Лучший педагог года

Социальная адаптация обучающихся с ОВЗ посредством формирования понятий о семейный ценностях

Екатерина Тимофеева
Социальная адаптация обучающихся с ОВЗ посредством формирования понятий о семейный ценностях
▼ Скачать + Заказать документы

На сегодняшний день проблема успешной социализации в обществе детей с ОВЗ актуальна, поскольку эффективность социализации личности находится в прямой зависимости от полноценности процесса речевого общения и взаимодействия. При нарушениях речевой функции у ребенка возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения, что в целом затрудняет взаимоотношения между индивидом и обществом. Важным является определение особенностей формирования семейных ценностей и условий социализации, так как от этого зависит успешность адаптации в обществе.

Публикация «Социальная адаптация обучающихся с ОВЗ посредством формирования понятий о семейный ценностях» размещена в разделах

24 мая 2014г. Правительство Санкт-Петербурга приняло постановление N 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей». В этом постановлении есть пункт, в котором говорится, что дети, являющиеся членами одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одну организацию для детей-сирот и размещаются в одной группе, за исключением случаев, когда это противоречит интересам детей. Это поможет ребенку не почувствовать себя окончательно вырванным из семьи. Братья или сёстры будут поддерживать друг друга, заботится о сохранении семейных ценностей.

У детей с ОВЗ недостаточно сформированы лексическая и грамматическая сторона речи, низкий уровень словарного запаса, что влияет на восприятие мира в целом и семейных отношений как его части. Имеются нарушения фонематического и языкового анализа и синтеза, недостаточно сформирована мелкая и артикуляторная моторика, наблюдаются нарушения просодических компонентов. Все эти недостатки отрицательно влияют на их общение с окружающими, а также затрудняют процесс обучения в школе. Если не устранить их своевременно, это приведет к чувству закомплексованности, помешает развитию природных способностей и интеллекта. От того, насколько развита речь устная, письменная и словарный запас ребёнка, напрямую зависят его успехи в школьной программе, успешная интеграция в общество, обретение семьи и становление целостной личностью. Поэтому, основная цель воспитательской и коррекционной работы— способствование повышению уровня готовности воспитанников к самостоятельной жизни, установление речевого контакта, навыков общения и успешной социальной адаптации.

Для всех детей, имеющих нарушения в той или иной степени характерны общие черты, которые отличают их развитие от здоровых детей. Одной из основных общих черт воспитанников с нарушениями в развитии является трудности во взаимодействии с социумом. В основном это происходит из-за трудности высказать свое мнение. Как правило, это следствие скудного словарного запаса и неумения выразить свои мысли. Впервые это было обозначено как общая закономерность аномального развития Л. С. Выготским.

В 20-е годы 20 века появился раздел лингвистики, изучающий онтогенез речи и детскую речь, формирование речевой способности ребёнка, возникновение и дальнейшее развитие индивидуального языка – онтолингвистика. Но, исследования в данном направлении не получили широкую поддержку. Работы А. Н. Гвоздева, написанные в 60-е годы, не получили широкого распространения. Не было своевременно поддержано исследование Л. В. Щербы, А книга К. И. Чуковского «От двух до пяти», рассматривалась исключительно как сборник детский высказываний, несмотря на то, что в нем содержались серьёзные лингвистические идей.

В 60–70-е годы, в связи с возникновением психолингвистики как самостоятельного научного направления, возобновился интерес к онтогенезу речи.

Исследованием словарного запаса у детей в каждом возрастном периоде занимались психологи, логопеды, педагоги, онтолингвисты В. Штерн, Н. А. Рыбникова, Ж. Пиаже, А. Р. Лурия, Н. И. Жинкин, Т. Н Ушакова, Н. М. Юрьева, М. Б. Елисеева и другие.

В Центре содействия семейному воспитанию №15 воспитываются дети, попавшие сюда вследствие различных жизненных ситуаций. Воспитанники, которые имеют братьев и сестер или те которые в сознательном возрасте перешли из семьи имеют более четкие представления о семье, родственниках, семейных ценностях. Есть и те, которые никогда не видели родителей, или забыли их. В этом случае влияние на них оказывают только окружающие люди: воспитатели, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги дополнительного образования и т. д. У таких воспитанников наблюдаются нечёткие, плохо сформированные представления о семье, родственных связях и семейных ценностях. Формирование образа семьи у детей с ограниченными возможностями здоровья происходит с затруднением. У них с опозданием формируются такие семейные ценности как : принадлежность, чувство дома, ответственность, уважение, честность, самоотверженность, приверженность традициям.

У всех этих детей наблюдаются существенные недостатки в лексике: ограниченность, бедность словарного запаса. В активный словарь такого ребёнка входят главным образом такие слова, которые отражают круг его потребностей, желаний, интересов. Специфика ограниченного словарного запаса объясняется отсутствием подлинных мотивов в речи. Надо понимать, что без специального обучения, без создания специальных педагогических условий воспитанники с ограниченными возможностями здоровья не в состоянии самостоятельно овладеть понятиями «семейные ценности, родственные отношения».

Принимая во внимание важность проблемы устройства воспитанников в семью, перед нашим коллективом стоит задача не только в создании условий для социально-трудовой адаптации ребят, но и в реализации права жить и воспитываться в семье. Помочь ребёнку обрести новую семью или вернуться в кровную – это первоочередная задача всего коллектива Центра в целом, и каждого специалиста в частности.

Поэтому одной из главных задач педагогов Центра является формирование у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья понятий «семейные ценности» и подготовка их к будущей семейной жизни. Они должны овладеть понятиями «семья, состав семьи, родственные связи, значимость семьи в жизни человека, благополучная семья».

В связи с этим нами было проведено исследование состояния словарного запаса о семье, семейных ценностях у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. За основу данного исследования была взята диагностика Е. В. Вальчук.

Цель диагностики в выявлении уровня состояния словарного запаса и в овладении понятиями о семейных ценностях у воспитанников с овз.

Нами было обследовано 7 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья разного возраста, среди них есть два брата.

Список воспитанников

И. Ф. возраст класс диагноз

1. Егор К. 13 лет 5 кл. ОВЗ

2. Никита К. 10,5 лет 4 кл. ОВЗ

3. Даниил М. 13 лет 6 кл. ОВЗ

4. Рустам Ш. 10,5 лет 3 кл. ОВЗ

5. Григорий А. 13 лет 7 кл. ОВЗ

6. Максим С. 18 лет 1 курс ОВЗ

7. Стерлядов Д. 17лет 9 кл. -

Каждому воспитаннику был выдан опросный лист для выявления знаний по теме: «Семья, родственные отношения».

1. Назвать свое имя и фамилию.

2. Назвать имя фамилии мамы и папы.

3. Назвать имя и фамилию бабушки и дедушка (по материнской или отцовской линии).

4. Опишите, как вы понимаете термины: мама, папа, дочь, сын, брат, сестра, братишка, сестренка, сын, дочь, бабушка, дедушка, тетя, дядя, внучка, внук, племянница, племянник.

5. Расставьте родственные связи по убыванию родства лично для вас. Выбрать, из имеющегося перечня: мама, папа, дочь, сын, брат, сестра, братишка, сестренка, сын, дочь, бабушка, дедушка, тетя, дядя, внучка, внук, племянница, племянник, муж, жена.

6. Дать характеристику термину: «семья», «родственные связи».

7. Из имеющихся терминов составить пары: родители-дети.

Термины: мама, папа, дочь, сын, брат, сестра, братишка, сестренка, сын, дочь, бабушка, дедушка, тетя, дядя, внучка, внук, племянница, племянник.

8. Какие чувства вы испытываете, когда вспоминаете о маме, папе, бабушке, дедушке, братишке, сестренке.

Критерии оценки:

Ниже среднего: Называет свое имя и фамилию, имена и отчества родителей. Знает и называет слова, обозначающие родство: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, муж, жена. Может проявлять эмоциональную отзывчивость. Имеет представление о том, что взрослым и маленьким детям нужно помогать. Понимает некоторые родственные отношения.

Средний: Уверенно называет свое имя и фамилию. Твердо знает имена и отчества родителей. Называет имена бабушек и дедушек. Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница. Понимает родственные отношения: мама, папа, родители, муж, жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь. Понимает, что бабушка и дедушка являются родителями мамы и папы. Проявляют эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, может пожалеть, посочувствовать. А так же проявляет заботу и желание помогать.

Высокий: Уверенно называет свое имя и фамилию, имена и отчества родителей, бабушек и дедушек. Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница. Понимает родственные отношения: мама, папа, родители, муж, жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, дядя, тётя. Понимает, что бабушка и дедушка являются родителями мамы и папы, дядя или тетя так же являются детьми бабушки и дедушки. Проявляют эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, может пожалеть, посочувствовать. А так же проявляет заботу и желание помогать. Проявляют интерес к профессиональной деятельности родителей. Имеют элементарные представления о том, что такое семья, семейные узы.

На каждый вопрос требуется правильный и полный ответ. Правильный и полный ответ на вопрос 1, 2, 3, 6, 8 оценивается в 2 балла каждый ответ. За ответ на 4, 5, 7 вопрос предполагается максимально по 4 балла за каждый ответ. Максимально за ответы можно получить 22 балла. При подведении итога смотрится количество балла и соотносится со степенью знаний: ниже среднего, средний, высокий.

Диаграмма уровня состояния словарного запаса и в овладении понятиями о семейных ценностях у воспитанников с ОВЗ.

Выводы:

Никита К. - ниже среднего уровень.

Даниил М., Рустам Ш., Григорий А., Егор К., Максим С. – средний уровень.

Даниил С. - высокий уровень.

Таким образом, исходя из исследования о состоянии словарного запаса и овладении понятиями семейных ценностей у данной группы воспитанников с ОВЗ, можно сделать выводы, что большинство владеет понятиями о семейных ценностях на достаточном уровне. Но в некоторых случаях это интуитивный уровень. Дети чувствуют, но ограниченность словарного запаса не позволяет в полной мере выразить свои эмоции, привязанности и отношение к семье и семейным ценностям.

Благодаря тесному сотрудничеству воспитателя и учителя-логопеда у данных воспитанников формируются представления о родственных связях и знания терминов их обозначающих, что немаловажно для их дальнейшей успешной социализации в обществе. В дальнейшем будут познаваться, и исследоваться другие темы связанные с семьей, а так же будет расширяться и обогащаться словарный запас. Ведь только через познание семьи и семейных ценностей может сформироваться целостная и гармоничная личность.

Публикации по теме:

Социальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общенияСоциальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общения «Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение» Детский сад – новый период в жизни детей. Дети переходит.

Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водойСоциальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водой Хочу продолжить разговор о «Социальной адаптации детей к условиям детского сада через эмоциональное общение». Создавать условия для бодрого,.

Дидактические игры по математике для младшего дошкольного возраста. Изучение временных понятий и определение местоположения 1. Дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра» Цель игры: упражнять детей в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

Формирование ключевых компетенций обучающихся СПО посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка В условиях реализации государственных.

Формирование знаний и умений у обучающихся 2 класса по нумерации чисел посредством разноуровневых заданий Формирование знаний и умений у второклассников по нумерации чисел посредством разноуровневых заданий. Терещук Марина Алексеевна «Формирование.

Конспект НОД «Зайчик» по развитию речи посредством формирования математических представлений в группе раннего возрастаКонспект НОД «Зайчик» по развитию речи посредством формирования математических представлений в группе раннего возраста Цель: Развитие речи через формирование элементарных математических представлений. Задачи: Закреплять представления о зайце, об его характерных.

Консультация музыкального руководителя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством музыки» Проблема адаптации детей в ДОУ остается актуальной, так как детки все больше рождаются с ослабленным здоровьем, а значит и с ослабленными.

Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ» Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ». В дошкольном учреждении старший дошкольный.

Оформление группы к Новому году как средство для развития временных понятий у детей дошкольного возрастаОформление группы к Новому году как средство для развития временных понятий у детей дошкольного возраста Оформление группы к Новому году, как средство для развития временных понятий у детей дошкольного возраста. Воспитатель : Исаева Светлана.

Семинар-практикум «Секреты формирования речевого развития детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования»Семинар-практикум «Секреты формирования речевого развития детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования» Цель: Знакомство воспитателей с возможностями лего-конструирования в речевом развитии детей. Задачи семинара:• Дать общее представление о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социальная адаптация обучающихся с ОВЗ посредством формирования понятий о семейный ценностях
Опубликовано: 20 апреля 2023 в 13:48
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социальная адаптация обучающихся с ОВЗ посредством формирования понятий о семейный ценностях» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Тимофеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД