Мелана Аюбова
Социальная адаптация детей с особыми образовательными потребностями в полиэтнической среде на примере Республики Дагестан
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время среди государственных социальных задач Российской Федерации большое внимание уделяется созданию оптимальных условий для жизнедеятельности, установления контакта с окружающим миром и успешной психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. В Дагестане насчитывается около 27 тысяч детей-инвалидов. Наличие безработицы, экстремальной и депрессивной обстановки влияет на рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Это предопределяет важность социально-психологической работы с такими детьми.
Публикация «Социальная адаптация детей с особыми образовательными потребностями в полиэтнической среде на примере Республики Дагестан» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Дагестан
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Ограниченные возможности здоровья у таких детей означают существенное ограничение жизнедеятельности, способствующее социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении и овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение особыми детьми социального опыта, включение их в систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий. Разработка и проведение мероприятий с целью повышения ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, а также усовершенствование социально-реабилитационной деятельности может внести большой вклад в развитие науки. Разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей и сущности процесса социальной реабилитации. Правильно подобранный комплекс мер реабилитационного характера обеспечит положительный процесс адаптации индивида в общество. Таким образом, социально-психологическая работа с детьми с ограниченными возможностями — одна из наиболее важных и трудных задач современных систем психологической помощи и социального обслуживания в рамках образования.
Результаты проведенного нами теоретического анализа позволили нам прийти к выводу, что одним из самых актуальных направлений в психологии как в России, так и во всем мире, является психолого-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии и формирование социальной компетентности. Такое внимание объясняется рядом причин: увеличением удельного веса перинатальных повреждений нервной системы в структуре детской заболеваемости; патогенетической ролью ранних мозговых повреждений в биологической и социальной дезадаптации детей на последующих возрастных этапах; усилением гуманистических тенденций в обществе.
Разработка и апробация направлений психолого-педагогического сопровождения социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях в полиэтнической образовательной среды позволили нам выделить основные направления работы.
1. Психолого-педагогическое влияние, направленное на развитие конкретных социальных навыков у ребенка. В контексте этих проблем разработан целый ряд социальных навыков, которые позволяют ребенку понять сложное искусство - успешно жить в мире и согласии с самим собой и с другими. Это прежде всего позитивные навыки взаимодействия, разрешение конфликтов, совершенствование методов успешной коммуникации, формирование социальной адекватности, социальной чувствительности, саморегулирующиеся, самоанализ.
2. Работа с семьей. Эта работа заключается в повышении компетентности родителей и необходимо создания благоприятных условий для развития и воспитания детей.
3. Работа с психолого-педагогическим коллективом и создание оптимальной образовательной среды. Мы считаем, что, несмотря на особенности развития детей, в психолого-педагогическом сопровождении социально-дезадаптированного ребенка все же необходимо опираться на личную активность ребенка, на его резервные возможности к формированию образа «Я» как активного субъекта деятельности.
4. Работа с общественностью. Был разработан опросник и проведено социологическое исследование на предмет отношения общества к лицам с особыми образовательными потребностями.
Таким образом, мы считаем, что предложенные и апробированные направления психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях в полиэтнической образовательной среды в рамках проблемы социализации паралелльно решает и другую задачу - коррекция социально-дезадаптивного поведения детей с ОВЗ, которые должны осуществляется по четырем основным векторам воздействия: ребенок, родитель, учитель, среда. Дополнительным фактором, объединяющим эти векторы, является их результирующее взаимодействие.
Литература
1. Бажукова О. А. Коррекция дезадаптивного поведения умственно отсталых подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - СПб., 2007.
2. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. - М., 2002.
3. Пилипко Н., Чибисова М. Тематические встречи // Школьный психолог, 2014. №9. С. 22-25.
4. Уфимцева Л. П., Трубачева Т. П., Семенайт Н. А. Образовательная среда как ведущий фактор социализации воспитанников-сирот с нарушениями интеллекта // Дефектология, 2002. №4. С. 57-63
5. Фурманов И. А. Психология детей с нарушениями поведения – М. :, 2012.