Лилия Шакирзанова
Презентация «Развитие внимания у детей среднего дошкольного возраста средствами дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. учитывая, что у детей среднего дошкольного возраста внимания находится на этапе становления, педагогу необходимо должным способом, организовать развивающую деятельность, как это сделать, в каких видах деятельности, с помощью каких методов и приемов. С одной стороны, мы выделяем противоречия между необходимостью и возможностью развития внимания у детей среднего дошкольного возраста, с другой стороны не достаточным использованием возможностей дидактических игр для развития внимания у детей среднего дошкольного возраста, проводимых вне занятий на развития внимания. Данное противоречие определяет выбор темы нашего исследования: "Развитие внимания у детей среднего дошкольного возраста средствами дидактических игр".
Публикация «Презентация „Развитие внимания у детей среднего дошкольного возраста средствами дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры на развитие внимания
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Объект исследования: процесс развития внимания у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство развития внимания детей среднего дошкольного возраста в контексте совместной деятельности воспитателя.
Цель исследования: выявить условия, при которых дидактические игры будут эффективным средством развития внимания у детей среднего дошкольного возраста
Задачи.
1. Изучить и проанализировать психолого - педагогические исследования, методическую литературу в области проблемы развития внимания детей дошкольного возраста.
2. Отобрать содержание дидактических игр, способствующих развитию внимания детей среднего дошкольного возраста, разработать перспективный план, направленный на развитие внимания у детей среднего дошкольного возраста средствами дидактических игр.
3. Апробировать перспективный план совместной деятельности воспитателя, отследить положительную динамику.
Методы исследования.
Изучение литературы, анализ педагогической документации, включённое педагогическое наблюдение, проведение совместной деятельности с детьми и самостоятельной, осуществление индивидуальной работы с детьми, мониторинговые процедуры.
1. В период модернизации системы образования, обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования встает вопрос о формировании в дошкольном учреждении предпосылок учебной деятельности для дальнейшего становления учебных действий в школе. Развитие познавательных способностей ребенка, тренировка сосредоточенной деятельности позволит развивать внимание, средством дидактических игр [4, с. 65].
2. Дошкольное детство – короткий, но важный период в становлении личности. Педагог многому может научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов, а также на прогулках, в играх. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Установлено, что умственное развитие детей в дошкольном возрасте происходит намного интенсивнее. Если не создать условий для развития умственных способностей, то мышление человека окажется ограниченным узкими рамками, не сформируются интеллектуальная гибкость, желание и умение мыслить самостоятельно, выходить за пределы конкретной практической задачи.
Но наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные О. Д. и игры.
Дидактические игры и О. Д. очень важны для умственного воспитания детей, развития у них внимания. Во время игр у ребёнка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного развития внимания.
3. В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности ребенка, который возникает не путем спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществлять психологические замены реальных объектов. В исследованиях Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Е. В. Зворыгиной говорится об использовании игровых действий с игрушками, предметами-заместителями.
4. Теории внимания рассматриваются в когнитивной психологии. Они следующие.
А). Внимание как селекция.
Этот подход был сосредоточен на исследовании механизмов селекция, выбора одно или другого объекта, в основном на материале перцептивного материала, то есть повторение. Функционирование внимания сравнивалось с работой электромеханического устройства - фильтра, отбирающего информацию на основе сенсорных признаков и работающего по принципу 'все или ничего'. Таким образом, внимание это есть фильтр в системе переработки информации. Теория Нормана и Дойч: внимание это не фильтр и вся перцептивная система работает параллельно, а внимание - это настройка на уровне ответа. А. Трейсман заняла промежуточную позицию: существует и фильтр настроенный на физические признаки и на более сложно организованные аспекты информации (фонетические, грамматические, семантические).
Б). Внимание как умственное усилие или ресурсы.
Теории, направленные на изучение силовой характеристики внимания Д. Канемана отвечали на вопрос о том, что определяет политику распределения степени внимания, энергии на разные объекты. Несколько тезисов этого подхода:
- Внимание - это трата психических сил на что-то и акт внимания соотносим с умственным усилием (активацией, который определяется не столько желаниями и сознательными интенциями субъекта, сколько объективной сложностью поставленной задачи. Внимание затрачивается на сосредоточение на каком-то мотивационном аспекте и на остальное его не хватает.
- Законы распределения - главным фактором распределения для ребёнка является оценка требований задачи. Это блок контроля определяющие сложность, необходимость и т. д. задачи. Здесь же существует еще один блок «постоянные правила», которые работают по законам непроизвольного внимания.
5. Современные психологи считают что, чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно невнимательность является главной причиной плохой успеваемости детей в школе, особенно в младших классах.
6. Большой вклад в разработку проблемы развития внимания внесли отечественные психологи Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн.
О развивающем значении игры говорится в исследованиях Р. И. Жуковской, Н. Я. Михайленко, А. П. Усовой, Д. Б. Эльконина и др.
Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, А. П. Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность».
Таким образом, дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Внимание – это направленность психики, сознания на определенный объект, имеющий для личности устойчивую или ситуативную значимость. Оно предполагает повышение функционирования сенсорики, памяти, интеллекта. Внимание может быть направлено на процессы, происходящие внутри нас и на предметы окружающего мира. Внимание обеспечивает положительную задержку активности на том или ином предмете. Установка определяет выбор тех или иных впечатлений, событий, концентрацию на них психической энергии.
Таким образом, внимание – специфическая человеческая психическая деятельность, которая служит для трансформации тех или иных установок импульсивного поведения.
С точки зрения отечественной науки внимание у человека развивалось в процессе сознательной и трудовой деятельности, особенно такой, какая требовала волевых усилий. Проблемой внимания занимались многие зарубежные и отечественные психологи: И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. А. Ухтомский, В. Вундт, Н. Ф. Добрынин, П. Я. Гальперин.
Виды внимания (по Н. Ф. Добрынину).
1. непроизвольное внимание как непреднамеренно возникающая ориентировочная реакция;
2. произвольное внимание, связанное с целенаправленными волевыми усилиями;
3. постпроизвольное внимание, когда в результате сдвига мотива на цель выполнение действия осуществляется без значительных волевых усилий.
Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям, выполняемой деятельности. Стоит нам услышать по радио интересную новость, как мы невольно отвлекаемся от работы и прислушиваемся. Возникновение непроизвольного внимания связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами.
Произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но чем необходимо заниматься. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.
Ряд психологов выделяют еще один вид внимания, который, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы "входит" в работу: интересными и значительными становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Н. Ф. Добрыниным послепроизвольным.
Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.
. Функции внимания.
1. избирательность деятельности – отбор материала
2. направленность деятельности
3. активность деятельности
4. улучшение качества любой деятельности
5. отбор и удержание значимых воздействий
регуляция и контроль деятельности – направляем энергию
Таким образом, внимание - психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах.
Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям.
Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость – отрицательные свойства внимания. Положительные свойства внимания отражаются в таких особенностях, как спокойствие, сосредоточенность, устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, частей лица, устойчивость позы, организованность жестов, твёрдость и уверенность речи.
Отрицательные свойства внимания сочетаются с частой отвлекаемостью от основного дела, суетливостью, не уравновешанность, беспорядочным многословием, бегающим взглядом, меняющейся улыбкой, удивлением, неуверенностью, тревожностью.
Объём внимания детей дошкольного возраста невелик. Дошкольники сосредотачивают внимание на привлекательных картинках обычно на 12-20 секунд. Поэтому дети мало способны держать в поле зрения сразу несколько объектов. Старшие дошкольники привыкают быстрее переключаться с отдыха на работу и с одного вида деятельности на другой.
Устойчивость внимания зависит от индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые.
Объем внимания в значительной степени зависит от прошлого опыта и развития ребенка. Старший дошкольник способен удерживать в поле зрения небольшое количество предметов или явлений, а также могут заниматься малоинтересной работой (по заданию взрослого, и реже отвлекаться на посторонние объекты.
Важно отметить, что особенности темперамента влияют на свойства внимания. От этого зависит правильность понимания и выполнения детьми заданий, характер взаимоотношений между педагогом и детьми.
Дети с флегматическим типом сохраняют устойчивое, сосредоточенное внимание до завершения любой деятельности, они испытывают трудность в распределении внимания и медленно выполняют задания.
У детей с холерическим типом темперамента устойчивость и сосредоточенность внимания зависят от степени осознания ими необходимости какой-либо деятельности, от потребности в её выполнении.
Внимание детей с меланхолическим типом темперамента неустойчивое, им трудно сосредоточиться и распределить внимание из-за неуверенности в себе.
Таким образом, надо учить ребёнка быть “внимательным”. В 4-5лет развивать у ребёнка способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче, а также быстро переключать внимание с одного объекта на другой.
Характеристика дидактических игр и методика их проведения
А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».
Исходя из вышесказанного, дидактическая игра — это игра только для ребенка. Для взрослого она — способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр и игровых приемов обучения — облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Сказанное позволяет сформулировать основные функции дидактических игр.
• функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения;
• функция формирования психических новообразований;
• функция формирования собственно учебной деятельности;
• функции формирования умений, навыков в самостоятельной работе;
• функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
• функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.
Классификация игр по Бондаренко АК.
• игры с дидактическими игрушками,
• настольно-печатные игры,
• словесные игры,
• псевдосюжетные игры.
А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности детей [16, с. 5].
• Игры-путешествия.
• Игры-поручения.
• Игры-предположения.
• Игры-загадки.
• Игры-беседы (игры-диалоги).
Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры :
• дидактическая задача;
• игровая задача;
• игровые действия;
• правила игры;
• результат (подведение итогов).
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи). Игровые действия — основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим.
Правила игры. Это те требования, которым дети должны подчиняться в игре, они обязательны для всех детей. Обычно правила предписывают какие-либо действия или запрещают их. При нарушении правил возникают конфликты и игра прекращается. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи — незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.
Подведение итогов (результат) — проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победителя и т. д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей (А. К. Бондаренко).
Весь педагогический процесс в детском саду может быть условно разделен на три составляющих блока:
1. Блок специального организованного обучения в форме образовательной деятельности (ОД)
2. Блок совместной деятельности педагога с детьми
3. Блок свободной самостоятельной деятельности детей
Таким образом: при планировании совместной деятельности воспитателю необходимо:
• Создавать требуемые условия для организации игр в помещении и на участке; оборудовать педагогический процесс играми и игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.
• Соблюдать время, отведённое для игр в режиме дня; способствовать тому, чтобы их организация обеспечила детям интересную, содержательную жизнь.
• В процессе совместной игровой деятельности воспитывать настойчивость, выдержку, формировать положительные взаимоотношения между детьми: дружелюбие, взаимопомощь, умение выполнять правила.
Систематически формировать у детей игровые умения, способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность, поощрять проявление инициативы.
Использование дидактических игр по развитию внимания в режиме дня
Утренний прием позволяет провести дидактические игры индивидуально
На прогулке проводятся дидактическеи игры, как индивидуально, так и с подгруппой
Во второй половине дня проводятся дидактическеи игры, как индивидуально, так и с подгруппой
Часть непосредственой образовательной деятельности по образовательной области "Познание"
Часть непосредственой образовательной деятельности по образовательной области "Социализация"
Часть непосредственой образовательной деятельности по образовательной области "Коммуникация"
Часть непосредственой образовательной деятельности по образовательной области "Социализация", "Чтение художественной литературы"
Особенности проведения дидактических игр с детьми среднего дошкольного возраста. Роль воспитателя в организации игры детей средней группы меняется. Роль ведущего поручается детям, правила игры объясняются до начала игры. При первом проведении игры воспитатель берёт на себя роль контролёра, чтобы увидеть, кто ошибается. В повторной игре проверку правильности игры поручает ребёнку.
По результатам этих данных мы пришли к выводу о том, что уровень развития внимания у детей группы хотя и не полной мере, но все-таки значительно повысился, что свидетельствует об эффективности проведенной работы по развитию внимания.
Итак, 5-ый год жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих ребенка. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет. Проблема развития внимания необычайно актуальна в данном возрасте. Результаты практической деятельности показали эффективность использования дидактических игр для решения данной задачи.
• Дидактическая игра должна найти более широкое применение в работе по развитию внимания детей дошкольного возраста.
• Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала. Предметно-игровую среду нужно изменять с учетом практического и игрового опыта детей. Важно не только расширять тематику игрушек, но и подбирать их с разной степенью обобщенности образа.
• Использование дидактических игр в режиме дня, позволит воспитателю в непринужденной форме воспитывать у детей устойчивое внимание.
Следовательно, можно утверждать, что проведённая работа по развитию внимания у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры, является целесообразной, достаточно эффективной и практически оправданной.