Светлана Махова
Семинар-практикум для педагогов. «Современные технологии общения педагогов с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Анализ собственного опыта общения с родителями воспитанников. Поиск резервов для более эффективных форм работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем; выработка внутренней позиции по отношению к профессиональной деятельности, ориентирующей педагогов на построение взаимоотношений с родителями на основе сотрудничества, и осознание своей индивидуальности в процессе педагогической деятельности.
Задачи:
Публикация «Семинар-практикум для педагогов, „Современные технологии общения педагогов с родителями“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
• Создание условий для развития навыков эффективного общения, с помощью которых можно управлять своим эмоциональным состоянием и поведением.
• Отработка навыков установления и поддержания эффективного контакта, необходимого для решения содержательных задач. Предусматривается отработка следующих навыков: умение фиксировать и обозначать состояние другого человека; приемы управления собственным состоянием; “подстройка” в процессе общения : владение голосом (интонация, тембр, скорость речи, контакт глаз, установление дистанции в общение.
• Способствовать самодиагностике и самораскрытию участников группы. Развитие способности к анализу собственного поведения, умения строить свое поведение в соответствии с ситуацией.
Задача тренинга дать максимум нужной информации с практическими заданиями, поэтому проводится в форме, как семинар с элементами тренинга «Современные технологии общения педагогов с родителями».
Методы: упражнение, беседа, мини-лекция, презентация.
Материал: мольберт, планшеты с цитатами: “Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения”. (Антуан де Сент Экзюпири).
Ход семинара
1. Беседа: О сущности понятия “тренинг”
Вам наверняка знакомо это слово, что оно обозначает и с чем ассоциируется?
(Ответы педагогов.)
Психологический тренинг — это тренировка души, разума и тела.
Тренинг – это содержательные упражнения, ролевые и психологические игры, работа в парах и группах, и, конечно же, это увлекательное и живое общение интересных людей.
Итог: Мы с вами понимаем, что, выступая перед аудиторией, выполняя какое-либо задание, мы с вами попадаем поневоле в ситуацию стресса, когда наша память и восприятие ухудшаются. И тогда у нас появляется возможность обратиться за помощью к окружающим и получить ее. И это возможно сделать безопасно для себя в рамках тренинга.
2. Правила работы в группе
Цель: создание благоприятного психологического климата в тренинговой группе, способствующего эффективному взаимодействию ее участников.
Психолог объясняет особенности предстоящей формы работы и выносит на обсуждение правила взаимодействия между участниками группы.
Приложение №1 Правила группы
1. Доверительный стиль общения (одно из его отличий — называние друг друга на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего).
2. Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).
3. Отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю.», «Я думаю.».
4. Активно участвовать в происходящем, контактировать как можно с большим количеством участников группы
5. Конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы группы).
3. Закрепление правил работы в тренинге
Психолог: Существует китайская поговорка:
“Расскажи мне – и я забуду
Покажи мне – и я запомню
Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь”
Человек усваивает
10% того, что слышит,
50% того, что видит,
70% того, что сам проговаривает,
90% того, что сам делает.
4. Упражнение “Мы рады вас видеть”
Цель: создать условия для самораскрытия личности участников, их сплочению, повышению самооценки, умения принимать помощь круга.
– Уважаемые коллеги, сегодня у нас с вами есть уникальная возможность узнать друг о друге много нового и интересного. А для начала давайте поприветствуем друг друга. Сделаем это таким образом.
Инструкция: Встаем в круг. Каждый из нас делает один шаг к центру круга, показывает жест приветствия, называет свое имя, а так же 2 личных качества на первую и вторую буквы своего имени и говорит пожелание, обращаясь ко всем остальным: “Добрый день!”, “Желаю всем узнать много нового и интересного” и т. д.
Следующий участник повторяет жест приветствия всех участников, а затем представляет себя (жест по принципу “снежного кома”). Так по цепочке каждый из нас поприветствует всех участников нашей группы.
Итог: Народы всех стран мира придают большое значение ритуалам приветствия. Волшебные три ключа: приветствие, имя, улыбка. Как важно нам в своей профессиональной деятельности уметь обладать тремя волшебными ключами и в общении с коллегами и с родителями, а так же в общении с детьми.
5. Вступительное слово
Тема сегодняшней консультации: «Современные технологии общения педагогов с родителями».
Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми. У человека, не знающего сильных и слабых сторон своего характера, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы.
Современная семья в ситуации сложной экономической обстановки переживает серьезный кризис, который выражается в усугублении трудностей семейного воспитания, ослаблении внимания к духовным ценностям. Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к родительству, снижение социальной установки на воспитание, образование детей.
Истина очевидна! В воспитании сегодняшнего малыша, будущего гражданина, должны быть заинтересованы и родители, и детский сад.
Основной целью такого взаимодействия является создание единого пространства семья – детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.
6. Упражнение «Родители наших воспитанников.»
– Возьмем первого участника педагогического процесса и попытаемся проанализировать, что из себя представляют наши родители.
– Продолжите фразу «Родители наших воспитанников.»
– Получилась довольно неплохая картина.
7. Педагогический тренинг
– Добавим к взаимодействию педагога и попробуем изобразить сотрудничество родителей и воспитателей через скульптуру.
– Распределим роли: родитель – педагог и построим скульптуру в парах.
– Один педагог – наблюдатель.
– Какую роль занимают педагоги в наших скульптурах, по мнению наблюдателя?
– Давайте рассмотрим отличия традиционной и сотруднической роли педагога.
– Сейчас я вам предлагаю выстроить общую скульптуру тесного сотрудничества родителей и педагогов.
8. Представление различных форм общения педагогов с родителями.
– Содержание общения можно проводить в различных формах.
– Сейчас мы тоже пообщаемся, представляя свой опыт использования этих форм, позволяющих разнообразим общение с родителями.
Схема № 1
– Как на Ваш взгляд, помогает воспитателю использование таких разнообразных форм общения педагога с родителями?
9. Техника самодиагностики
Анкета “Самооценка качеств, важных для общения”.
Приложение №4 «Самооценка качеств, важных для общения».
Цель: развитие способности к самоанализу и самооценке своей личности.
Инструкция: Оцените, пожалуйста, развитие этих качеств у себя, в своей личности в общения с другими в процентном отношении от 0 до 100%.
Раздаются карточки со списком качеств, важных для общения :
• Открытость
• Отзывчивость
• Доброта
• Внимательность к людям
• Умение решать конфликты
• Тактичность
• Вежливость
• Готовность к сотрудничеству и др.
10. ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНИКИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
«Я-высказывания»
Томас Гордон (Gordon T, 1975) предлагает способ передачи партнеру сообщения о наших чувствах, основанный на «Я-высказывании», или на «Я-послании». Оно не содержит в себе, в отличие от «Ты-посланий», негативной оценки, обвинения другого человека.
«Я-высказывания» (состоящие из четырех ступеней) могут оказаться чрезвычайно эффективными в ситуациях конфликта, когда необходимо прийти к конструктивному (плодотворному) его разрешению. Поскольку конфликт часто сопровождается взаимными обвинениями, использование хотя бы одной из позиций «Я-высказывания» позволяет снизить напряжение и будет способствовать рождению взаимопонимания. «Я-высказывание» представляет собой один из приемлемых способов выражения своих чувств и принятия ответственности на себя за происходящее. Вместо того, чтобы обвинять партнера (что часто происходит во время конфликта, говорящий вербализует (выражает словами) проблему, чувства, возникшие у него в связи с этим, причину их появления и, кроме того, выражает конкретную просьбу партнеру, в которой заключается вариант такого разрешения конфликтной ситуации, которое в дальнейшем будет способствовать улучшению взаимоотношений. Чтобы научиться использовать «Я-высказывания» в сложных ситуациях, желательно отработать этот навык в учебных условиях, что обеспечит автоматическое его включение в напряженных обстоятельствах.
Для обучения этому навыку надо составить алгоритм построения «Я-высказывания» :
1. Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего). Например: «Когда Дима на мою просьбу убери машинку в шкафчик ответил: "Я хочу в нее поиграть. "» ( Сравните: «Когда Дима с наглой усмешкой отказался выполнить мое требование убрать машинку.»).
2. Точная вербализация своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации. Например, если вам необходимо рассказать родителям о конфликте, возникшем у вас с его ребенком, постарайтесь не обвинять ни родителей, ни воспитанника (ведь это может вызвать «сопротивление» и нежелание решать проблему совместно, а выразить свои чувства: «Я расстроилась.», «Я рассердилась.», «Я был возмушена.».
3. Описание причины возникновения чувства. Например: «Ведь я накануне предупреждала о том, что дети не приносили в детский сад игрушки.».
4. Выражение просьбы. Например: «Я прошу вас проконтролировать Диму, чтобы он не приносил игрушки из дома, т. к. игрушки дорогие и дети могут их сломать, а Дима очень расстраивается из-за этого».
Решите ситуации с помощью техники «Я - высказывание» (с учетом значимых ценностей родителей).
1. Родители регулярно опаздывают в детский сад и приходят после зарядки и завтрака. На вопрос почему вы так приходите родители отвечают - «Так удобно».
2. Дети играли в игру, не поделили игрушку и подрались. Во время драки Ваня поцарапал Сережу.
3. Маша на улице не играет с детьми в песочнице. Каждую прогулку сидит на скамейки или ходит с воспитателем. На вопрос педагога «Маша почему ты не играешь с детьми?» Маша отвечает «Мне мама не разрешает пачкаться. Она будет меня ругать».
Безусловно, не каждому родителю будет приятно выслушивать от вас проблему даже в такой форме, и у него могут возникнуть неприятные чувства. Однако такая форма трансляции родителям негативной информации о ребенке вызовет наименьшее сопротивление и недовольство вашим сообщением, потому что показывает вашу заинтересованность в поисках конструктивных методов решения проблемы (а не бессильную злобу и обвинение, ваше (несмотря на возникшие трудности) положительное отношение к ребенку, а также желание совместной работы с родителями.
Педагоги, овладевшие техникой «Я-высказывания», могут в дальнейшем обучить детей и родителей этому эффективному способу общения в любой напряженной ситуации.
Безусловно, характер речевого общения зависит и оттого, с кем мы общаемся. И если собеседник гибкий, он подстраивается к речи партнера по разговору, стремясь к взаимопониманию. Педагог, умение общаться которого является его профессиональным долгом, старается учитывать индивидуальные особенности партнеров по общению.
Ситуации для анализа
1. Двухлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но. наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, "эту бесцельную возню", быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготы. Малыш поднимает крик:
- Сам, сам! Сам!
Мать строго говорит:
- Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь "сам".
Вопросы:
• Правильно ли поступила мама?
• Каковы последствия поведения мамы?
• Что бы вы посоветовали маме?
2. Воспитатели нередко слышат от детей своей группы во время игры:
"Будешь слушаться, куплю это", "Будешь хорошо кушать, свожу в зоопарк", "Это тебе за то, что хорошо себя вел" и т. д. Встречая родителей, дети сообщают, что хорошо себя вели, слушались, помогали малышам и тут же спрашивают: "А что ты мне за это купишь?"
Вопросы:
Каково ваше мнение о педагогической ценности подкупа, задабривания, применяемого некоторыми родителями в воспитании.
Формированию каких поступков эти методы способствуют?
11. Групповая дискуссия
– Как завоевать доверие в общения с родителями? Когда возникают барьеры в общении с ними? А сейчас поразмышляем над причинами возникновения барьеров в общении между родителями и педагогами.
12. Мини-лекция “Причины возникновения барьеров в общении между педагогами и родителями”
– Родители, доверяя свое любимое и зачастую единственное чадо детскому саду, надеются, что пребывание малыша в новом коллективе будет комфортным и радостным. Но, к сожалению, иногда надежды родителей оборачиваются разочарованием. Не оттого ли, что зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушаться друг к другу и встают по разные стороны баррикад? Это может происходить как по объективным, так и по субъективным причинам. Объективные причины – могут быть не столько, как, например, недобросовестное отношение воспитателей к своему делу, или низкая квалификация, а сколько не владения знаниями и навыками конструктивного общения. Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны родителей, и со стороны воспитателей. К ним можно отнести следующие
Приложение № 5 Мини - лекция: «Причины возникновения барьеров в общении между педагогами и родителями»
1. Неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения.
• Неоправданно позитивное отношение возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад "всему научит", а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. На самом деле детский сад способен многое сделать для развития детей, но у него есть свои специфические задачи и он никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи.
• Если личный "детсадовский" опыт родителя был неудачным или сам родитель не посещал детского сада, но слышал множество разговоров о том, что "это очень плохо", возникает неоправданно негативное отношение. Такой заранее подготовленный отрицательный настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношения между воспитателем и родителем.
2. Другая субъективная причина конфликтов связана с тем, что воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя. Те же самые проблемы нередко возникают и у воспитателя, когда, например, родители воспитанников могут неосознанно напоминать ему человека, с которым когда-то не сложились отношения.
3. Еще одна проблема - это страх родителей, в особенности мам, потерять контроль над своим ребенком. Когда они видят, что кроха погружается в новую жизнь, в них просыпается настоящая ревность по поводу того, что их чадо теперь полностью им не принадлежит. Такая условная грань "борьбы" за детей действительно существует. Чем квалифицированнее воспитатель, чем больше он любит свою работу, тем более ревностно он относится к детям, пытаясь передать родителям свое представление о самых разных сторонах воспитания и развития ребенка. В сознании же родителей может сложиться мнение, что воспитатель "навязывает" им свою точку зрения. К сожалению, есть педагоги, которые не только любят диктовать родителям, как нужно воспитывать их детей, но и делают это в достаточно категоричной форме: "Ваш ребенок не умеет этого, этого, этого. Вы плохо подготовили его к детскому саду. Вы должны делать то-то, то-то и то-то". Естественно, такие нравоучения воздействуют на родителей очень негативно.
4. Есть причина, косвенно разрушающая отношения между воспитателем и родителями, - это особенности самого ребенка. Если малыш хорошо подготовлен к детскому саду (вписывается в режим, умеет одеваться-раздеваться, самостоятельно кушать, приучен сидеть на занятиях, внимательно слушать, как правило, затруднений не возникает. Проблемы могут появиться, если родители вовремя не позаботились о том, чтобы правильно соотнести режим ребенка и детского сада, или если в семье ребенку уделялось повышенное внимание, его ни в чем не ограничивали, беспрерывно развлекали. В большом коллективе обеспечить ребенку привычное количество внимания и полную свободу невозможно, поэтому, не видя "должного" отношения со стороны взрослых в детском саду, такой ребенок испытывает неизбежные трудности и, как следствие, сильный стресс. Мама нервничает, предполагая, что малыш капризничает и отказывается идти в детский сад, потому что там к нему плохо относятся. На самом же деле причина вовсе не в отношении к ребенку, а в том, что он не вписывается в режим детского сада и в коллектив детей.
5. Некоторые родители очень болезненно реагируют даже на небольшую царапину или синяк, принесенный ребенком из детского сада. Ответной реакцией может быть претензия к воспитателю, который "недосмотрел" за ребенком, или агрессия по отношению к "злостному обидчику". Излишняя же озабоченность родителей только нервирует малыша, настраивает его против детского сада. "Кто тебя толкнул? Почему он тебе так сказал? А был ли ты первый? А почему тебе не дали стихотворения?" - дети быстро понимают, что взрослого интересуют, прежде всего, негативные рассказы о детях или воспитателях, и, подлаживаясь под родителя, ребенок начинает сочинять такие истории "специально для мамы". Это обычно происходит в возрасте 5-6 лет, когда дети уже понимают, как можно манипулировать людьми. Искусственно создавая конфликт, они стоят в стороне и смотрят, "что произойдет", получая от этого удовольствие и утоляя свое любопытство. Поэтому взрослые должны научиться спокойно и с пониманием относиться к таким вещам.
Итог: Действительно, все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход.
Проблема конфликта между родителями и педагогами – это глобальная проблема самой системы образования. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения. При этом, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве.
13. Психотехническое упражнение «Давление».
Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение. (10 мин)
• Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка
• прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре.
• Выскажите друг другу свои впечатления. В какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони?
• -Возможно Вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае (Вам было неприятно давить на партнёра, и очень неприятно, когда давили на Вас).
• Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).
• Почувствовали ли Вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению (будет родитель, коллега, ребенок, мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.
14. «Правила построения эффективного общения».
- Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные – это:
• Улыбка,
• имя собеседника
• комплимент.
- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
15. Рефлексия.
Продолжи фразу «Сегодня я поняла…»
Итог встречи: Наш семинар-практикум “ Современные технологии общения педагогов с родителями. ” – попытка понять структуру общения, его внутреннее устройство. И не только понять, но и научиться пользоваться этими новыми знаниями. Это необыкновенно интересно и увлекательно – разбираться в человеческих отношениях, перестраивать общение, замечать то, чего не замечают другие люди. Когда становятся видны мелкие детали, начинает проясняться совершенно другая картина, намного более глубокая и значимая, чем все то, что было заметно прежде. Мы все создаем мир, в котором живем. Так давайте сделаем его таким, чтобы жить в нем было приятно. И общаться – особенно.