитанники должны приобрести навык:
- работы в коллективе;
- высказывания своих мыслей;
- изучения научной литературы.
Методы :
-предоставление информации. Этот метод основан на информировании о конкретных ситуациях, представляющих опасность;
-воспитания противодействия к наркотикам. В этом подходе у детей формируются умения противостоять ситуациям, провоцирующим употребление наркотиков, а также отрицательное отношение к наркомании в целом;
-тренинги, круглые столы. Позволяют подготовить подростка к ситуациям, когда его будут склонять к употреблению наркотиков.
-предоставление альтернативы. Детям предоставляется широкая возможность заниматься спортом, наукой, искусством и т. п. ;
-педагогические технологии, которые позволяют включить воспитанников в интересную, неконфликтную работу на занятии. Введение эффективных технологий, при которых каждый ученик будет успешным, позволит избежать девиантного поведения. Особое внимание следует уделить технологии оценивания.
-«мозговой штурм» - методика, используемая для выдвижения как можно большего количества разнообразных идей, развивающая творчество.
- ролевые игры - это небольшие сценки произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций. В ролевых играх участникам предоставляется возможность показать существующие стереотипы реагирования в тех или иных ситуациях, разработать и использовать новые стратегии поведения, отработать, пережить свои внутренние опасения и проблемы.
Причины, по которым подростки начинают употреблять наркотики
В целом причины наркомании психологи разделяют на несколько классов. Так они могут быть психологическими или даже физиологическими, связанными с состоянием организма индивида.
К психологическим проблемам относятся:
• семейные проблемы.
Это и недостаток и избыток родительской любви, когда ребенка чрезмерно опекают, не давая ему возможности развиваться и проявлять себя самостоятельно. Избалованность детей, как и семейная тирания, рукоприкладство в семье также способны повлиять на то, что подросток будет искать утешение в наркотиках. Эта проблема может развиться и в случаях недостаточного воспитания детей, когда им не дают соответствующих знаний о вреде алкоголя, наркотиков и сигарет;
• любопытство.
Часто мотивацией к первому употреблению наркотиков становится простое любопытство перед новыми ощущениями. Причем возникнуть оно может как самостоятельно, так и от постороннего внушения. Каждый впервые пробующий наркотик, думает, что ничего страшного не произойдет, если сделать это только один раз;
• стремление достичь интеллектуального и творческого успеха.
Обычно этим страдают образованные и творческие люди, считающие, что наркотики дадут им возможность «расширить сознание» и сделать новые открытия, или даже провести эксперименты над самим собой;
•
• бунтарство против семейных и общественных устоев.
Это нежелание подчиняться законам и устоям общества, семьи, государства в силу юношеского максимализма и индивидуальных личностных качеств;
внутренняя недисциплинированность, отсутствие ответственности за свои поступки и моральных качеств;
• внутренние конфликты.
неудовлетворение самим собой, неуверенность в себе и в своем будущем, страх, незащищенность;
• желание быть похожим на других, повысить свою популярность в компании сверстников, поддержать общение;
отсутствие интересов к здоровым увлечениям, дурное окружение.
Физиологические причины наркомании :
Ученые, занимающиеся проблемой патологических зависимостей, представляют результаты отечественных и зарубежных исследований, которые свидетельствуют, что настроение и эмоциональный баланс человека зависят от биохимического обмена в головном мозге. Недостаточная или избыточная выработка нейромедиаторов – особых веществ, участвующих в этом обмене, ведет к развитию тревоги, страха, депрессий. Человек чувствует неудовлетворенность, эмоциональное напряжение, его преследуют навязчивые состояния. Он подсознательно стремится избавиться от этих неприятных ощущений и рано или поздно становится на путь наркотизации.
Наркотик в этом случае заменяет недостающие нейромедиаторы, и дает человеку ощущение комфорта и спокойствия, которых он желал. Для многих людей наркотики становится ключом к виртуальной двери в мир желаемого удовлетворения.
Влияние наркотиков на здоровье подростка,
Физическое состояние
Одной из причин того, что люди начинают употреблять наркотики, является их обезболивающее действие. Так сами зависимые часто объясняют свое пристрастие.
Человек чувствует боль, когда соответствующий сигнал в ЦНС передают болевые рецепторы. Они могут раздражаться в результате ушибов, растяжений и других механических повреждений либо под действием химических веществ, которые выделяют разрушающиеся клетки.
Наркотики блокируют эти рецепторы, в результате чего нарушаются жизненно важные функции организма. Спустя некоторое время боль возвращается, а человек снова ищет наркотики, чтобы ее унять.
Под влиянием наркотических веществ в организме происходят множественные изменения. Они вмешиваются в метаболизм и становятся его неотъемлемой частью. Именно поэтому развивается физиологическая зависимость от препаратов, а отказ от них приводит к абстиненции.
Уже после первого приема наркотика начинается разрушение клеток головного мозга.
Его вызывают три основные причины:
• Кислородное голодание.
• Общее отравление организма.
• Дефицит витаминов и микроэлементов.
Заболеваниями легких часто страдают курильщики, но наркотики наносят еще больший вред парному органу. К примеру, марихуану, которая многими считается безобидной, курят без фильтра, поэтому в организм человека при ее употреблении попадает в 4 раза больше смол и сажи, чем с сигаретным дымом. У любителей травки не только быстрее развивается хронический бронхит, но и повышается риск заболеть раком легких.
Опиаты блокируют дыхательный и кашлевый центры в мозге. Из-за отсутствия кашлевого рефлекса возникает риск развития пневмонии. Дыхательные нарушения приводят к тому, что все органы начинают испытывать недостаток кислорода, особенно это опасно для сердца и головного мозга.
Практически все виды наркотиков снижают аппетит, что приводит к снижению питания и полному истощению. Также под влиянием запрещенных препаратов, особенно опиатов, ухудшается синтез пищеварительных ферментов, а вместе с этим затрудняется процесс переваривания еды. Нарушается и моторика кишечника, что приводит к боли в животе и запорам.
Из-за своего токсического действия наркотики сильно нагружают печень, ведь именно этот орган отвечает за выведение ядов из организма. Поэтому у наркозависимых гораздо чаще, чем у алкоголиков, развивается цирроз.
Реализация мероприятий:
Беседа: «Наркотики – путь в никуда!»
Цель: - способствовать формированию знаний о вреде наркомании, токсикомании, росту самосознания и самооценки подростков;
- познакомить воспитанников с признаками и последствиями употребления одурманивающих веществ, воздействие на эмоциональную сферу подростков;
- закрепить в сознании школьников понимание того, что здоровье – важнейшая социальная ценность.
В рамках месячника антинаркотической направленности с воспитанниками старшей группы было проведено занятие на тему: «Наркотики- путь в никуда!» о влиянии наркотиков на организм человека.
Наша беседа была посвящена наркотикам и последствиям их употребления. Мы с ребятами в ходе дискуссии «Мифы и реальность» обсудили причины и последствия употребления наркотиков. Воспитанники узнали на какие органы и как действует разрушительная сила наркотиков. Из упражнения «Подстава» дети поняли, как легко оказаться в сети наркоторговца. Ребят познакомили с уголовным кодексом, со статьями, которые предусмотрены за употребление, хранение, распространение наркотиков.
На последующих занятиях воспитанникам были предложены игры в группах «Собери пословицу», «Выбери слово», «Сканворд на тему: «ЗОЖ». Все вместе мы просмотрели документальный фильм Аркадия Мамонтова «Во все колокола» о проблеме наркомании в России. В конце цикла занятий воспитанники заполнили анкеты, в которых выразили свое отношение к наркомании. Все вместе мы обобщили полученные знания и сделали вывод: Всегда помните о том, что наркотики лишают надежды, радости, свободы, а главное – они лишают человека жизни!
Беседа с врачом – наркологом.
Цель: формирование навыков ЗОЖ и ответственного отношения к своему здоровью; сделать небольшой экскурс в историю происхождения алкоголя, табака, наркотиков; расширять представления о вреде алкоголя и других ПАВа.
В Центр к воспитанникам была приглашена врач - нарколог г. Поронайска. Она провела беседу с воспитанниками 5-9 классов по теме «Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в детской среде». Врач-нарколог провела беседу в доступной для детей форме, с яркими примерами из профессиональной практики, с показом иллюстрации. Она обратила внимание детей на то, что наркомания, алкоголизм, табакокурение в детской и подростковой среде давно превратилась в глобальную для всего человечества проблему. Детей нельзя оградить от наркотиков, алкоголя и сигарет, но научить их сознательно отказываться от них можно и нужно.
Ребята узнали о вреде табакокурения, употребления алкогольных напитков, алкоголь особенно активно влияет на несформировавшийся организм, постепенно разрушая его. Данная профилактическая беседа была нацелена не только на информирование, но и на формирование навыков готовности применять эти знания в каждой конкретной жизненной ситуации, популяризацию здорового образа жизни.
Ученики пришли к выводу, что только здоровые физически, интеллектуально и морально- духовные люди могут быть полезны своей стране. Проведенная беседа дала ребятам возможность получить больше информации о вреде никотина, алкоголя и наркотиков и о том, к чему могут привести последствия пагубных привычек. Ребята с большим вниманием отнеслись к такой серьезной теме о пагубных привычках, задавали свои вопросы, поблагодарили за интересную беседу.
Конкурс рисунков «Нет наркотикам».
Для привлечение внимания воспитанников центра «Надежда» к рискам для здоровья, связанным с употреблением алкогольных и энергетических напитков, табачных изделий, вейпа, курительных смесей, бестабачной никотиносодержащей продукции, снюса и уменьшению масштабов их потребления, воспитатели провели с ребятами беседу, показали видеоролик.
В конце всех профилактических мероприятий для ребят организовали конкурс рисунков на тему: «Нет наркотикам».
Главный вывод, который, как мы надеемся, сделали ребята – надо жить интересно, получая удовольствие от здорового образа жизни, общения друг с другом, тогда и потребности в искусственных заменителях счастья не будет.
Совместное с библиотекой мероприятие. Профилактическая беседа «Жизнь под кайфом».
Совместно с сотрудниками библиотеки, для воспитанников ГКУ СРЦН «Надежда» было проведено профилактическое мероприятие «Жизнь под кайфом». Мероприятие это было проведено не случайно. Мы преследовали следующие цели: пропаганда социально – позитивного образа жизни среди детей и молодёжи; профилактика асоциального поведения в детской и молодёжной среде; развивать у школьников осознанное неприятие наркотических средств как способов воздействия на свою личность; воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем; способствовать осознанию школьников наркомании как болезни, не только сжигающей физические силы человека, но и уничтожающей его как личность; формировать чувство личной ответственности за здоровый образ жизни.
С ребятами провели беседу «Что такое наркотики», за ней последовала дискуссия на тему: «Наркотики : Добро или зло!», во время которой ребята постарше высказали собственное мнение о проблеме наркомании, задали интересующие их вопросы. Затем мы вместе обсудили ряд предложенных ситуаций, а также вспомнили об уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. После беседы воспитанники посмотрели видеофильм «Под запретом», в котором бывшие наркоманы рассказали обо всех ужасах «жизни под кайфом».
Беседа «Забота о здоровье».
Цели:
- дать понятие личной гигиены;
- сформировать ценностное отношение к своему здоровью;
- познакомить воспитанников с правилами личной гигиены;
- сформировать представление о том, как можно сохранить и укрепить свое здоровье, соблюдая личную гигиену.
С воспитанниками ГКУ СРЦН «Надежда» была проведена беседа «Забота о здоровье», в ходе которой мы поговорили о правилах личной гигиены, о том, как правильно заботиться о своем здоровье и как избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.
Воспитатели рассказали ребятам, что в древности люди считали причиной болезней неблагосклонность богов. Однако уже тогда они создали правила, которые надо было соблюдать, чтобы сохранить здоровье. Такие правила называются гигиеной.
Дети узнали, что здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни.
А также узнали, что соблюдение правил личной гигиены – эффективный и доступный метод укрепления и сохранения здоровья.
Мы поговорили о личной гигиене – в том числе:
• закаливании;
• гигиене кожи;
• гигиене зубов и полости рта;
• гигиене одежды и обуви;
• подвижном образе жизни.
Рассмотрели по подробнее каждый пункт личной гигиены, отгадывали загадки, составляли режим дня.
В конце беседы сделали вывод о том, что соблюдение всех вышеперечисленных правил личной гигиены обеспечит крепкое здоровье и будет способствовать сохранению этой главной ценности человека.
Лекция-беседа с показом видеоролика на тему «Вич».
Беседа была проведена в целях вовлечения воспитанников в ЗОЖ и занятия спортом; профилактика распространения вируса иммунодефицита человека в молодежной среде.
Детям был показан познавательный видеоролик как о самом заболевании, так и о его предотвращении. После показанного была проведена беседа об одной из серьезных заболеваний как в мире, так и на нашем маленьком островке. Была показана статистика заболевания в Сахалинской области по численности заболевших и как можно было им избежать данную инфекцию.
«Мы выбираем жизнь!» (СПИДУ-нет места (Ко Всемирному дню борьбы со СПИДом).
СПИД не щадит на свете никого,
Кто подвергает жизнь свою болезни!
Она лишить вас может вмиг всего!
И раз пришла беда, то не исчезнет!
Цель данного мероприятия: привлечение внимания подростков к проблеме СПИДа, пропаганда здорового образа жизни среди молодежи и формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Всемирный День борьбы со СПИДом отмечается ежегодно 1 декабря. День этот не проходит мимо стен центра «Надежда», отражаясь в акциях и внеклассных мероприятиях, которые являются профилактикой этого страшного заболевания.
В преддверии Всемирного Дня борьбы со СПИДом, с 26 по 30 ноября, в нашем центре проведена неделя против ВИЧ/СПИД инфекции.
Участие приняли все воспитанники центра. Ребятам была представлена выставка плакатов на тему: «МЫ ПРОТИВ ВИЧ/СПИДа!». В последующие дни были проведены беседы, цикл лекций, произведены видеоролики, презентации на тему: «МЫ ВЫБИРАЕМ ЖИЗНЬ!» В последний день недели воспитанники провели Акцию «СТОП ВИЧ/СПИД!». Были изготовлены и распространены информационные листовки о механизме передачи и профилактике ВИЧ/СПИД-инфекции. В ходе бесед подростки высказывали своё мнение по данным проблемам, проявляли активное участие в дискуссии, что свидетельствует о неравнодушном их отношении к данной проблеме.
Круглый стол «Осторожно СПАЙСЫ!»
- Сегодня, СПАЙС – запрещённый наркотик, который разрушил не одну жизнь. Не стоит употреблять химию, это приведёт лишь к одному – смерти! С этого самого предложения началась беседа с воспитанниками нашего Центра.
Цель:
- повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанным с курением курительных смесей.
- показать вредное влияние курительных смесей на организм человека.
Задачи:
- дать воспитанникам представление о возможных способах отказа от нежелательного действия.
- сформировать у участников навык отказа от действия в опасных для благополучия, здоровья и жизни человека ситуациях.
К мероприятию мы подготовились заранее. Несколько воспитанников сделали сообщения по теме. Ребята подготовили записки-вопросы, которые сложили в импровизированный почтовый ящик. Ответы на них подростки получали от специалистов Центра, принявших участие в круглом столе.
Все завершилось показом презентации по теме.
Вывод:
В процессе работы над проектом мы изучили причины наркомании, влияние наркотических средств на физическое состояние человека, познакомились со статистикой наркомании в России. Выявили последствия употребления наркотиков и их влияние на здоровье подростка. Провели исследование об употреблении подростками наркотических веществ.
Было проведено анкетирование среди воспитанников Центра в возрасте 11-17 лет. Согласно данным анкет, наши воспитанники не пробовали наркотики, но некоторые имеют знакомых, имеющих опыт употребления наркотиков. Большая часть воспитанников откажутся, если им предложат попробовать наркотики.
В целом сделали вывод, что употребление наркотиков не имеет никакого смысла. Кроме новых ощущений, приглушающих реальность, люди разрушают свое здоровье, тем самым еще больше топят себя в своих проблемах.
Мы выяснили последствия употребления наркотиков, их влияние на физическую подготовку подростка.
Доказали гипотезу о том, что наркотики отрицательно влияют на здоровье подростка.
Список используемой литературы:
1. Аверина Е. В. Антинаркотическое воспитание в школе // Педагогика. - 2007. - № 1. - С. 56 - 60.
2. Горбатенко Л. С. Родителям и педагогам: все о наркомании. - Ростов н/Д. : Феникс, 2013. - 348с.
3. Еникеева Д. Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 144с.
4. Как распознать наркомана // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2013. - №6. - С. 26 - 27.
5. Колесова Л. С. Подростки как группа, уязвимая для наркомании и ВИЧ-инфекции // Педагогика. - 2007. - №1. - С. 34 - 41.
6. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде: Проект // Учительская газета. - 2007. - №52. - С. 21.
7. Павлов О. Мнимое наслаждение: (Наркомания) // Народное образование. - 2012. - № 1. - С. 181.
8. Петрова А. Как бороться с наркоманией // Основы безопасности жизни. - 2007. - № 11. - С. 53 - 54.
9. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб. : Речь, 2012. - 688 с.
10. Пузыревская И. За школу без наркотиков // Воспитание школьников. - 2012. - № 7. - С. 38 - 39.
11. Сердюкова Н. Б. Наркотики и наркомания. - Ростов н/ Д: Феникс, 2012. - 252 с.
12. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Профилактика наркомании и алкоголизма. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 176 с.
13. Шишова Т. Детская наркомания - современная ситуация // Воспитание школьников. - 2013. - № 4. - С. 62 - 66.