Екатерина Тимофеева
Социальная адаптация обучающихся с ОВЗ посредством формирования понятий о семейный ценностях
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день проблема успешной социализации в обществе детей с ОВЗ актуальна, поскольку эффективность социализации личности находится в прямой зависимости от полноценности процесса речевого общения и взаимодействия. При нарушениях речевой функции у ребенка возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения, что в целом затрудняет взаимоотношения между индивидом и обществом. Важным является определение особенностей формирования семейных ценностей и условий социализации, так как от этого зависит успешность адаптации в обществе.
Публикация «Социальная адаптация обучающихся с ОВЗ посредством формирования понятий о семейный ценностях» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
24 мая 2014г. Правительство Санкт-Петербурга приняло постановление N 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей». В этом постановлении есть пункт, в котором говорится, что дети, являющиеся членами одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одну организацию для детей-сирот и размещаются в одной группе, за исключением случаев, когда это противоречит интересам детей. Это поможет ребенку не почувствовать себя окончательно вырванным из семьи. Братья или сёстры будут поддерживать друг друга, заботится о сохранении семейных ценностей.
У детей с ОВЗ недостаточно сформированы лексическая и грамматическая сторона речи, низкий уровень словарного запаса, что влияет на восприятие мира в целом и семейных отношений как его части. Имеются нарушения фонематического и языкового анализа и синтеза, недостаточно сформирована мелкая и артикуляторная моторика, наблюдаются нарушения просодических компонентов. Все эти недостатки отрицательно влияют на их общение с окружающими, а также затрудняют процесс обучения в школе. Если не устранить их своевременно, это приведет к чувству закомплексованности, помешает развитию природных способностей и интеллекта. От того, насколько развита речь устная, письменная и словарный запас ребёнка, напрямую зависят его успехи в школьной программе, успешная интеграция в общество, обретение семьи и становление целостной личностью. Поэтому, основная цель воспитательской и коррекционной работы— способствование повышению уровня готовности воспитанников к самостоятельной жизни, установление речевого контакта, навыков общения и успешной социальной адаптации.
Для всех детей, имеющих нарушения в той или иной степени характерны общие черты, которые отличают их развитие от здоровых детей. Одной из основных общих черт воспитанников с нарушениями в развитии является трудности во взаимодействии с социумом. В основном это происходит из-за трудности высказать свое мнение. Как правило, это следствие скудного словарного запаса и неумения выразить свои мысли. Впервые это было обозначено как общая закономерность аномального развития Л. С. Выготским.
В 20-е годы 20 века появился раздел лингвистики, изучающий онтогенез речи и детскую речь, формирование речевой способности ребёнка, возникновение и дальнейшее развитие индивидуального языка – онтолингвистика. Но, исследования в данном направлении не получили широкую поддержку. Работы А. Н. Гвоздева, написанные в 60-е годы, не получили широкого распространения. Не было своевременно поддержано исследование Л. В. Щербы, А книга К. И. Чуковского «От двух до пяти», рассматривалась исключительно как сборник детский высказываний, несмотря на то, что в нем содержались серьёзные лингвистические идей.
В 60–70-е годы, в связи с возникновением психолингвистики как самостоятельного научного направления, возобновился интерес к онтогенезу речи.
Исследованием словарного запаса у детей в каждом возрастном периоде занимались психологи, логопеды, педагоги, онтолингвисты В. Штерн, Н. А. Рыбникова, Ж. Пиаже, А. Р. Лурия, Н. И. Жинкин, Т. Н Ушакова, Н. М. Юрьева, М. Б. Елисеева и другие.
В Центре содействия семейному воспитанию №15 воспитываются дети, попавшие сюда вследствие различных жизненных ситуаций. Воспитанники, которые имеют братьев и сестер или те которые в сознательном возрасте перешли из семьи имеют более четкие представления о семье, родственниках, семейных ценностях. Есть и те, которые никогда не видели родителей, или забыли их. В этом случае влияние на них оказывают только окружающие люди: воспитатели, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги дополнительного образования и т. д. У таких воспитанников наблюдаются нечёткие, плохо сформированные представления о семье, родственных связях и семейных ценностях. Формирование образа семьи у детей с ограниченными возможностями здоровья происходит с затруднением. У них с опозданием формируются такие семейные ценности как : принадлежность, чувство дома, ответственность, уважение, честность, самоотверженность, приверженность традициям.
У всех этих детей наблюдаются существенные недостатки в лексике: ограниченность, бедность словарного запаса. В активный словарь такого ребёнка входят главным образом такие слова, которые отражают круг его потребностей, желаний, интересов. Специфика ограниченного словарного запаса объясняется отсутствием подлинных мотивов в речи. Надо понимать, что без специального обучения, без создания специальных педагогических условий воспитанники с ограниченными возможностями здоровья не в состоянии самостоятельно овладеть понятиями «семейные ценности, родственные отношения».
Принимая во внимание важность проблемы устройства воспитанников в семью, перед нашим коллективом стоит задача не только в создании условий для социально-трудовой адаптации ребят, но и в реализации права жить и воспитываться в семье. Помочь ребёнку обрести новую семью или вернуться в кровную – это первоочередная задача всего коллектива Центра в целом, и каждого специалиста в частности.
Поэтому одной из главных задач педагогов Центра является формирование у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья понятий «семейные ценности» и подготовка их к будущей семейной жизни. Они должны овладеть понятиями «семья, состав семьи, родственные связи, значимость семьи в жизни человека, благополучная семья».
В связи с этим нами было проведено исследование состояния словарного запаса о семье, семейных ценностях у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. За основу данного исследования была взята диагностика Е. В. Вальчук.
Цель диагностики в выявлении уровня состояния словарного запаса и в овладении понятиями о семейных ценностях у воспитанников с овз.
Нами было обследовано 7 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья разного возраста, среди них есть два брата.
Список воспитанников
И. Ф. возраст класс диагноз
1. Егор К. 13 лет 5 кл. ОВЗ
2. Никита К. 10,5 лет 4 кл. ОВЗ
3. Даниил М. 13 лет 6 кл. ОВЗ
4. Рустам Ш. 10,5 лет 3 кл. ОВЗ
5. Григорий А. 13 лет 7 кл. ОВЗ
6. Максим С. 18 лет 1 курс ОВЗ
7. Стерлядов Д. 17лет 9 кл. -
Каждому воспитаннику был выдан опросный лист для выявления знаний по теме: «Семья, родственные отношения».
1. Назвать свое имя и фамилию.
2. Назвать имя фамилии мамы и папы.
3. Назвать имя и фамилию бабушки и дедушка (по материнской или отцовской линии).
4. Опишите, как вы понимаете термины: мама, папа, дочь, сын, брат, сестра, братишка, сестренка, сын, дочь, бабушка, дедушка, тетя, дядя, внучка, внук, племянница, племянник.
5. Расставьте родственные связи по убыванию родства лично для вас. Выбрать, из имеющегося перечня: мама, папа, дочь, сын, брат, сестра, братишка, сестренка, сын, дочь, бабушка, дедушка, тетя, дядя, внучка, внук, племянница, племянник, муж, жена.
6. Дать характеристику термину: «семья», «родственные связи».
7. Из имеющихся терминов составить пары: родители-дети.
Термины: мама, папа, дочь, сын, брат, сестра, братишка, сестренка, сын, дочь, бабушка, дедушка, тетя, дядя, внучка, внук, племянница, племянник.
8. Какие чувства вы испытываете, когда вспоминаете о маме, папе, бабушке, дедушке, братишке, сестренке.
Критерии оценки:
Ниже среднего: Называет свое имя и фамилию, имена и отчества родителей. Знает и называет слова, обозначающие родство: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, муж, жена. Может проявлять эмоциональную отзывчивость. Имеет представление о том, что взрослым и маленьким детям нужно помогать. Понимает некоторые родственные отношения.
Средний: Уверенно называет свое имя и фамилию. Твердо знает имена и отчества родителей. Называет имена бабушек и дедушек. Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница. Понимает родственные отношения: мама, папа, родители, муж, жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь. Понимает, что бабушка и дедушка являются родителями мамы и папы. Проявляют эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, может пожалеть, посочувствовать. А так же проявляет заботу и желание помогать.
Высокий: Уверенно называет свое имя и фамилию, имена и отчества родителей, бабушек и дедушек. Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница. Понимает родственные отношения: мама, папа, родители, муж, жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, дядя, тётя. Понимает, что бабушка и дедушка являются родителями мамы и папы, дядя или тетя так же являются детьми бабушки и дедушки. Проявляют эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, может пожалеть, посочувствовать. А так же проявляет заботу и желание помогать. Проявляют интерес к профессиональной деятельности родителей. Имеют элементарные представления о том, что такое семья, семейные узы.
На каждый вопрос требуется правильный и полный ответ. Правильный и полный ответ на вопрос 1, 2, 3, 6, 8 оценивается в 2 балла каждый ответ. За ответ на 4, 5, 7 вопрос предполагается максимально по 4 балла за каждый ответ. Максимально за ответы можно получить 22 балла. При подведении итога смотрится количество балла и соотносится со степенью знаний: ниже среднего, средний, высокий.
Диаграмма уровня состояния словарного запаса и в овладении понятиями о семейных ценностях у воспитанников с ОВЗ.
Выводы:
Никита К. - ниже среднего уровень.
Даниил М., Рустам Ш., Григорий А., Егор К., Максим С. – средний уровень.
Даниил С. - высокий уровень.
Таким образом, исходя из исследования о состоянии словарного запаса и овладении понятиями семейных ценностей у данной группы воспитанников с ОВЗ, можно сделать выводы, что большинство владеет понятиями о семейных ценностях на достаточном уровне. Но в некоторых случаях это интуитивный уровень. Дети чувствуют, но ограниченность словарного запаса не позволяет в полной мере выразить свои эмоции, привязанности и отношение к семье и семейным ценностям.
Благодаря тесному сотрудничеству воспитателя и учителя-логопеда у данных воспитанников формируются представления о родственных связях и знания терминов их обозначающих, что немаловажно для их дальнейшей успешной социализации в обществе. В дальнейшем будут познаваться, и исследоваться другие темы связанные с семьей, а так же будет расширяться и обогащаться словарный запас. Ведь только через познание семьи и семейных ценностей может сформироваться целостная и гармоничная личность.