Наталья Вишленкова
Оценка уровня сформированности социально-коммуникативной образовательной области воспитанников в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать +Заказ
Тема проекта:
«Оценка уровня сформированности социально – коммуникативной образовательной области воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования» Выполнил:
Вишленкова Наталья Николаевна
Актуальность
Публикация «Оценка уровня сформированности социально-коммуникативной образовательной области воспитанников в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
С 1 января 2014 года в соответствии с приказом Минобрнауки РФ введен федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС дошкольного образования, Приказ № от 17 октября 2013 г. № 1155, т. е. выдвигаются требования к структуре образовательной программе, к условиям её реализации и к образовательным результатам.
В условиях модернизации образования актуальным становятся вопросы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Важным условием успешного включения детей с ОВЗ в образовательное пространство является максимальный учет их особых образовательных возможностей и потребностей. При этом эффективность коррекционной работы с детьми этой категории в значительной степени зависит от уровня сформированности коммуникативных умений, так как социальный опыт ребенка с ОВЗ, как и нормально развивающегося сверстника, складывается под влиянием общественных отношений и связей на основе коммуникации с другими людьми.
Имеющиеся в отечественной науке исследования социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ в основном отражают следующие особенности: у детей с ОВЗ замедлены процессы запоминания, затруднены мыслительные операции, ограничены движения (в некоторых случаях они носят хаотичный характер). Они малоактивны, обычно не проявляют инициативу в общении; низкий уровень сформированности языковых способностей осложняет процесс учебной коммуникации, которая является главной составляющей успешности обучения в целом. Однако исследования, в которых рассматриваются вопросы уровня сформированности социально-коммуникативных умений отсутствуют.
Отсутствие научно обоснованных данных об особенностях социально-коммуникативной области, возможностях овладения детьми с ОВЗ требует поиска эффективных путей их формирования, теоретического обоснования и экспериментальной проверки методики коррекционного обучения в единстве ее задач, методов и содержания.
Таким образом применительно к детям с ОВЗ оценка уровня сформированности социально-коммуникативной области является недостаточно разработанной.
Проблема
Возросли потребности общества в становлении социально адаптированной личности дошкольника с ОВЗ, так же необходимо целенаправленное изучение особенностей социально-коммуникативного развития. Но, педагогические мероприятия недостаточно систематизированы и адаптированы, отсутствует достоверность показателей оценки уровня сформированности социально-коммуникативных умений для дошкольников с ОВЗ. В связи с этим была определена цель нашего проекта.
Цель проекта
Отобрать, систематизировать и адаптировать приемы, методы и формы для оценки уровня сформированности социально-коммуникативной образовательной области воспитанников с ОВЗ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
Задачи проекта
1. Изучить методическую, методологическую, психолого-педагогическую литературу по проблеме оценки уровня сформированности социально – коммуникативной образовательной области воспитанников с ОВЗ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
2. Определить образовательные результаты воспитанников с ОВЗ.
3. Отобрать, систематизировать и адаптировать приемы, методы и формы для оценки уровня сформированности социально-коммуникативной образовательной области воспитанников с ОВЗ
4. Определить уровень сформированности социально-коммуникативной образовательной области воспитанников с ОВЗ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
5. Определить эффективность и перспективы в реализации проекта.
6. Представить результаты работы по реализации проекта в форме презентации по выбранной теме.
Этапы реализации проекта.
I.Этап
Информационно – аналитический
Задачи:
1. Создать инновационно-творческую группу, ответственную за проведение мониторинга
2. Изучить методологическую, методическую, психолого-педагогическую литературу по оценке уровня сформированности социально-коммуникативной образовательной области с детьми с ОВЗ.
3. Определить образовательные результаты воспитанников с ОВЗ
4. Оформить соглашение для проведения мониторинга
Мероприятия:
Педагогические и психолого – просветительские:
- систематизация, анализ и отбор методологической, методической, психолого-педагогической литературы по оценке уровня сформированности социально-коммуникативной образовательной области детей с ОВЗ.
-анализ интернет ресурсов
-изучение и анализ опыта коллег
Составление соглашений с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ для проведения мониторинга
Ожидаемые Результаты:
1. Создана инновационно-творческая группа, ответсвенная за проведение мониторинга
2. Определена образовательная область исследования (социально-коммуникативная) воспитанников с ОВЗ
3. Отобран, проанализирован и систематизирован теоретический материал о оценке уровня сформированности социально-коммуникативной образовательной области детей с ОВЗ.
4. оформлены соглашения для проведения мониторинга
II.Этап
Конструктивно-практический
Задачи:
-создать методическую документацию.
-определить формат проведения мониторинга
-поставить цели мониторинга
-определить объект,
методы, формы и содержание мониторинга
-подобрать, адаптировать и систематизировать диагностические методики с учетом возрастной группы, вида группы и кадрового обеспечения образовательного процесса ДОУ
-разработать формы для фиксации результатов мониторинга
-Определить периодичность и сроки проведения мониторинга
-обеспечить профессиональную готовности педагогических кадров к осуществлению системы мониторинга
-провести мониторинг педагогами ДОУ
-Оформить результаты мониторинга
Мероприятие:
1. Формулировка целей и задач, выделение объекта,
методов, форм и содержания мониторинга
2. Отбор диагностического инструментария для оценки уровня сформированности социально-коммуникативной области воспитанников с ОВЗ
3. Определение периодичности и сроков проведения мониторинга
4. Проведение и оформление результатов мониторинга
Ожидаемые результаты:
1. Создана методическая документация по проведению мониторинга
2. Определен формат проведения мониторинга
3. Поставлены цели и задачи мониторинга
4. Определены объект, методы, формы и содержание мониторинга
5. Подобраны, адаптированы и систематизированы диагностические методики с учетом возрастной группы, вида группы и кадрового обеспечения образовательного процесса ДОУ
6. Разработаны формы для фиксации результатов мониторинга
7. Определены периодичность и сроки проведения мониторинга
8. Обеспечена профессиональную готовности педагогических кадров к осуществлению системы мониторинга
9. Проведен и оформлены результаты мониторинга педагогами ДОУ
III.Этап
Оценочно – результативный
Задача:
- провести педагогический анализ результатов мониторинга
- коллегиально обсудить результаты мониторинга
-оформить и хранить результаты мониторинга
-составить аналитическую справку по результатам мониторинга.
-представить результаты по реализации проекта в форме презентации по выбранной теме.
- проанализировать эффективность мероприятий, проводимых специалистами детского сада.
Мероприятие:
1. Анализ результатов оценки уровня сформированности социально-коммуникативной образовательной области детей с ОВЗ.
2. Коллегиальное обсуждение результатов мониторинга
3. Составление аналитической справки по результатам мониторинга
4. Презентация результатов мониторинга
5. Анализ эффективности мероприятий проводимых специалистами ДОУ
Ожидаемые результаты:
1. Проведен педагогический анализ результатов мониторинга
2. Создана ПМПК для
обсуждения результатов мониторинга
3. Оформлены и сохранены результаты мониторинга
4. Составлена аналитическая справка по результатам мониторинга.
5. Представлены результаты по реализации проекта в форме презентации.
6. Проанализирована эффективность мероприятий, проводимых специалистами детского сада.
Объект исследования: процесс формирования социально-коммуникативных умений у дошкольников с ОВЗ.
В процессе нашего проекта были использованы следующие диагностические процедуры:
•беседы, направленные на знакомство с различными средствами понимания;
•развивающие игры (игры-драматизации; сюжетно-ролевые; словесные игры, направленные на исследование навыков общения);
•рисование;
•моделирование и анализ заданных ситуаций;
•подвижные игры;
•рассматривание рисунков и фотографий;
•игровые обучающие ситуации;
•чтение художественных произведений;
•сочинение историй;
•слушание музыки;
•мини-конкурсы, игры-соревнования.
Низко формализованные методы должны быть протоколированы.
Параметры оценки уровня сформированности социально-коммуникативной
образовательной области воспитанников с ОВЗ можно придумать самим воспользовавшись другими известными диагностиками.