Надежда Тиханкина
Планирование по самообразованию «Индивидуализация и социализация дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы:
«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (Л. Н. Толстой)
Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Он является благоприятным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений. Процесс социализации детей дошкольного возраста вводит ребенка во взрослую жизнь, является фундаментом в становлении и проявлении социальной культуры.
Публикация «Планирование по самообразованию „Индивидуализация и социализация дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Творчество - это универсальное средство развития индивидуальности, которое обеспечивает устойчивую адаптацию к новым условиям жизни. Все больше внимания уделяется изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности. Опыт показывает, что в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять большое внимание нетрадиционной изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам, но учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем.
Пластилинография - это один из сравнительно недавнего появления нового вида в изобразительной деятельности. Основной материал - пластилин, а основным инструментом является рука, вернее обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми (Г. Н. Давыдова).
Цель:
- Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
- Систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на развитие творческих способностей детей через работу с пуговицами и занятия пластилинографией.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения литературы, методик и технологий по теме.
- Выявить особенности развития творческих способностей детей.
- Способствовать развитию интереса к пластилинографии и работе с пуговицами.
- Побуждать к проявлению индивидуальности, своих способностей в изобразительной деятельности.
- Освоить разные способы и приемы работы с пластилином.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- Изучение литературы по теме.
- Разработка рабочей дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы художественной направленности: «Мастерилка»
- Посещение НОД воспитателей, специалистов ДОУ.
- Посещение педсоветов, методических объединений, семинаров, конференций.
- Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег.
- Обобщение результатов на заседании педагогического совета.
Перспективный план по самообразованию
на 2018 – 2019 год.
Месяц Тема Содержание работы Практический выход
Сентябрь - подбор и изучение литературы по теме;
- подготовка дидактических игр и упражнений;
- консультации для родителей;
- мастер-класс для родителей.
Консультация для родителей на тему: «Волшебный пластилин».
Октябрь Консультация для родителей «Филобутонистика – коллекционирование пуговиц».
«Листья кружатся»
Дидактическое пособие «Чудо-дерево»
Привлечение родителей к созданию коллекции пуговиц нашей группы.
Ознакомить детей с техникой пластилинографии: контурной и мозаичной, осваивать навыки работы с пластилином: скатывание длинных колбасок и выкладывание их по контуру; скатывание одинаковых шариков и заполнение ими пространство выделенное контуром. Формировать умение создавать красивую композицию в сотворчестве с воспитателем. Развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве. Воспитывать любовь к природе.
Начать работу с детьми по изготовлению «Чудо-дерева», которая будет продолжаться в течение всего учебного года. Расширять и обогащать представления детей об изменениях, происходящих в природе в разные сезоны года. Обогащать словарный запас; активизировать речь. Коллекция пуговиц нашей группы.
Творческие работы воспитанников.
Ноябрь «Урожай собирай и на зиму запасай!»
Открытый показ. Анкетирование родителей: «Как вы развиваете творчество детей дома?» Учить создавать изображение фруктов и овощей на плоскости с помощью пластилина, познакомить с понятием – натюрморт; закреплять приемы работы в технике «пластилинография»: отщипывание, раскатывание, придавливание. Развивать мелкую моторику пальцев, координацию речи с движением, глазомер, сенсорную сферу, внимание, фантазию, эстетическое восприятие. Расширять знания детей об овощах и фруктах их пользе для здоровья человека; воспитывать усидчивость, самостоятельность.
Показать открытое занятие по кружковой работе. Творческие работы воспитанников.
Презентация опыта работы.
Декабрь «Снеговик, снеговик, Он не мал и не велик»
Продолжать осваивать навыки мозаичной пластилинографии - скатывать мелкие шарики нужного цвета, располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета, слегка прижать. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании. Развивать мелкую моторику. Формировать умение испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки. Творческие работы воспитанников.
Январь Мастер – класс для родителей
«Прилетели снегири»
Расширить представления детей о зимующих птицах, развивать умение передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности. Закреплять приёмы скатывания, расплющивания, примазывания, соединяя прямую и многослойную пластилинографию, воспитывать бережное отношение к природе.
Творческие работы воспитанников «Снегири на ветке».
Февраль «Сердечки» Познакомить с обратной пластилинографией (витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура, использовать для работы пластиковую прозрачную поверхность (прозрачные пластиковые крышки, контейнеры и т. д.) Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы. Развивать мелкую моторику рук. Творческие работы воспитанников.
Март Практикум для родителей «Пластилин как помощник в развитии творческих способностей детей». Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии и объемной лепки. Воспитывать художественный вкус, пространственное мышление (сочетать цвета; создавать необходимые цвета путём смешивания; создавать композиции).
Творческие работы.
Апрель «Ракета»
Проведение конкурса - сказки про пуговицу «Сказочная страна». Заинтересовать детей рисованием ко Дню космонавтики в технике пластилинография. Формировать умение использовать знакомые виды пластилинографии, сочетать их в своей работе. Побуждать дополнять свою работу звездами, планетами, кометами и т. д. по выбору детей.
Организация праздничного досуга, развития познавательных, творческих способностей детей через игровую деятельность. Творческие работы воспитанников.
Май Дидактическое пособие - Чудо-дерево «Времена года». Формирование представлений детей о сезонных изменениях в природе. Расширять и обогащать представления детей об изменениях, происходящих в природе в разные сезоны года. Обогащать словарный запас; активизировать речь. Развивать умение соотносить явления природы с сезонными изменениями; формирование устойчивого интереса к познавательной деятельности. Воспитывать доброжелательные отношения в процессе взаимодействия со сверстниками; воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.
Оформление выставки «Чудеса воображения» - галерея лучших детских работ.
Список литературы:
1. А. А. Анистратова, Н. И. Гришина «Поделки из ткани, ниток и пуговиц». М; Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова; издательство: ОНИКС.
2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.
3. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М., «Скрипторий»2003, 2006г.
4. Давыдова Г. Н. «Пластилинография», «Скрипторий», 2003 – 96с.
5. Давыдова Г. Н «Цветочные мотивы» пластилинография М. : «Скрипторий» 2003г.
6. Е. Д. Закржевская, С,В. Марсаль «110 увлекательных поделок из пуговиц.» Серия «Мир вашего ребенка». Ростов-на-Дону: издательство: «Феникс».
7. Казакова Т. Г. Детское изобразительное творчество. – М., 2006.
8. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 192с.
9. Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем. – М., 2004
10. Лыкова И. А. Мы лепили, мы играли: книга для занятий с детьми 3-7 лет. – М., 2000.
11. Любина Г., Желонкин О. Рука развивает мозг // Ребенок в детском саду – 2003 - №5,
12. Румянцева Е. А. Необычная лепка. – М., 2006
13. Тихомирова О. Ю., Лебедева Г. А. «Пластилиновая картина: Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» Москва, «Мозаика – Синтез», 2011. — 64 с