Анастасия Воронова
Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного учреждения
воспитатель Воронова Анастасия Андреевна
г. Ивантеевка СОШ “2” ОДО “Умка”
Сегодня в сфере дошкольного образования сложилась непростая си-туация. Новое поколение родителей, имеющих детей дошкольного возрас-та, остро ощущают нехватку дошкольных учреждений. Отвечая потребно-стям родителей, повсеместно появляются всевозможные центры, школы, домашние детские сады и т. д. Социальное развитие (социализация) — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально культур-ного опыта, необходимого для его включения в систему общественных от-ношений. Развитие социальной компетентности — важный и необходимый этап социализации ребёнка в общем процессе усвоения им опыта обще-ственной жизни и общественных отношений. Именно поэтому в соответ-ствии с Концепцией модернизации содержания образования. Как правило, сегодняшние родители формируют свой заказ не только в области обуче-ния конкретным дисциплинам, а и в области развития личных качеств ре-бёнка. То есть им требуется развить в ребёнке те качества, которые так необходимы в реальной жизни.
Публикация «Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного учреждения» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2021
При таком подходе, во время взаимодействия педагога с ребёнком происходит переход от формулы «я тебя учу» к алгоритму «мы с тобой вместе учимся» и «мне интересно, что ты думаешь о …». На занятиях при-оритетными становится создание доброжелательного, доверительного об-щения педагога с детьми. Уважительное отношение к индивидуальности ребёнка, его миропониманию с учётом различных интересов и психологи-ческих типов детей. Всё это создаёт атмосферу диалога, побуждает к твор-честву, активизирует фантазию, стремление к самовыражению. Дошколь-ный возраст — это период формирования внутренней жизни ребёнка и его личности.
Социально-личностное развитие в условиях ФГОС включено в обра-зовательную область «Социально-коммуникативное развитие» :
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая мораль-ные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуля-ции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональ-ной отзывчивости, сопереживания;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстни-ками;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежно-сти к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, при-роде.
Организация деятельности по социально-личностному развитию в условиях ДОУ доступна в следующих формах:
- НОД;
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- совместная деятельность детей;
- индивидуальная работа воспитателя с ребенком;
Социальное развитие связано с формированием Я-концепции, т. е. осознанием ребенком себя как личности. Задачами социального развития дошкольников, являются следующие:
1. Формирование представлений о социальном мире и о самом себе.
2. Воспитание социальных чувств.
3. Воспитание активной позиции.
4. Формирование представлений о себе, окружающих людях, приро-де, рукотворном мире.
Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжа-ется всю жизнь. Достаточно хорошо известно, что своевремен-ное развитие необходимых компонентов социального поведения у детей тормозится недостаточным уровнем развития речи, что способствует по-явлению у него эмоционально-личностных и поведенческих трудностей. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стрем-лению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот по-чему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – со взрослыми и сверстниками.
Многие взрослые считают, что ребенок должен делать что-то полез-ное, а не только играть. Аксиомой является положение о том, что игра - ведущий вид деятельности дошкольников. В процессе игры развитие ре-бенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональ-ное.
Игра помогает вхождению ребенка в общество. Через игру ребенок знакомится с отношениями людей, различными профессиями, пробует себя в разных социальных ролях. Игра — едва ли не единственный вид дея-тельности, направленный на развитие не отдельных способностей (к искус-ству или технике, а способности к творчеству в целом. При этом происхо-дит включение ребенка в систему общественных отношений, усвоение и обработка норм поведения и человеческого общежития.
В дошкольной педагогике существует несколько классификаций игр детей.
Первый класс игр - игры по инициативе детей (самостоятельные сю-жетные, с водой и песком, режиссерские, театрализованные).
Второй класс - игры по инициативе взрослых (дидактические, по-движные, игры-забавы, интеллектуальные).
Третий класс - народные игры (обрядовые, тренинговые, досуговые, архаические).
Мы более широко рассматриваем классификацию игр с целью охва-тить все игры.
1. Творческие игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, строительные, театрализованные, игры с песком и водой).
2. Игры с правилами, которые подразделяются на дидактические (с математическим и экологическим содержанием, связанные с развитием ре-чи, изодеятельностью, сенсорикой, музыкальные, подвижные; интеллекту-альные.
Использование игровых ситуаций часто помогает разрешить про-блему нежелания дошкольников участвовать в новых непривычных, труд-ных видах работы. Познание, труд, самообслуживание, общественную ра-боту можно организовать, используя отдельные игровые элементы, прие-мы, или полностью провести в игровой форме.
В процессе участия в таких играх дети учатся общению, пробуют се-бя в различных ролях и ситуациях. Они учатся быть лидерами и подчи-няться решению большинства, становятся рабочими, инженерами, кон-структорами, изобретателями, дизайнерами, летчиками-испытателями и космонавтами, проживая и переживая эти роли в ситуациях, которые мо-гут им помочь во взрослой жизни.
Следовательно, обогащение социально-культурного опыта ребенка дошкольного возраста возможно путем специально заданной игровой дея-тельности. Игра побуждает его сотрудничать и с детьми, и со взрослыми, считаться с потребностями и нуждами окружающих.
Таким образом, социализация ребенка — это процесс овладе-ния социальным опытом, где в целостную систему соединяются:
1. деятельность ребенка по освоению социально значимого содержа-ния;
2. общение ребенка, выраженное в структуре его социальных ролей;
3. содержание и структура его самосознания.
Игра позволяет решать самые разные образовательные и воспита-тельные задачи:
1. помогает обрести уверенность в своих силах, веру в людей, опти-мизм;
2. обеспечивает самонастрой на жизнерадостность, на развитие и возвышение себя, на реализацию своего человеческого предназначения, выработку привычки к постоянному самосовершенствованию;
3. включает ребенка в процесс самопознания и самовоспитания;
4. воспитывает ответственность, аккуратность, рачительность, что развивает способность ребенка к самоорганизации.
Важно помнить, что общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Правильно построенное об-щение - это и есть процесс воспитания и развития ребенка. А игра – как сложный социально-психологический феномен имеет большое значение не только в жизни ребенка, но и на протяжении всей жизни уже взрослого че-ловека и является непременным условием разностороннего развития лич-ности. Социально-коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.
Вашему вниманию, мы предлагаем приложение с играми на развитие социально-коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.
Данная картотека игр имеет определенные цели и задачи:
чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров «Клеевой ручеек», «Слепец и пово-дырь», «Волшебные водоросли» и др.
умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать по-ложительные качества других и выражать это словами, делать компли-менты «Вежливые слова», «Волшебный букет цветов», «Подарок для всех» и др.
умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом «Игры- ситуации», «Коврик примирения», «Ру-ки знакомятся, руки сорятся, руки мирятся» и др.
развитие не вербальных и предметных способов взаимодей-ствия «Изобрази пословицу», «Разговор через стек-ло», «Закорючка», «Разведчики» и др.
В игровых зонах групп можно создать разнообразные народные иг-ры. С целью развития у детей чувства любви, ответственности и гордости за достижения страны, закрепления знаний о своей малой и большой Ро-дине, формированию, духовно-нравственных, гражданско-патриотических качеств и этнокультурных традиций в группах детского сада созданы уголки «Я — россиянин», «Моя любимая Ивантеевка», «Мой родной го-род». В воспитании детей огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. Приходим к выводу: реализация задач социаль-ного развития детей дошкольного возраста наиболее эффективна при наличии целостной педагогической системы, построенной в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии педагогики.
1. Иванова Н. В., Бардинова Е. Ю., Калинина А. М. Социальное раз-витие детей в ДОУ : Методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2008. До-школьная педагогика 63
2. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с предметным миром, — М. : Педагогика, 1988.
3. Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального разви-тия детей дошкольного возраста// Детский сад от А до Я. — 2004. — №5. — С. 8–26.
4. Левшина Н. И. О социализации дошкольников // Дошкольное вос-питание. — 2006. — №4. — С. 102–105.
5. Пятница Т. В. Социализация дошкольника через игру : Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Авт. — сост. Т. В. Пятница. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004.
6. Фалюшина Л. И. Управление качеством образовательного процес-са в дошкольном образовательном учреждении : Пособие для руководите-лей ДОУ. — М. : Педагогика, 2003