Ермолина Ольга
Консультация «Обучение детей с особыми образовательными потребностями в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение детей с особыми образовательными потребностями в ДОУ.
Авторы: Ермолина О. С., Балабина Е. А., МБДОУ «Детский сад № 69 «Дюймовочка»комбинированного вида» г. Северодвинск.
История специальной педагогики знает немало примеров организации совместного обучения детей с особыми образовательными потребностями и обычных детей. Наша страна долгое время шла по пути дифференцированной системы образования и накопила колоссальный опыт в области дефектологии. Уже к середине 80-х гг. в СССР насчитывалось восемь типов школ для детей с отклонениями в развитии.
Публикация «Консультация „Обучение детей с особыми образовательными потребностями в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Начиная с 90-х годов, в России формируется новая образовательная система для детей с ограниченными возможностями здоровья. Концепцией модернизации российского образования до 2010 года определены приоритеты образовательной политики в области специальной (коррекционной) педагогики в виде постепенной интеграции и дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Главным образом - это проблема принятия интеграции населением, каждой семьей. Как показывает практика на сегодняшний день общество не готово к сосуществованию и взаимодействию с людьми с ограниченными возможностями. Сила эмоциональных реакций родителей «нормальных» детей на ребенка с патологией зависит от степени выраженности этой патологии, а так же внешних форм в которых данная патологи выражается. Строго говоря, есть стереотипы на восприятие, многое отклоняющееся от нормы не замечается обществом, если оно не проявляется во внешнем несоответствии, чрезмерной экспрессии или неординарности поступков.
Первый проректор МСГИ, доктор физико-математических наук Налбандян Овик Гагикович выступил на Международной конференции «Инклюзивное образование : теория, практика, перспективы развития с темой «Инклюзия: философия пространства жизни». Он высказал мнение об изменении угла зрения на понятие «норма», которое так давно принято в нашем обществе и отказе от стандартов в оценке способностей детей. Нельзя не согласиться с этим, так как большинство детей, не имеющих отклонений в здоровье, все равно имеют особые образовательные потребности, разве это не инклюзия? Очевидно, что все общеобразовательные школы и детские сады уже не одно десятилетие выпускают особых детей, а называть их так мы стали только теперь.
Введение в человеческое сообщество детей с ограниченными возможностями здоровья является основной задачей всей системы коррекционной помощи, конечной целью которой является социальная интеграция, направленная на включение ребенка в жизнь общества.
В настоящее время в России применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями :
- дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждения I-VIII видов;
- интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;
- инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
К детям с ограниченными возможностями здоровья относят: детей- инвалидов; детей с диагнозом умственной отсталости; детей с нарушением слуха, зрения, недоразвитостью речи; детей с аутизмом; детей с комбинированными нарушениями в развитии.
Интеграция — не новая для Российской Федерации проблема. В детских садах и школах России находится много детей с отклонениями в развитии. Эта категория детей крайне разнородна и «интегрирована» в среду нормально развивающихся сверстников по разным причинам. Условно можно разделить на четыре группы:
1. Дети, чья «интеграция» обусловлена тем, что отклонение в развитии не было выявлено.
2. Дети, родители которых, зная об особых проблемах ребенка, по разным причинам хотят обучать его в массовом детском саду или школе.
3. Дети, которые в результате длительной коррекционной работы, проводимой родителями и специалистами, подготовлены к обучению в среде нормально развивающихся сверстников, в результате чего специалисты рекомендуют им интегрированное обучение.
4. Дети, обучающиеся в специальных дошкольных группах и классах в массовых детских садах и школах, чье обучение и воспитание осуществляется с учетом отклонений в их развитии, но специальные группы и классы часто оказываются обособленными, изолированными.
В ходе интегрированного обучения детям с ограниченными возможностями здоровья возможно предоставляются специальные условия обучения и воспитания в соответствии с потребностями ребенка и заключениями психолого-медико-педагогической комиссии. С учетом психофизиологических особенностей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываются индивидуальные учебные планы, включающие график обучения для данного лица, учебную нагрузку, сроки освоения им образовательных программ, его аттестации.
Инклюзивное образование - это процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включены в общую систему образования. Они посещают общеобразовательные школы по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности, при этом учитываются их особые образовательные потребности. Кроме того, им оказывается специальная поддержка. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей — обеспечивается равное отношение ко всем людям, но создаются особые условия для детей с особыми образовательными потребностями.
Принципы инклюзивного образования
Инклюзивное образование предполагает принятие учеников с ограниченными возможностями здоровья как любых других детей в классе, включение их в одинаковые виды деятельности, вовлечение в коллективные формы обучения и групповое решение задач, использование стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д.
Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам.
Сегодня среди воспитателей ДОУ довольно остро стоит проблема отсутствия необходимой подготовки к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Обнаруживается недостаток профессиональных компетенций педагогов в работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов.
Особую роль в процессе обучения детей с ОВЗ играют взаимоотношения между педагогами и родителями. Родители лучше знают своего ребенка, поэтому в решении ряда проблем педагог может получить от них ценный совет. Сотрудничество учителей и родителей поможет посмотреть на ситуацию с разных сторон, а, следовательно — позволит взрослым понять индивидуальные особенности ребенка, выявить его способности и сформировать правильные жизненные ориентиры.
Список литературы:
1. Выгодский Л. С. Полное собрание сочинений т. 5, «Дефектология».
2. Дименштейн Р., Ларикова И. Интеграция или инклюзия? Споры о словах и нерешенных проблемы образования особых детей – М., РБОО «Центр лечебной педагогики» (online) : https://clp.ru
3. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии - М. : ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2008. - (Методическое пособие)
4. Тимофеева Е. А. Доклад с презентацией "Инклюзивное образование. Что это такое?" (Статья https://nsportal.ru от 19.08.2010).
5. Шипицына Л. М. "Необучаемый" ребенок в семье и обществе. СПб., 2002.