Раиса Маркс
Социально-педагогический мини-тренинг для педагогов на освоение игрового стиля общения
▼ Скачать + Заказать документы
Социально - педагогический мини-тренинг
для педагогов на освоение игрового стиля общения. ]
«Стиль общения педагога с детьми».
Цель: освоить игровой стиль общения, принять правила работы группы, запустить процесс самораскрытия.
Публикация «Социально-педагогический мини-тренинг для педагогов на освоение игрового стиля общения» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Профессиональная деятельность воспитателя – это процесс непрерывного общения его с дошкольниками. От характера педагогического общения во многом зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в детском саду. Общение педагога с детьми существенным образом влияет на формирование личности ребёнка, особенности его отношения с окружающими. В связи с этим изучение проблемы педагогического общения и создание научно обоснованных рекомендаций по организации общения педагога с детьми дошкольного возраста приобретает особую актуальность.
В соответствии с центральным назначением педагогического воздействия общение выполняет три функции.
Первая функция – «открытие» ребёнка на общение – призвана создавать комфортные условия на занятиях (в состоянии психологической раакрепощённости дети активнее развиваются, стремятся проявить себя, не боятся показаться смешными). Без реализации этой функции не удаётся выявить отношение ребёнка к тому, что происходит вокруг него. В то время как знание истинного отношения дошкольника к окружающему помогает воспитателю планировать дальнейшую с ним работу.
Вторая функция – «соучастие» ребёнку в педагогическом общении - проявляется в результате анализа процесса взаимодействия педагога с детьми. Реализуя данную функцию общения, педагог помогает ребёнку справиться с теми трудностями, которые встречаются на его пути «восхождения к культуре человечества».
Третья функция - «возвышение» ребёнка в педагогическом общении - понимается не как завышенная оценка, а как стимулирование ценностных новообразований.
Проблема «стилей руководства», «стилей общения» педагога с детьми была впервые поставлена за рубежом в 30-е годы американским психологом К. Левиным. Предложенная им классификация стилей общения положена в основу работ американских учёных Р. Липпита и К. Уайта, которые выделяют три стиля профессионального общения :
демократический – члены коллектива участвуют в обсуждении за дач, стоящих перед ними, решения принимаются совместно;
авторитарный – в отношениях преобладает строгость, жёсткие методы руководства, коллектив выступает лишь в роли исполнителей, не участвует в принятии решений;
либеральный – отсутствует единая линия и должная требовательность, каждый предоставлен сам себе.
Теория и практика педагогической деятельности рассматривает общение как специфическое взаимодействие «лицом к лицу» с помощью разнообразных коммуникативных средств (речевых, мимических, пантомимических).
Оно может быть как включённым в другую деятельность, так и проявляться самостоятельно. В одних случаях оно направлено на эффективное решение задач совместной деятельности, в других – на установление или реализацию
личных отношений.
Педагогическое общение рассматривается широко и включает в себя как коммуникативные воздействия педагога на детей и разнообразные приёмы воспитательного воздействия, так и отношение педагога к детям.
Н. Е. Щуркова предлагает следующие характеристики профессиональной позиции педагога (стили общения).
Первая позиция – дистанционная – определение духовного расстояния между субъектами взаимодействия. Здесь можно выделить три основных признака: «далеко», «близко», «рядом».
Дистанция «далеко» означает отсутствие искренности во взаимоотношениях, формальное выполнение своих обязанностей. Педагог, избравший дистанцию «близко», - «друг» для своих воспитанников, реализующий вместе с ними творческие замыслы. Реальнее всего рассматривать такую позицию у педагога в сфере искусства, спорта, науки. Дистанция «рядом» предполагает уважительное отношение к своим профессиональным обязанностям, к сво им подопечным, принятие их интересов и чаяний.
Вторая позиция – уровневая – характеризует иерархическую связь педагога и воспитанников в их взаимодействии, т. е. это расположенность
субъектов друг к другу «по вертикали» : «на», «под», «наравне». Для положения «над» характерно административное давление на ребёнка, так как «он мал, неопытен, неумел». Положение «под» - это преклонение перед природой детства, боязнь вмешательства в процесс развития ребёнка; чаще всего такой педагог «превращается в обслуживающий персонал», потакающий любому капризу ребёнка. Положение «наравне» это признание Человека в ребёнке и в педагоге; при этом характерно взаимное уважение личности с обеих сторон. Только в исключительных случаях педагог позволяет себе занять
позицию «над», т. е. подчинить себе волю ребёнка в силу ответственности и опыта взрослого.
Третья позиция – кинетическая (кинетика – движение) –
предполагает положение человека по отношению к другому в совместном движении к цели: «впереди», «сзади», «вместе».
Позиция «впереди» выражает авангардную роль педагога, т. е. он ведёт за собой своих воспитанников. Роль ведомого выражается характеристикой «сзади». «Вместе» : оба субъекта вырабатывают стратегию совместных действий для достижения общей цели. Думается, однозначности выбора здесь быть не может. В главном – педагог «впереди», в мелочах –
«сзади», в целом – «вместе» с детьми он идёт по жизни, преодолевая с ними препятствия, приучая их к самостоятельности, к ответственности за свой
выбор. Позиция эта динамична.
Таким образом, с точки зрения назначения профессии «педагог», эталонной можно считать позицию: «рядом», «наравне», «вместе», но чуть «впереди».
На современном этапе возрастают требования к педагогу и его «коммуникативной культуре». Для воспитателей легче общаться с детьми.
Общение со взрослыми (родители, коллегами, выступления на родительских собраниях, педагогических совещаниях вызывают трудности. Часто наблюдаются эмоциональная скованность, волнение, поэтому очень важно
развивать коммуникативные способности.
Социально – психологический мини-тренинг
на освоение игрового стиля общения.
Цель: освоить стиль общения, принять правила работы группы,
запустить процесс самораскрытия.
План проведения:
1. Стиль общения педагога с детьми.
2. Игровые упражнения :
«Знакомство».
Каждый участник называет своё имя, рассказывает о себе,
своих профессиональных проблемах. Затем участникам даётся задание - разделить лист бумаги на две части. В левой части необходимо написать фразу «В моей работе мне нравится…» и продолжить её.
В правой части - «В моей работе мне особенно трудно и неприятно…» и также продолжить её. Затем каждый зачитывает написанное на своём листе. После чего группа определяет тех, чьи проблемы считают близкими и созвучными.
«Паровозик».
Все участники, закрыв глаза, становятся друг за другом в цепочку. Один из них с открытыми глазами в течение 5 мин. водит всех по помещению. Упражнение выполняется молча. Затем каждый вспоминает о своих переживаниях и мыслях в ходе его выполнения. Это упражнение позволяет «разогреть» группу для дальнейшей работы, обратить внимание участников на свои ощущения и чувства и тем самым снять напряжение.
3. «Ориентация в педагогическом общении».
Каждому из участников предлагается ответить на два вопроса:
• Какие ваши качества способствуют педагогическому общению?
• Какие ваши качества затрудняют педагогическое общение?
Таким образом, создаются условия для самодиагностики и возможность
найти общее в сфере педагогического общения среди членов группы.
4. Как установить контакт с ребёнком.