Ольга Суханова
Социально-культурный проект «Волшебство музыки нас объединяет»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание толерантности у дошкольников средствами музыкально
Паспорт долгосрочного социально-культурного проекта
«Волшебство музыки нас объединяет»
Тема Проект «Волшебство музыки нас объединяет»
Авторы Суханова О. В.
Цель проекта Воспитание толерантности у дошкольников средствами музыкального искусства.
Публикация «Социально-культурный проект „Волшебство музыки нас объединяет“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Задачи 1. Формировать первоначальные представления о многообразии музыкальных традиций народов разных стран, как фактора воспитания культуры
межнационального общения.
2. Расширять социальные представления об окружающем мире у детей дошкольного возраста, формируя у них интерес, симпатию и уважительное отношение к людям других национальностей.
3. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям.
4. Развивать способность к интонационно-стилевому анализу, направленному на выявление черт национального своеобразия народного и профессионального музыкального искусства и общность музыки разных народов.
5. Организовать партнерские отношения между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.
6. Обобщить и распространить опыт работы на муниципальном и областном уровне.
Сущность проекта Приобщение детей дошкольного возраста к основам национальной культуры, быта и развития межличностных отношений. Открытие ребенку доступа к культуре своего и других народов, знакомя его с особенностями обычаев,
традиций, предметами декоративно-прикладного искусства, детским фольклором, песнями, шедеврами мировой музыки, играми, традициями проведения праздников.
Участники проекта Педагоги ДОУ, дети дошкольного возраста и их родители.
Актуальность «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут» (Э. К. Суслова).
Дошкольное детство - один из важнейших периодов в развитии человеческой личности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому именно в это время важно сформировать у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, заложить основы толерантности.
По признанию ООН и ЮНЕСКО одним из эффективных средств для формирования человека XXI века является художественное и музыкальное образование.
Качества, которые воспитываются у детей и подростков путем приобщения к культуре и искусству — чувство прекрасного, дар сочувствия и сопереживания, толерантность, а также фантазия, воображение и умение выражать свои творческие намерения — необходимы человеку, вступающему в мир будущего
Практическая
значимость Реализация данного проекта повысит знания у родителей по толерантному воспитанию своих детей. А дети в свою очередь, научатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости.
Инновационная
направленность Формирование толерантности у детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства через организацию различных форм социально-культурной деятельности в ДОУ;
Ожидаемый
результат Успешное усвоение детьми навыков основных черт толерантной личности, толерантного отношения друг к другу средствами музыкального искусства.
Повышение уровня знаний детей о традициях своего народа, его ценностях, а также понимания и уважения к другим народам малой Родины, их культуре и обычаям.
Методы исследования Анкетирование, опрос по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников проекта.
Этапы реализации
проекта I этап подготовительный (сентябрь)
II этап организационный, основной (октябрь)
III этап заключительный (ноябрь)
Степень
распространения
проекта Создание странички на сайте ДОУ: «Волшебство музыки нас объединяет».
Публикации в СМИ.
Пояснительная записка
Актуальность: воспитание толерантности – проблема, которая актуализировалась в последнее время не только в нашей стране, но и во всем мире. Это связано с интенсификацией интегративного взаимодействия стран, народов, культур, с усилением тенденции к деструктивности в отношениях между государствами, возникновением локальных войн, конфликтов на религиозной и межнациональной почве, агрессии, терроризма.
В 2001 году была принята Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)». Однако, как утверждается в «Рекомендациях Общественной палаты Российской Федерации о толерантности и противодействии экстремизму в российском обществе», работа по реализации программы закончилась преимущественно методическими разработками и не переросла в общественную кампанию и практическую деятельность. По-прежнему остаются актуальными как теоретические разработки в этой области, так и поиск эффективных форм воспитания толерантности, способствующих консолидации общества (мирового сообщества, мирному сосуществованию различных этносов и религиозных конфессий, межкультурному диалогу.
Толерантность – это условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества. Именно в этой связи возникает необходимость в формировании у подрастающего поколения способности быть толерантным.
Мы живем в многонациональной стране и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой. Дети дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей, но в тоже время имеется проявления детской агрессии по отношению друг к другу, к объектам природы, и т. д. Замечены проявления:
осмеяния, передразнивание, нежелание общаться с человеком, проявление детской бестактности, неумение правильно вести себя в различных ситуациях.
По признанию ООН и ЮНЕСКО одним из эффективных средств для формирования человека XXI века является художественное и музыкальное образование.
Качества, которые воспитываются у детей и подростков путем приобщения к культуре и искусству — чувство прекрасного, дар сочувствия и сопереживания, толерантность, а также фантазия, воображение и умение выражать свои творческие намерения — необходимы человеку, вступающему в мир будущего.
Давно замечено, что музыка оказывает буквально волшебное действие на психофизиологическое состояние человека: повышает и понижает мышечный тонус, стимулирует появление эмоций, улучшает вербальные и арифметические способности, стимулирует процессы восприятия и памяти, активизирует творческое мышление. По оценке специалистов, музыкальная развивающая среда дает в 30 раз больше информации, чем любая другая среда.
Современные ученые, проводя различные социологические и психологические исследования, признают огромное влияние музыки на толерантное поведение личности – то есть музыкальный кругозор облегчает общение и взаимопонимание в непростом поликультурном обществе.
Проект «Волшебство музыки нас объединяет» направлен на достижение следующей цели:
воспитание толерантности у дошкольников средствами музыкального искусства.
Основные задачи, решаемые внедрением проекта :
1. Формировать первоначальные представления о многообразии музыкальных традиций народов разных стран, как фактора воспитания культуры межнационального общения.
2. Расширять социальные представления об окружающем мире у детей дошкольного возраста, формируя у них интерес, симпатию и уважительное отношение к людям других национальностей.
3. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям.
4. Развивать способность к интонационно-стилевому анализу, направленному на выявление черт национального своеобразия народного и профессионального музыкального искусства и общность музыки разных народов.
5. Организовать партнерские отношения между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.
6. Обобщить и распространить опыт работы на муниципальном и областном уровне.
Целевая аудитория: педагоги ДОУ, дети дошкольного возраста и их родители.
Срок реализации проекта : 3 месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Партнеры в реализации проекта :
1. Кемеровский областной центр народного творчества – экскурсии, выставки.
2. «Инфосфера, библиотека» - оказание помощи в подборе необходимой литературы, организации.
Ход реализации проекта
Этап Содержание Сроки Ответственные
Подготовительный этап 1. Проведение анкетирования и опроса по выявлению уровня воспитанности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса (детей, родителей, воспитателей). 1 неделя сентября Воспитатели, муз. руководитель
2. Сбор информационных и дидактических материалов о национальностях 1-2 неделя сентября Воспитатели, муз. руководитель
3. Подбор пособий, методов, форм и способов, материала для работы с 1-2 неделя Воспитатели, муз.
дошкольникам. сентября руководитель
Организационный, основной этап реализации проекта 1. Семейные консультации «Я и моя семья» (история фамилии, семейное древо). 3 неделя сентября Воспитатели,
муз. руководитель
2. Индивидуальные беседы с родителями «Музыка ваших предков» 4 неделя сентября Муз. руководитель
3. Мастер-класс для педагогов «Развитие толерантности у дошкольников средствами музыкального искусства» 3 неделя сентября
Муз. руководитель
4. Семинар для педагогов «Национальное музыкальное искусство» 4 неделя сентября Муз. руководитель
1. «Фестиваль музыкальных народных
подвижных игр» 1 неделя октября Воспитатели, муз. руководитель
2. Игра «Россия – страна многонациональная» 2 неделя октября Воспитатели, муз. руководитель
3. Конкурс-выставка «Кукла в национальном костюме» 3 неделя октября Воспитатели
4. КВН «Наши соседи» 4 неделя октября Воспитатели, муз. руководитель
5. Театрализованный концерт "В гости к Самовару” (совместно с родителями). 1 неделя ноября Воспитатели, муз. руководитель
6. Праздник «Дружба народов» (мелодии, песни, танцы). (Совместно с родителями). 16 ноября Воспитатели, муз. руководитель
Заключительный этап 1. Обобщение и структурирование материалов достижений в работе с детьми и родителями по ознакомлению с культурой разных национальностей, воспитанию толерантной культуры
дошкольников средствами музыкального искусства. 3 неделя ноября Воспитатели, муз. руководитель
2. Проведениеанкетирования и опроса по выявлению динамики показателей уровня воспитанности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса (детей, родителей, воспитателей) 3 неделя ноября Воспитатели, муз. руководитель
Создание странички на сайте ДОУ «Волшебство музыки объединяет нас» 4 неделя ноября Муз. руководитель