Анна Угрюмова
Социально-нравственное развитие детей среднего возраста средствами игры
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Публикация «Социально-нравственное развитие детей среднего возраста средствами игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
На конкретных примерах можно показать, как это решается в нашей группе.
В моей группе 17 детей и все они очень разные - есть застенчивые, агрессивные, замкнутые, и каждому нужно помочь найти «тропинку» к преодолению своего комплекса. Поэтому свою работу в группе я строю так: веду разнообразный утренний прием детей, утро начинается с радостных встреч: встречаю детей с улыбкой, стараюсь увлечь в интересную беседу, выслушиваю каждого ребенка, учу не перебивать рассказчика, а уметь терпеливо выслушать и по необходимости продолжить беседу. Заинтересовываю детей, увлекаю. Но большую часть времени дети проводят в игре.
Они по собственной инициативе вступают в межличностные взаимоотношения. В игре, и только в игре, проявляются и формируются этические и коммуникативные аспекты социального взаимодействия.
Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое доброжелательное отношение, при разговоре соблюдать этикет, слушать партнера. Под руководством взрослого к 4-5 годам у ребенка возникает новая форма общения - внеситуативно-личностное, в процессе которого он ориентируется на «мир людей», осваивает взаимосвязи в социальном мире. Возникновение и развитие этой формы общения связано в значительной мере с развитием игры. Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать «мир» взрослых и сверстников - необходимо эмоционально насыщенное, содержательное общение взрослого с ребенком в игре, в различных видах художественной, театральной деятельности (инсценировках сказок, представления кукольного и теневого театра). Особенно важно обеспечить условия для ролевых и сюжетных игр, театрализованных и режиссерских, в которых ребенок воспроизводит отношения между детьми в группе и взрослыми, как в детском саду, так и в семье.
В своей работе, я активно применяю различные игры с детьми, т. к. они преследуют разнообразные цели, начиная от развития психических познавательных процессов (памяти, внимания, речи, и заканчивая развитием, не менее важных, социально-нравственных качеств. В совокупности ребенок всесторонне развивается и приобретает важные для себя качества и умения. Итак, остановимся подробнее на играх, в которые играют дети:
1. Дидактические игры – это игры, которые имеют готовый игровой материал, замысел и направлены на получение конкретного результата.
Полученный социальный опыт становится его личным достоянием, так как его можно применить и в других условиях.
Примерами таких игр могут служить: «Ласковые имена», «Комплименты», «Пирамида любви», «Вежливые слова», «Приветствие - прощание», а так же «Выбрасываем злость» побуждающие ребенка рассказать, какие плохие поступки были у него сегодня. Т. к. оценивания себя и своих поступков является неотъемлемой частью развития нравственного дошкольника.
2. Театрализованные игры (игры драматизации) – делают возможным знакомство дошкольника с окружающим миром через образы, краски, звуки, литературные произведения. Зрелищность вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры.
Игры-драматизации хорошо организуют детский коллектив, не требуют специальных условий – их можно проводить как в помещении, так и на участке. Игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но и учат быть добрыми, смелыми, внимательными, ловкими, всесторонне развивают и воспитывают.
В конце игры, мы вместе с детьми обсуждаем увиденное. Даем оценку поступкам. Видя пример поведения, дошкольники гораздо быстрее учатся нравственности поведения.
Еще в моей копилке есть игры, способствующие снятию состояния эмоционального дискомфорта: «Мои эмоции», «Покажи настроение», «Тень», «Угадай эмоцию», «Ролевая гимнастика» и т. д.
3. Сюжетно-ролевые игры – это вид деятельности детей, в процессе которых, дети в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общение взрослых, с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.
На протяжении дошкольного детства происходит усложнение, как сюжета, так и содержания игры. Примерами таких игр могут служить: «На приеме у врача», «Магазин детских игрушек», «Покатаем кукол на автомобиле», «Парикмахерская», «Я - воспитатель», «Приходите в гости к нам» и другие.
Наиболее популярной и полезной игрой в своей группе считаю игру «Семья». Учитывая региональные особенности нашего края и общую доступность информации о людях разных национальностей, дети моей группы играют куклами с разной внешностью.
При первом знакомстве с темнокожими куклами, дети с интересом рассматривали и слушали рассказ о них. Дети с азартом брали в руки, рассматривали, крутили и искали другие внешние отличия от обычных кукол. Когда же они садились играть, то изначально было не принятие темнокожих кукол в круг дружбы с обычными. Дети так и говорили: «Ты не такой, как мы. Играй со своими!». И мною было принято решение о необходимости проведения беседы. Моя цель была объяснить детям, что все люди, не зависимо от цвета кожи, глаз, одежды и т. д. должны уважительно друг к другу относиться. Ведь главное не то, какой ты снаружи, какого цвета твоя кожа или какая на тебе одежда, а главное то, что у тебя внутри, какими качествами ты обладаешь и на сколько ты толерантен по отношению к другим. Моя цель была достигнута, и теперь, наблюдая за игрой, я стала замечать, что дети играют куклами, не обращая внимания на цвет их кожи: пеленают, кормят, жалеют.
Но не только этим привлекает меня игра «Семья». В современном мире постепенно набирает актуальность свобода выбора гендерной принадлежности. К трем с половиной – четырем с половиной годам в норме ребенок понимает, что его половая идентичность постоянна. Но, возникают ситуации, которые именно в игре Семья ребенок примеряет на себя и осваивает опыт. Например, что мальчик, который надевает платье, заколку или играет в куклы, совсем не становится девочкой. И именно в игре мальчик может все превратить в шутку, ведь мальчик всегда остается мальчиком и вырастает в мужчину. Устаревший стереотип «мальчикам – машинки, девочкам – куклы» давно изжил себя, современные методики раннего развития говорят совсем о другом. Я стараюсь правильно и понятно донести до сознания детей, что играя в куклы или катая коляску, мальчик не становится девочкой, а познает немаловажную роль «Отца». В современном обществе постепенно стираются грани между мужскими и женскими ролями в семье. Дети учатся заботиться не только о себе и своих желаниях, но, благодаря этой игре, они начинают понимать важность желаний ближних. Мои маленькие заботливые папы и мамы вместе купают и кормят своих детей. Мальчики активно участвуют в воспитании своих малышей – читают им сказки, лечат и укладывают спать. Я с гордостью могу сказать, что дети моей группы в будущем станут хорошими родителями для своих детей!
Ребенок учится тому, что видит у себя дома. Недаром говорится, что, сколько бы словесно мы не говорили «как надо и как не надо», он сделает, так как запомнил, воспроизведет модель «родительского» поведения.
Поэтому вся наша работа, проводимая в детском саду по воспитанию социально-нравственной культуры общения, поведения, в целом должна находить продолжение в семье.
Родители обязаны помнить, что их взаимоотношение, общение друг с другом, уважение и забота друг о друге необходимы для ребенка как пример для подражания, в результате которого развиваются все лучшие социально-нравственные качества. Так же, огромное влияние на развитие детей оказывают мультфильмы, которые они смотрят. Поэтому, очень важно следить за тем, что ребенок смотрит. Я подготовила рекомендации для родителей, которые будут полезны при выборе репертуара. В процессе просмотра мультфильмов на экране очень быстро происходит смена картинки и дети не всегда с первого раза понимают, что происходит на экране. Поэтому лучше показывать мультфильмы по возрасту, беседовать о них, чтобы ребенок понимал то, что смотрит, проживал вместе с героями перипетии сюжета, слушал родную речь и запоминал песенки. Старые подзабытые советские мультфильмы создавались очень грамотными людьми, которые понимали в детской психологии. И мультики они делали не на продажу, а для пользы. Так, например, в возрасте 4 лет большую пользу окажут мультфильмы по русским волшебным сказкам («Гуси-Лебеди», «Царевна-Лягушка», «По щучьему велению» и др.). В этом возрасте ребёнок уже начинает воспринимать социальные отношения: дружба, любовь, брак, верность, помощь в беде, борьба добра со злом и т. д. Можно посмотреть и простые сказки Андерсена, Перро: «Дюймовочка», «Золушка», а также сказки Чуковского об Айболите. В мультфильмах для 4-леток главные действующие лица уже не только животные, но и люди (как правило, дети). В этом возрасте смотрим классические серии: Ежик и Медвежонок, Карлсон, кот Леопольд, крокодил Гена и Чебурашка, Обезьянки, Простоквашино, 38 попугаев и т. д.
В 5 – 6 лет. Можно показать ребёнку полнометражные мультфильмы по русским и зарубежным авторским и народным сказкам. Лучше разбивать просмотр таких мультфильмов на несколько сеансов (по 15-20 минут). В этом возрасте смотрим «Аленький цветочек», «Двенадцать месяцев», «Конёк-Горбунок», мультфильмы по сказкам Пушкина и Андерсена и другие. Мультфильмы для детей 5/6 лет – со сложным сюжетом, зачастую философские. Поэтому будет полезно, побеседовать с ребенком о содержании мультфильма до и после просмотра.
Развитие социально-нравственных норм общения и поведения требует серьезных педагогических усилий со стороны взрослого – педагога – ребенка. Это очень кропотливая работа, но и интересная, результаты не всегда заметны. Но наблюдая за воспитанниками в конце учебного года, я замечаю, что дети становятся дружелюбнее, менее агрессивны, не смеются над неудачами сверстников, очень самокритично оценивают свои поступки и дела. Дети соблюдают правила элементарной вежливости, в повседневной жизни сам, без напоминания со стороны взросло пользуется «вежливыми» словами. Понимают, что надо заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: социально-нравственное развитие – это целенаправленный процесс приобщения ребенка к моральным ценностям человечества и конкретного общества, как процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить.
В играх успешно развиваются детские взаимоотношения, им придается дух доброжелательности, развиваются чувства, навыки и привычки культурного поведения, уточняются некоторые моральные представления.
Но наиболее глубокое познание дети среднего возраста получают в совокупности: игр, театрализованных представлений, чтением произведений, анализом прочтения, и конечно же бесед.