Елена Стрижакова
Статья «Социально-педагогические факторы развития творческой активности дошкольника в условиях реализации ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образование является средством мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности. Воспитательное пространство дошкольного учреждения в реализации ФГОС выдвигает в качестве важнейших задач создание:
ситуации успеха и общественного признания;
условий для самореализации и проявления творческих способностей;
Публикация «Статья „Социально-педагогические факторы развития творческой активности дошкольника в условиях реализации ФГОС“» размещена в разделах
приоритета личностно-ориентированного и развивающего образовательного процесса, субъект-субъектного, равно партнёрского сотрудничество с ребёнком.
Необходимо создавать специфические условия для развития творческих возможностей детей.
Условиями для развития творческих возможностей детей являются: учет качества и начальной величины проявления определённых способностей ребенка;
разнообразие возможностей для реализации ребенка в мотивационном, эмоциональном, интеллектуальном и волевом аспектах;
развивающую предметно-пространственную среду ДОУ, которая предполагает различные педагогические технологии;
индивидуально-личностный подход к ребенку со стороны воспитателей, стимулирующий его творческую деятельность.
Актуальными остаются основные направления развития творческой активности дошкольника :
1. Семья – микросреда; социальные условия
2. Возможны 3 типа мотивации:
• Потребность к определённому виду деятельности, исходящая от ребёнка и имеющая поддержку со стороны взрослых.
• Мотивация суггестивного характер, которая воспринимается ребёнком под влиянием взрослых.
• Конформизм под влиянием извне.
3. Комплексный характер психодиагностических методик и их целесообразность.
Микросоциальное окружение наиболее важно для развития потенциальных возможностей ребёнка.
Выделяют внешние и внутренние факторы, препятствующие творчеству.
К внутренним факторам относятся личностные качества: лень, недостаточное развитие волевых качеств, отсутствие таланта, знаний, нетерпение, невнимание, отсутствие целеустремлённости, влияющих на нежелание развития творческого потенциала.
К внешним - относятся «недостаточный уровень материальной обеспеченности, отсутствие поддержки со стороны родных и близких, учителей и родителей, отсутствие единомышленников».
Выделятся и чувства, тормозящие творческие усилия : страх, высокая самокритичность, лень.
В поисках занятий внимание взрослого педагога или родителя, должно быть направлено на его интересы и предпочтения.
К числу факторов, влияющих на развитие творческого потенциала, относят:
расширение сенсорного опыта ребёнка за счёт игрушек, организации внешней среды, контакта с взрослым окружением;
Чем больше взрослых контактируют с ребёнком до одного года, тем уровень развития интеллекта и творчества выше, больше чувствительность. «Чувство, как и мысль, движет творчеством человека».
Социально-педагогические факторы включают в себя создание условий, необходимых для развития творческих способностей. Этими условиями являются среда, семья, люди, работающие с детьми.
Выявляют условия значимых структурных компонентов творческой активности личности ребенка :
• направленность на творчество (мотивация);
• творческое (дивергентное) мышление и логическое (конвергентное) мышление;
• практическое участие старших дошкольников в организации предметной среды детского сада (художественно-оформительская деятельность);
• активную творческую деятельностью педагогов, по моделированию развивающей предметно-пространственной среды детского сада.
Таким образом, семья, образовательное учреждение призваны сформировать в ребенке потребность в новом - в новых впечатлениях, новых формах самовыражения. Ценностью для учащихся должны стать инициативность, индивидуальность, потребность в саморазвитии, самоорганизации, самодеятельности и самостоятельности. Самостоятельный поиск, мыслительные операции, стремление к нахождению своего места, назначения в социуме предопределяют и формируют развитие творческого потенциала личности.