МААМ-картинки

Консультация «Социализация ребенка инвалида-колясочника в группе общеразвивающей направленности»

Хромова Анна Сергеевна
Консультация «Социализация ребенка инвалида-колясочника в группе общеразвивающей направленности»
▼ Скачать + Заказать документы

«Социализация ребенка инвалида-колясочника в группе общеразвивающей направленности»

Рождение ребёнка с нарушениями в развитии всегда является большим стрессом для семьи. Ребёнок - инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проводя большую часть времени в кругу себе подобных, ребёнок постепенно утрачивает шанс адаптироваться когда-либо к жизни в обычной социальной среде

Публикация «Консультация „Социализация ребенка инвалида-колясочника в группе общеразвивающей направленности“» размещена в разделах

В дошкольном образовании я работаю около 40 лет, за это время было много разных изменений, социализация и интеграция детей с ОВЗ на настоящий момент становится приоритетной задачей современного российского общества и распространение, в последние годы, в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ОВЗ коснулось, непосредственно, и нашей образовательной организации.

Наш детский сад отличается от других типовых детских садов, он располагается в трех корпусах, расположенных на значительном расстоянии друг от друга в историческом центре города Самары. В ДОУ функционирует 8 групп различной направленности. В первом корпусе с 1996 года созданы 2 группы оздоровительной направленности, которые посещают дети – инвалиды с сахарным диабетом. И во втором корпусе 2 группы общеразвивающей направленности. В 3 корпусе 4 группы, три из которых комбинированной направленности для детей ОВЗ с ЗПР.

Мне хотелось бы поделиться с Вами опытом своей работы по организации воспитания и образования ребенка с ОВЗ в группе общеразвивающей направленности

В 2014 году, в возрасте 4х лет к нам в ДОУ поступила девочка, Маша М., с ОВЗ. Она была ребенком-инвалидом с нарушениями опорно-двигательной системы, передвигалась на коляске, но с сохранным интеллектом. Присутствие такого ребенка, в первую очередь, требовало деликатного и гибкого подхода всех участников образовательного процесса для успешной адаптации ребенка в среду сверстников. С этого началась наша работа – адаптация девочки к детскому коллективу и детского коллектива к «особенному» ребенку. С родителями воспитанников была проведена подготовительная работа о том, что в группе появится ребенок-колясочник. С детьми проведены тематические беседы, основной целью которых была донести до них, что «мы разные, но мы равные».

Ожидая особенного ребенка, мы немного изменили развивающую среду, переставили уголки, раздвинули столы, расширили игровые зоны – постарались сделать все для комфортного пребывания девочки на коляске в группе, и чтобы ничего не мешало ее самостоятельному передвижению.

На начальном этапе мной были подобраны игры на моторику, пальчиковые гимнастики, упражнения, задания, т. е. такая деятельность, которую можно было бы выполнять сидя всей группой на ковре, таким образом, для ребенка создавались комфортные условия, где она чувствовала себя наравне со всеми, Детям инвалидам не нужна жалость, им нужна дружба и помощь, при такой деятельности не ущемлялись и интересы других детей. В дальнейшем этот прием использовался на занятиях, физкультминутках.

На занятиях Маша сидела на стульчике с поддерживающим корсетом, это создавало определенные трудности для ребенка – она быстро утомлялась, могла отказаться от выполнения задания, в связи с этим для ребенка был разработан индивидуальный образовательный маршрут. Который помогал корректировать работу с ней.

Педагогами был сделан упор на такие виды деятельности, которые направлены на сплочение детского коллектива, на развитие навыков сотрудничества, взаимодействия, взаимопомощи. С детьми разучивались больше новых настольных игр, игры на конструирование, дети активно использовали настольные театры. Такая организация позволила детям активно взаимодействовать друг с другом и в таких видах деятельности ребенок и для нас, и для родителей открылся с новой стороны. Девочка стала лидером и лучшим другом для многих детей в коллективе.

Театральная деятельность велась в совместной работе с музыкальным руководителем и здесь Маша раскрылась. У девочки оказался хороший слух и голос, эту одаренность мы начали поощрять и развивать в ребенке. Маша активно участвовала во всех утренниках и праздниках. Музыкальным руководителем были так подобраны номера, что девочка всегда была задействована. Например, танец «Цветы», танец «Снежинки» и т. д. в которых Маша выступала как солистка, а дети группы выстраивали движения вокруг девочки, сидящей на коляске, но имеющей ключевую роль в танце. Более трогательных номеров в нашем детском саду не было!

Ежегодно, на равных правах с другими детьми, девочка принимала участие в конкурсах чтецов, городских конкурсах рисунков «Мир глазами ребенка», фестивалях детского творчества.

В рамках детско-родительского клуба «Традиция», согласно годовому венку праздников в нашей группе проводились совместные мероприятия с родителями и детьми – это и «Покровские посиделки», и праздник «Троицы», семейные чаепития, «Рождественские вечера». и т. д. Такие праздники объединяют родителей и детей. Первый раз семья Маши была только наблюдателями, затем стали активными участниками. Хочу сказать, что для мамы Маши, Ольги Евгеньевны, это был бесценный опыт, она поняла, что никто не стесняется ее ребенка и не боится ему навредить, ее любят, с ней дружат и играют.

Многие годы наш детский сад активно сотрудничает с разными социальными институтами детства- детской библиотекой, музыкальной школой, художественным музеем. Присутствие ребенка с ОВЗ никак не изменило эту деятельность. Мы продолжали ходить в библиотеку, театр, филармонию, музеи, т. е. ребенок активно социализировался вместе с другими детьми. Хочется отметить, что во многих учреждениях создана среда для маломобильных граждан, но она часто не исправна или не используется по назначению. Так, однажды, мы пришли на экскурсию и в первый раз, полностью оснащенное учреждение лифтами и пандусами, нас не могло принять с девочкой на коляске. В дальнейшем эта ситуация была исправлена. Где не было подъемников, нас встречала охрана и помогала с перемещениям по лестницам. Следует отметить, что на протяжении всего времени с девочкой находился няня – тьютор, которая помогала девочке передвигаться, но которая не занималась образовательной стороной, когда ребенок находился в дошкольной образовательной организации.

Наш детский сад Маша посещала 3 года, за это время девочка выросла социализированной личностью и сейчас обучается во 2 классе гимназии № 3.

Для того чтобы создать условия для лучшей социализации детей с ОВЗ в рамках нашего сада мы начали использовать точечную инклюзию, В этом году к нам пришел мальчик

с дцп, тоже инвалид-колясочник, но ему требуется коррекционная работа дефектолога, логопеда, также работает группа дневного пребывания

Публикации по теме:

Конспект физкультурного досуга в группе общеразвивающей направленности 4–5 лет «Котята» Цель: совершенствование умения выполнять метание в горизонтальную цель, играть в знакомые игры. Задачи: развивать и совершенствовать двигательные.

Конспект НОД по познавательному развитию в группе общеразвивающей направленности для для детей 4–5 летКонспект НОД по познавательному развитию в группе общеразвивающей направленности для для детей 4–5 лет КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5.

Конспект НОД в группе общеразвивающей направленности для детей 6–7 лет «Любимый город» ХОД ЗАНЯТИЯ «Любимый город» Дети под легкую музыку забегают в зал, встают по кругу. Муз. рук: Ребята, давайте друг друга поприветствуем.

Отчет о проделанной работе в подготовительной группе общеразвивающей направленности Отчет о проделанной работе в подготовительной группе общеразвивающей направленности № 8 за 2018-2019 учебный год Воспитатели: .Пилякина.

Педагогический проект «Земля — наш общий дом» в группе общеразвивающей направленности 4–5 летПедагогический проект «Земля — наш общий дом» в группе общеразвивающей направленности 4–5 лет Педагогический проект «Земля - наш общий дом» в группе общеразвивающей направленности 4 -5 лет. Тип проекта: Познавательно-исследовательский.

Педагогическое представление для ПМПК на ребенка-инвалида 4–5 лет по слуху Педагогическое представление для ПМПК __Ф. И___, дата рождения ___года. Посещает детский сад ___с ___года. Период адаптации.

Педагогическое представление для ПМПК на ребенка-инвалида по слуху 3–4 лет Педагогическое представление для ПМПК ___Ф. И___, дата рождения ___года. Посещает детский сад___с ___года. Период адаптации.

Перспективный план на лето в младшей группе общеразвивающей направленности Перспективный план на лето в младшей группе общеразвивающей направленности Тематический блок №1 «ИЮНЬ» 1неделя: «Лето красное пришло».

Проект «Эти полезные фрукты» в старшей группе общеразвивающей направленности МДОБУ «Сертоловский ДСКВ №2» Всеволожский район, Ленинградской области Проект: «Эти полезные фрукты» (старшая группа общеразвивающей направленности).

Проект «Знакомимся с космосом» в средней группе общеразвивающей направленности МДОБУ «Сертоловский ДСКВ №2» Всеволожский район, Ленинградской области Проект «Знакомимся с космосом» (средняя группа общеразвивающей направленности).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Социализация ребенка инвалида-колясочника в группе общеразвивающей направленности»
Опубликовано: 13 октября 2019 в 17:02
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Социализация ребенка инвалида-колясочника в группе общеразвивающей направленности»» (включая файлы) размещена пользователем Хромова Анна Сергеевна (УИ 2043124) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД