Ольга Тарасенко
Методический материал «Речевая коммуникация — культурный способ жизнедеятельности ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимость решения проблемы развития речевой коммуникации в дошкольном образовании обусловлено самой жизнью и требованиями Федеральными Государственными Образовательными Стандартами, которые предполагают глубокую образовательно-развивающую систему в познании своего собственного «Я».
Феликс Алексеевич Сохин подчеркивает значимость развития речи для жизни человека и отстаивает самостоятельное значение этого развития, доказывая, что именно оно представляет собой стержень общего психического развития. В основе развития речи лежит активный творческий процесс.
Публикация «Методический материал „Речевая коммуникация — культурный способ жизнедеятельности ребенка“» размещена в разделах
Мы знакомим детей со словом, как с культурным знаком имеющим отличительные характеристики:
- предметы
- явления
- действия
- признаки и т. д.
Учимся выделять разницу в строении слова, выводя понятия: приставок и суффиксов (лес, перелесок, лесных). Эта теоретическая работа продолжается в практической творческой деятельности, имеющей не только образовательное, но и воспитательное значение.
Таким образом у детей формируются способы построения речевых коммуникаций, включающие элементы разного типа:
- диалоговый: «Позволь задать вопрос?», «Давай поговорим!», «Каким образом ты узнал об этом?»;
- информационный: «Пожалуйста, выслушай меня», «Расскажи об этом своими словами кратко», «Попробуй поделиться мыслями об этом с кем-нибудь!»;
- оценочный: «Как по твоему мнению?», «Что ты скажешь по этому поводу?», «Что для тебя наиболее интересное в этом?»;
- рефлексивный: «Как бы ты поступил, если бы это произошло с тобой?», «Как ты оцениваешь себя в этой ситуации?», «Что бы ты хотел изменить в себе?»;
- регулирующий: «Давай подумаем в месте», «Скажи вначале ты, а потом я», «Давай договоримся о правилах»;
- проективный: «А что мы будем делать?», «Давай обсудим, как мы будем действовать?», «О чем нам нужно помнить, чтобы не произошло с нами неприятностей?».
Построенная таким образом речевая коммуникация помогает воспитанникам грамотно выражать свои мысли, интересы, помогают понять другого, регулируя отношения с другими и предупреждая возможные конфликты. Это и есть новое, что появилось в системе образовательно-воспитательной работе дошкольного образования.
Самое сложное в формировании системы развития коммуникации – это переходить от слова к предложению, к пониманию того, что именно в предложении заключается главная мысль. Что после предложения ставится точка, вопросительный, восклицательный знаки.
Особое значение в развитии этих навыков имеет работа с произведениями искусства: рассказы по картине, описание предметов и т. д. с обязательным высказыванием своего мнения и привлечением к этой работе других воспитанников. Работа по картине вводит ребенка в мир изобразительно-выразительных средств (Исаак Ильич Левитан «Золотая осень»). Вводим понятие прямого и переносного значения: золотая осень – золотая цепочка. Поэзия Александр Сергеевич Пушкин «Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день.».
Ведение новых понятий выводит на диалог, на рассуждение, на более высокий уровень мыслительной деятельности воспитанника.
Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели».
Деревья голые, много птиц, где-то есть лужи, небо серое.
После работы с ребенком по развитию речи в системе речевой коммуникации мы слышим другую речь воспитанника.
Я смотрю на картину и чувствую, что мне немножко грустно, но и радостно. Грустно, потому что серое небо, уже нет белого снега. Но радостно, потому что возвращаются птицы, кричат и криком напоминают, что весна пришла.
От словесного описания картины мы переходим к ее рисованию. И сравнивая рисунки переходим к оценки своего собственного творчества.