Фиалка Хасаншина
Из опыта работы «Социально-личностное воспитание детей старшего дошкольного возраста через целевые прогулки»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-личностное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу общество испытывает трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность, неспособность сочувствовать
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей.
Наша главная задача состоит в том, чтобы любой ребенок чувствовал себя счастливым, мог адаптироваться и преодолевать трудности, иметь представление о разных сторонах своего «Я», уметь разбираться в чувствах и переживаниях, адекватно на них реагировать и находить конструктивные способы выражения своего отношения к действительности. В своей работе мы преследовали цель: найти наиболее эффективные методы и приёмы для получения детьми социальных навыков. Перед нами были поставлены следующие задачи:
• формировать у детей представление о себе, своем организме, личностных качествах, развивать чувство самоуважения, собственного достоинства;
• обогащать представления дошкольников о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях;
• помогать в основании культуры общения с взрослыми и сверстниками, культуры поведения в общественных местах;
• обогащать речь детей вежливыми речевыми оборотами;
• учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряженность, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации) .
Усиление внимания к социально личностному воспитанию дошкольников требует поиска различных форм работы. Одной из таких форм, потенциал которой еще недостаточно используется воспитателями, являются целевые прогулки, что дают возможность знакомить детей с ближайшим окружением - родным посёлком
Целевые прогулки вносят разнообразие в жизнь детей, обогащают их воображение, представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе, местности, где они живут. Через целевые прогулки мы хотели научить детей синтезировать полученные знания, развивать общую одарённость детей, творческие социально-коммуникативные навыки; поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в родном посё лке: воспитывать чувство гордости за свой посёлок; приобщать детей к истокам культуры народов, проживающих в посёлке Карабаш.
Информируя о ближайшем окружении в процессе целевых прогулок, мы осуществляли важную воспитательную задачу - формирование реалистических знаний, без которых невозможно овладение систематизированными знаниями. Именно установление таких связей характеризует уровень детского мышления.
Важно то, что в процессе ознакомления с социальным миром во время целевых прогулок развивается речь детей, пополняется словарь, проводятся беседы - а это средство развития диалогической и монологической речи, знания об окружающем мире.
Нельзя переоценить роль целевых прогулок для развития у детей познавательных интересов и наблюдательности - исключительно важных качеств в подготовке к школе.
Свою работу мы поделили на разделы. Наша работа началась со знакомства детей с улицами посёлка. Дети называли улицы, где они живут, где находятся детский сад и школа. Также познакомили с улицами, названных в честь жителей посёлка. Например, улица Наумова названа в честь первого директора Карабашской средней школы№2.
Следующий этап-это наши достопримечательности. Мы познакомили детей с памятниками Муса Джалиля и Габдуллы Тукая, погибшим учителям, музеем Хади Атласи. Дети хорошо знают Вечный огонь, аллею имени Мухаметзянова. Здесь мы прививали интерес к истории своего посёлка, к его героям, почётным жителям.
Затем познакомили детей с образовательными учреждениями- это школы, детские сады, библиотека. Ведь посещая эти учреждения дети учатся синтезировать полученные знания.
Далее шла работа по знакомству с основными предприятиями, где работают их родители. Здесь дети глубже познакомились с профессиями родителей, прививали уважение к труду взрослых.
Следующий этап-это сфера обслуживания. Сюда входят почта, магазины, аптеки, больница.
Далее шло знакомство с оздоровительными объектами. Это спортивный комплекс «Нефтьче», стадион, ледовый дворец, парк. В этом разделе мы прививали желание вести здоровый образ жизни и наши воспитанники с удовольствием посещают многие спортивные секции.
Следующий раздел - «Мой дом». Ведь дома у всех разные, и каждому свой дом дорог.
И заключительный раздел - где мы отдыхаем. Это Дом культуры, аквапарк, парк, спортивный комплекс, Ведь отдыху мы тоже уделяем какую-то часть своей жизни.
Начальная социальная компетентность включает понимание отношения к ребёнку разных людей, умение понимать других людей и самого себя. Наши дети способны устанавливать контакты, ориентироваться в мире человеческих отношений на основе усвоенных норм и правил, т. е. не теряться в новой обстановке, выбирать адекватную линию поведения, уважать желания других людей, включаться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, вести свободный диалог, умеют оказывать эмоциональную поддержку и помощь в случае затруднения, быть уверенным в себе и иметь чувство собственного достоинства, уметь отстаивать свою позицию в совместной деятельности.
Таким образом, целевые прогулки дают дошкольнику возможность эмоционального и практического контакта с окружающим миром, получить убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы. В этой деятельности удовлетворяется не только естественная любознательность, но и естественная потребность дошкольника в движении, обеспечивается максимальное пребывание детей на свежем воздухе в любое время дня и года, в современных условиях постоянной занятости родителей, не имеющих возможности, а порою и желания совершать со своими детьми длительные, познавательные путешествия, прогулки по поселку.
Целевые прогулки формируют первоначальные знания о человеке как о социальном существе, о человеческом обществе, о нравственных нормах отношений с окружающими (доброжелательность, честность, правдивость, справедливость, отзывчивости, знакомит и с правилами поведения в обществе, обучение наиболее из них доступным (куда можно и куда нельзя залезать, какие предметы могут представлять опасность на улице и дома); умение входить в мир людей, занимать позицию взрослого.