Светлана Владимировна Чередниченко
Тренинг общения для младших подростков «Что такое дружба?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг общения для младших подростков (10–13 лет) на тему: «Что такое дружба?»
Цель: раскрыть и обсудить с обучающимися феномен дружбы; развить коммуникативные навыки обучающихся.
Задачи: на личных, то есть собственных жизненных примерах способствовать формированию навыков коммуникации и общения.
Возраст: 10-13 лет.
Время проведения тренинга: 45 минут -1 час.
Место проведения: школьный класс.
Структура тренингового занятия: 1. Упражнение-разминка на знакомство «Ассоциации»
2. Упражнение-энергизатор «Поход»
Публикация «Тренинг общения для младших подростков „Что такое дружба?“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Треннинги для подростков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
3. Упражнение –активатор «Сядьте те кто…»
4. Вводная беседа о теме тренинга «Что такое дружба?»
5. Притча о дружбе под названием «Светлячок»
6. Рефлексия тренинга
Ход тренинга: 1. Упражнение-разминка на знакомство «Ассоциации»Каждый участник по очереди называет свое имя, добавляя к нему прилагательное.
2. Упражнение-энергизатор «Поход» Каждый участник по очереди называет свое имя, добавляя к нему вещь, предмет, пищу, которые необходимы в походе, которые начинаются на букву его имени. Например : «Я- Светлана, иду в поход и беру с собой спички.» «Я –Татьяна, иду в поход и беру с собой телефон.» «Я –Павел, иду в поход и беру собой паштет». Следующий участник представляется и добавляет имя предыдущего участника. Например : «Я-Светлана, иду в поход беру с собой спички. Беру вместе собой Татьяну с телефоном и Павла с паштетом.»
3. Упражнение –активатор «Сядьте те кто…»
Каждый участник сидит на стуле в кругу. Когда ведущий говорит фразу: «Поменяйтесь местами, те, у кого глаза голубые, светлые волосы.» Участники меняются местами друг с другом. «Поменяйтесь местами, те с утра завтракал.» «Поменяйтесь местами, у кого день рождения зимой». «Поменяйтесь местами те, кто любит красный цвет», «Поменяйтесь местами те, кто любит лето». «Поменяйтесь местами те, кто был на осенних каникулах у бабушки в деревни», «Поменяйтесь местами те, у кого классный руководитель Ирина Владимировна», «Поменяйтесь местами те, кто любит играть в компьютерные игры», «Поменяйтесь местами те, кто любит русский язык и литературу», «Поменяйтесь местами те, кто любит хоккей», «Поменяйтесь местами те, кто любит чай». «Поменяйтесь местами те кто, нарушает дисциплину в классе», «Поменяйтесь местами те кто, любит делать уроки», «Поменяйтесь местами те, у кого классный руководитель Ирина Александровна», «Поменяйтесь местами те, кто любит мороженное», «Поменяйтесь местами те, кто любит математику», «Поменяйтесь местами те, кто болтает на уроке», «Поменяйтесь местами те, кто любит ходить в кино», «Поменяйтесь местами те, кто ходил с педагогом-психологом на «Ледовую Арену», «Поменяйтесь местами те, кто умеет кататься на коньках», «Поменяйтесь местами те, кто любит школу», «Поменяйтесь местами, у кого много друзей», «Поменяйтесь местами у кого нет друзей».
Вводная беседа о теме тренинга «Что такое дружба?»Педагог-психолог: - Ребята, тема нашего занятия «Дружба». Ребята, а кто знает, что такое дружба и может дать определение? Или просто свои словами объяснить значение слова «дружба», то как он его понимает. Слушаем ответы детей. Резюмируем все выше сказанное детьми. Итак:
“Дружба” (словарь) – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
“Дружба” (словарь) – отношение самоценное, само по себе являющееся благом, так как друзья помогают друг другу бескорыстно.
“Дружба” (словарь) – индивидуально-избирательна и основана на взаимной симпатии.
Как мы поняли, что для дружбы с кем-то нужен хотя бы 1 человек, а то и несколько или группа людей, друзей. У каждого из нас есть уже свое представление о том, что такое понятие «дружба», а теперь давайте с Вами разберемся с тем, кто такой настоящий друг, а поможет нам в этом притча о дружбе под названием «Светлячок».
Солнце садилось. По полянке бежали зелёные волны, пропадая на горизонте. Вокруг пахло вечерней прохладой. Птицы замолчали, уступив место нашему герою. Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел. Это был светлячок — маленькая букашечка. Его пение нельзя сравнить с трелью соловья. Он просто пел, пел от любви, которая наполняла его маленькое существо, от любви к жизни. И, хоть его вокальные данные были не ахти, он думал, что поёт прекрасно, ведь у него всегда было так много слушателей, они им восхищались, каждый хотел быть его другом. Глупый светлячок не понимал, что это всё не потому, что он пел задушевные песни о красоте и был парнем «что надо», а лишь потому, что он обладал очень необычным свойством: в отличие от панцирей всех остальных светлячков, его панцирь не просто горел зеленым огоньком, а переливался всеми цветами радуги как хорошо гранёный бриллиант. А бриллианты в цене, поэтому-то он и стал таким популярным светлячком.
Ведь у людей тоже есть одна интересная черта: если один человек сказал, что он знаком с чудесным светлячком, который блестит, как бриллиант, то другой решит во что бы, то ни стало стать его другом (ведь он ничем не хуже, за ним третий, четвёртый и т. д., а зачем — никто не знает, просто это престижно.
А светлячок безмятежно пел свою незатейливую песенку. Он не знал наизусть слов этой песни и не повторил бы её дважды. Он просто пел о том, что видел, а видел он прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, слёзы росы и любовь. Он во всём видел любовь.
Закончив песенку, светлячок заметил, что у него появился слушатель: белокурый мальчик сидел рядом в траве, повернув голову к заходящему солнцу. Светлячок обрадовался, что у него есть зрители (он уже привык к вниманию, и постарался вложить в перелив своего панциря всю красоту, которую только мог. К его удивлению, мальчик не взглянул в его сторону. Светлячок даже чуть-чуть обиделся. Но решил всё-таки узнать, понравился ли мальчику его блеск (хотя он в этом не сомневался):
— Ну, как? — деловито спросил он, играя лучами уходящего солнца.
— Красиво… — сказал мальчик с каким-то изумлением в голосе.
— Какое красивое солнце, будто зрелая вишня, — фальшивил светлячок, придумывая всё новые и новые сравнения. А мальчик продолжал неподвижно сидеть, смотря в сторону остатков уходящего солнца.
Светлячок до утра пел мальчику, а на рассвете убежал к своим друзьям, которые наперебой звали его к себе, чтобы похвастаться известным гостем — бриллиантовым светлячком.
Светлячок пропадал среди лести и восхищения и лишь иногда прибегал на полянку, где в любое время его ждал мальчик. Светлячок ему пел, рассказывал о своих похождениях, а потом исчезал. Они были знакомы уже целый год.
Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, года. И светлячок постарел. И, о, беда, он потускнел и перестал быть похожим на бриллиант. И однажды, когда он пел свои дифирамбы красоте перед толпой зевак, кто-то шепнул: «Чего вы тут глазеете, слепые что ли? Он же тускл, как кусок стекла». Один сказал…
Друзей больше не было, в гости не звали, им не восхищались, а кто-то ещё и сказал, что слуха у него нет. В отчаянии побрёл светлячок куда глаза глядят. И прибрёл, на своё удивление, всё на ту же полянку, где ждал его мальчик. Светлячок подошёл к нему и вздохнул. Но мальчик услышал и, не оборачивая головы, спросил:
— Что случилось? Я так по тебе соскучился.
— А разве ты не видишь?
— Нет, — честно ответил мальчик.
— Ну, и ладно, — сказал светлячок.
— Расскажи мне, что ты видишь, — попросил мальчик.
— Что? — удивился светлячок.
— Ну, спой свою песенку. Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву… Вот бы хоть разок взглянуть на это.
И только тут светлячок понял, что мальчик слепой и ему всё равно, блестит он или нет. Ему важно то, что он говорит, то, что он приходит. Он ему нужен даже без блеска. Он ему нужен!
— Давай я тебе сегодня расскажу про дружбу.
— А что это такое? Ты раньше не пел мне об этом.
— Раньше я просто не знал, что это такое, а теперь знаю.
Педагог-психолог: - А сейчас, мы с Вами поиграем, будут вопросы-тесты на Ваше внимание, память, и то, как Вы умеете слушать и слышать. Вы готовы?
Дети: - Да/нет.
Педагог-психолог: - Ребята, подскажите, а как называлась наша притча?
- Кто был ее главными героями?
- Где происходили действия притчи?
- За что любили и ценили больше всего на свете Светлячка, чем он был уникален?
- Мальчик не мог что делать? Передвигаться, разговаривать, слышать или видеть?
- Что понял Светлячок в конце притче о Мальчике?
- Ребята, как Вы, думаете, почему Мальчик любил Светлячка?
- Почему Светлячок и Мальчик дружили?
- Ребята чему нас учит притча?
Рефлексия тренинга
Педагог-психолог: - Итак, ребята чему же сегодня было посвящено наше тренинговое занятие, и какая была тема тренингового занятия?
Слушает ответы детей. Педагог-психолог: - Что Вы считаете, было самым важным и нужным в нашем тренинговом занятии, какие выводы Вы для себя сделали?
Слушаем ответы детей. Педагог-психолог: Спасибо Вам за работу на нашем сегодняшнем тренинговом занятие, и до новых встреч! До свидания!