Светлана Родионова
Педагогический проект учителя-логопеда «Волшебство мыльных пузырей»
▼ Скачать +Заказ
Педагогический проект «Волшебство мыльных пузырей»
Автор:
Родионова Светлана Викторовна
учитель-логопед МАДОУ «Чебурашка»
г. Когалым, ХМАО-Югра, Тюменская область
Паспорт проекта
По характеру:
- познавательно-творческий;
- межпредметный: речевое, художественно-эстетическое, познавательное,
социально - коммуникативное развитие;
Публикация «Педагогический проект учителя-логопеда „Волшебство мыльных пузырей“» размещена в разделах
- Мыло, мыльные пузыри
- Мыльные пузыри. Проекты, исследования
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
- с открытой координацией со стороны логопеда.
По количеству участников:
- групповой
По продолжительности:
- краткосрочный (1 месяц)
Участники проекта :
проект ориентирован на детей подготовительных групп и их родителей.
Для овладения звуками речи недостаточно сформировать только артикуляционный уклад того или иного звука, развить слуховое внимание и фонематический слух. Известно, что звуки произносятся в фазе выдоха. Поэтому для правильного чёткого произнесения звуков необходимо обязательно иметь сформированную выдыхаемую воздушную струю. Выдыхаемая воздушная струя должна обладать:
- достаточной силой;
- длительностью и плавностью;
- точной направленностью;
- дифференцированностью ротового/ носового вдоха и выдоха.
Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков.
Одним из важнейших направлений коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда является взаимодействие с родителями. Для повышения компетенции родителей в вопросах развития и коррекции речи детей и их активизации необходимо создание системного подхода с использованием нетрадиционных и интерактивных методов работы. Работа по формированию выдыхаемой воздушной струи должна проводиться систематически и ежедневно. Поэтому необходимо проводить работу по данному направлению в тесном контакте с родителями воспитанников.
Данный проект строится на сотрудничестве детей и взрослых, личностно-ориентированном и деятельностном подходах, совместном творческом созидании.
Цель проекта :
• создание условий для эффективной коррекции звукопроизносительной стороны речи детей посредством формирования выдыхаемой воздушной струи.
Задачи проекта :
• реализовать систему коррекционной работы с детьми путём привлечения родителей к активному участию в совместной деятельности;
• формировать практические умения родителей в использовании традиционных и нетрадиционных форм по выработке у детей выдыхаемой воздушной струи в семье;
• формировать правильное звукопроизношение у детей через выработку у них сильной, направленной выдыхаемой воздушной струи;
• развивать творческое воображение, мышление и коммуникативные навыки детей.
Гипотеза: сформированная сильная, направленная выдыхаемая воздушная струя будет способствовать повышению эффективности работы по постановке звуков у дошкольников.
1 этап – организационный
Цель: выявление проблемы в речевом развитии детей.
Формы работы:
- формулировка проблемы проекта – выявление причин нарушения звукопроизношения у детей;
- изучение литературы;
- подбор различного материала (текстовый, фото, видеоролики);
- составление перспективного плана;
- введение детей в проблему, активизация интереса к ней,
- вызывание положительного отклика родителей на существующую проблему.
Деятельность педагога
Логопед проводит обследование речи детей, имеющих речевые нарушения. Логопедическое обследование включает обследование всех сторон речи дошкольников. В том числе обследуются :
- состояние функций органов дыхания, т. е. сформированность воздушной струи;
- состояние звукопроизносительной стороны речи.
Результаты логопедического обследования детей с речевыми нарушениями показывают, что 58% дошкольников (14 детей из 24) не имеют достаточно сформированную выдыхаемую воздушную струю: раздувают щёки, струя слабая, не могут её направить, ротовой и носовой выдох не дифференцированы.
Данное обследование выявило проблему: у детей с речевыми нарушениями не сформирована необходимая для этого выдыхаемая воздушная струя.
Из этого вытекает необходимость организации систематической работы, направленной не только на развитие мелкой и артикуляционной моторики, но и на выработку воздушной струи и правильного речевого дыхания. Это одно из условий, требующихся для формирования правильного и чёткого произношения звуков позднего онтогенеза (шипящие звуки, сонорные звуки).
Результат коррекционной работы зависит от взаимодействия логопеда с родителями воспитанников. Поэтому необходимо привлечь внимание к этой проблеме родителей, вызвать у них положительный отклик на существующую проблему и обеспечить их необходимыми знаниями и умениями для её решения.
В соответствии с этим, мною была изучена литература с целью:
- поиска нетрадиционных игровых приёмов по выработке воздушной струи, необходимой для коррекции звукопроизношения;
- подбора материала для практической консультации для родителей и
буклета «Дыхательные упражнения в игровой форме», оформления картотеки «Игры для развития воздушной струи и речевого дыхания», оформления папки – передвижки «Дыхательные упражнения в игровой форме» и методических рекомендаций;
- поиска рецепта «цветных мыльных пузырей», методики, приёмов и способов создания рисунков при помощи выдувания мыльных пузырей.
2 этап – планирование деятельности
Цель: определение основных направлений в работе над коррекцией звукопроизношения у старших дошкольников
Формы работы
Логопед:
изготовление пособий для проекта :
- презентация «Играем – выдох развиваем»;
- картотека «Игры для развития воздушной струи и речевого дыхания»;
- буклет «Дыхательные упражнения в игровой форме»;
- папка – передвижка «Дыхательные упражнения в игровой форме»;
- продумывание организации продуктивной деятельности.
Работа с родителями:
- информирование родителей о проекте;
- практическая консультация «Играем – выдох развиваем» в рамках
родительского собрания;
- знакомство с буклетом «Дыхательные упражнения в игровой форме»;
- знакомство с нетрадиционными приёмами развития воздушной струи;
- рекомендации по оснащению предметно-развивающей среды необходимым материалом, оборудованием (соломинки, фартуки, мыльный раствор.);
- индивидуальные беседы с родителями.
Работа с детьми:
- проведение игр и упражнений на выработку воздушной струи в соответствии с тематическим планом;
- знакомство детей с играми на выработку силы воздушной струи «Буря в стакане», «Мыльные пузыри»;
- рассматривание творческих работ, подобранных в интернете, и анализ способа их создания (отпечаток пузырей на листе, выдувание большого количества пузырей непосредственно на лист бумаги, перенос пузырей на лист бумаги ложкой).
3 этап – реализация проекта
Цель: формирование дифференцированной и сильной выдыхаемой воздушной струи, способствующей коррекции звуковой стороны речи.
Формы работы
Работа с родителями
• информация о приёмах и способах рисования цветными мыльными пузырями;
• индивидуальные консультации по выполнению творческой работы при помощи цветных мыльных пузырей по запросу родителей;
• предоставление по запросу родителей рецепта изготовления раствора мыльных пузырей для рисования.
Совместная деятельность
• рассматривание иллюстраций, выполненных в технике «рисование мыльными пузырями»;
• показ детям приёмов рисования «цветными мыльными пузырями» : отпечаток на листе бумаги, выдувание цветных мыльных пузырей непосредственно на лист бумаги, перенос пены на лист бумаги ложкой;
• продуктивная деятельность при помощи выдувания цветных мыльных пузырей дома (рисунки, аппликация).
Логопед
• наблюдение за ходом проекта, корректировка;
• советы и рекомендации по просьбам родителей.
На этапе реализации проекта родители познакомили детей с нетрадиционными приё мами работы над направленностью и силой воздушной струи: выдувание цветных мыльных пузырей. Дети под контролем родителей выдували разноцветные мыльные пузыри. Опытным путём они пришли к выводу, что рисовать мыльными пузырями можно несколькими способами:
- делать отпечаток мыльных пузырей на листе бумаги;
- выдувать большое количество цветных мыльных пузырей непосредственно на лист бумаги;
- переносить мыльные пузыри на лист бумаги ложкой.
В итоге, у детей получились яркие разноцветные «основы» для творчества. Родители предложили детям закончить их: дорисовать или сделать аппликацию. Для этого родители нашли в интернете и продемонстрировали работы, выполненные при помощи цветных мыльных пузырей. После рассмотрения рисунков и аппликаций дети совместно с родителями закончили свои творческие работы.
В реализации проекта приняли участие дети и родители подготовительных групп (13 семей).
4 этап – презентация проекта
Работа с детьми
Дети - участники проекта принесли свои работы в группы. Дети в группе внимательно рассмотрели рисунки, попытались дать им свои названия. Работы не просто заинтересовали детей, но и пробудили интерес к процессу рисования мыльными пузырями. Ребята высказали желание попробовать создать подобные рисунки.
Деятельность педагога
Из детских работ в холле детского сада была оформлена выставка «Волшебство мыльных пузырей». На выставку были приглашены дети и родители.
Из фотографий детских работ составлен и оформлен альбом «Волшебство мыльных пузырей».
Продукт проекта :
- выставка совместного творчества родителей и детей «Волшебство мыльных пузырей»;
- альбом с фотографиями детских работ «Волшебство мыльных пузырей».
Полученный результат
У детей:
• сформирована сильная, направленная выдыхаемая воздушная струя (85% - 9 детей имеют средний и высокий уровень сформированности);
• отмечена положительная динамика в коррекции звукопроизношения у детей (92% - 12 детей);
• возросли коммуникативные навыки детей.
У родителей:
• овладели приёмами по развитию силы и направленности выдыхаемой воздушной струи у дошкольников;
• применили полученные информационно-практические знания в условиях семьи.
В ходе данного проекта у дошкольников была сформирована направленная, сильная и дифференцированная выдыхаемая воздушная струя. В результате у детей отмечена положительная динамика в коррекции звукопроизношения. У них повысился уровень сформированности коммуникативных навыков. Дети овладели навыком приёма рисования мыльными пузырями. Они смогли проявить творчество при выполнении рисунков и аппликаций. В этом им помогали родители. Знакомство родителей с направлениями логопедической работы, особенно по развитию воздушной струи, повысило их компетентность в вопросах речевого развития дошкольников. Использование нетрадиционных игр и упражнений позволило повысить интерес и активность родителей в процессе коррекции звукопроизношения.
Предметно-развивающая среда логопедического кабинета пополнилась материалами и методическими разработками:
- картотека «Игры для развития воздушной струи и речевого дыхания»;
- буклет «Дыхательные упражнения в игровой форме»;
- папка – передвижка «Дыхательные упражнения в игровой форме»;
- презентация «Играем – выдох развиваем».
Литература:
• Голубева О. В. Воспитание воздушной струи у дошкольников
• Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. - Спб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012 – 96 с.
• Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов /Под ред. Т. Б. Филичевой. - М. : Гном-пресс, 1999 – 64 с.
• сайт: detsad kitty и «Болтунишка»
Ссылки
• https://www.myshared.ru/slide/258547/ - Бужак В. В. Презентация на тему: " Проект : «В театр играем – речь развиваем»
• https://sad-pes.ru/rekomendatsii-spetsialistov/27-uchitel-logoped-golubeva-o-v/35-formirovanie-vozdushnoj-strui - Голубева О. В. «Формирование воздушной струи»
• https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/12/06/konsultatsiya-dlya-vospitateley-dykhatelnye-uprazhneniya-v-igrovoy - Н. П. Корсакова «Дыхательные упражнения в игровой форме»
• https://youtu.be/XCsyXn8IHpM - видоролик «Техника рисования мыльными пузырями»
• https://youtu.be/UCq5CCGU6Bg - видеоролик «Учимся рисовать с детьми мыльными пузырями»
• https://ds79.detkin-club.ru/editor/48/files/a2ad7ada89e58ecac9d50795b0e46914.pdf - Методические рекомендации по организации проектной деятельности
в ДОУ.