Хромова Анна Сергеевна
Консультация «Социализация ребенка инвалида-колясочника в группе общеразвивающей направленности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Социализация ребенка инвалида-колясочника в группе общеразвивающей направленности»
Рождение ребёнка с нарушениями в развитии всегда является большим стрессом для семьи. Ребёнок - инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проводя большую часть времени в кругу себе подобных, ребёнок постепенно утрачивает шанс адаптироваться когда-либо к жизни в обычной социальной среде
Публикация «Консультация „Социализация ребенка инвалида-колясочника в группе общеразвивающей направленности“» размещена в разделах
В дошкольном образовании я работаю около 40 лет, за это время было много разных изменений, социализация и интеграция детей с ОВЗ на настоящий момент становится приоритетной задачей современного российского общества и распространение, в последние годы, в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ОВЗ коснулось, непосредственно, и нашей образовательной организации.
Наш детский сад отличается от других типовых детских садов, он располагается в трех корпусах, расположенных на значительном расстоянии друг от друга в историческом центре города Самары. В ДОУ функционирует 8 групп различной направленности. В первом корпусе с 1996 года созданы 2 группы оздоровительной направленности, которые посещают дети – инвалиды с сахарным диабетом. И во втором корпусе 2 группы общеразвивающей направленности. В 3 корпусе 4 группы, три из которых комбинированной направленности для детей ОВЗ с ЗПР.
Мне хотелось бы поделиться с Вами опытом своей работы по организации воспитания и образования ребенка с ОВЗ в группе общеразвивающей направленности
В 2014 году, в возрасте 4х лет к нам в ДОУ поступила девочка, Маша М., с ОВЗ. Она была ребенком-инвалидом с нарушениями опорно-двигательной системы, передвигалась на коляске, но с сохранным интеллектом. Присутствие такого ребенка, в первую очередь, требовало деликатного и гибкого подхода всех участников образовательного процесса для успешной адаптации ребенка в среду сверстников. С этого началась наша работа – адаптация девочки к детскому коллективу и детского коллектива к «особенному» ребенку. С родителями воспитанников была проведена подготовительная работа о том, что в группе появится ребенок-колясочник. С детьми проведены тематические беседы, основной целью которых была донести до них, что «мы разные, но мы равные».
Ожидая особенного ребенка, мы немного изменили развивающую среду, переставили уголки, раздвинули столы, расширили игровые зоны – постарались сделать все для комфортного пребывания девочки на коляске в группе, и чтобы ничего не мешало ее самостоятельному передвижению.
На начальном этапе мной были подобраны игры на моторику, пальчиковые гимнастики, упражнения, задания, т. е. такая деятельность, которую можно было бы выполнять сидя всей группой на ковре, таким образом, для ребенка создавались комфортные условия, где она чувствовала себя наравне со всеми, Детям инвалидам не нужна жалость, им нужна дружба и помощь, при такой деятельности не ущемлялись и интересы других детей. В дальнейшем этот прием использовался на занятиях, физкультминутках.
На занятиях Маша сидела на стульчике с поддерживающим корсетом, это создавало определенные трудности для ребенка – она быстро утомлялась, могла отказаться от выполнения задания, в связи с этим для ребенка был разработан индивидуальный образовательный маршрут. Который помогал корректировать работу с ней.
Педагогами был сделан упор на такие виды деятельности, которые направлены на сплочение детского коллектива, на развитие навыков сотрудничества, взаимодействия, взаимопомощи. С детьми разучивались больше новых настольных игр, игры на конструирование, дети активно использовали настольные театры. Такая организация позволила детям активно взаимодействовать друг с другом и в таких видах деятельности ребенок и для нас, и для родителей открылся с новой стороны. Девочка стала лидером и лучшим другом для многих детей в коллективе.
Театральная деятельность велась в совместной работе с музыкальным руководителем и здесь Маша раскрылась. У девочки оказался хороший слух и голос, эту одаренность мы начали поощрять и развивать в ребенке. Маша активно участвовала во всех утренниках и праздниках. Музыкальным руководителем были так подобраны номера, что девочка всегда была задействована. Например, танец «Цветы», танец «Снежинки» и т. д. в которых Маша выступала как солистка, а дети группы выстраивали движения вокруг девочки, сидящей на коляске, но имеющей ключевую роль в танце. Более трогательных номеров в нашем детском саду не было!
Ежегодно, на равных правах с другими детьми, девочка принимала участие в конкурсах чтецов, городских конкурсах рисунков «Мир глазами ребенка», фестивалях детского творчества.
В рамках детско-родительского клуба «Традиция», согласно годовому венку праздников в нашей группе проводились совместные мероприятия с родителями и детьми – это и «Покровские посиделки», и праздник «Троицы», семейные чаепития, «Рождественские вечера». и т. д. Такие праздники объединяют родителей и детей. Первый раз семья Маши была только наблюдателями, затем стали активными участниками. Хочу сказать, что для мамы Маши, Ольги Евгеньевны, это был бесценный опыт, она поняла, что никто не стесняется ее ребенка и не боится ему навредить, ее любят, с ней дружат и играют.
Многие годы наш детский сад активно сотрудничает с разными социальными институтами детства- детской библиотекой, музыкальной школой, художественным музеем. Присутствие ребенка с ОВЗ никак не изменило эту деятельность. Мы продолжали ходить в библиотеку, театр, филармонию, музеи, т. е. ребенок активно социализировался вместе с другими детьми. Хочется отметить, что во многих учреждениях создана среда для маломобильных граждан, но она часто не исправна или не используется по назначению. Так, однажды, мы пришли на экскурсию и в первый раз, полностью оснащенное учреждение лифтами и пандусами, нас не могло принять с девочкой на коляске. В дальнейшем эта ситуация была исправлена. Где не было подъемников, нас встречала охрана и помогала с перемещениям по лестницам. Следует отметить, что на протяжении всего времени с девочкой находился няня – тьютор, которая помогала девочке передвигаться, но которая не занималась образовательной стороной, когда ребенок находился в дошкольной образовательной организации.
Наш детский сад Маша посещала 3 года, за это время девочка выросла социализированной личностью и сейчас обучается во 2 классе гимназии № 3.
Для того чтобы создать условия для лучшей социализации детей с ОВЗ в рамках нашего сада мы начали использовать точечную инклюзию, В этом году к нам пришел мальчик
с дцп, тоже инвалид-колясочник, но ему требуется коррекционная работа дефектолога, логопеда, также работает группа дневного пребывания