ольга чибрикова
Социализация старших дошкольников путем организации детской трудовой деятельности в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Ввести ребенка в мир человеческих отношений-
одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста»
В. А. Сухомлинский.
Проблема социального развития ребенка особенно актуальна, т. к. одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности социализации ребенка. Следовательно, среда детского сада, культура общения взрослого с ребенком, ребенка со сверстниками, разнообразие видов детской деятельности – это и есть основные компоненты социализации дошкольника.
Темочки:
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Современный дошкольник, он - умный, развитый, любознательный, эрудированный, хорошо информированный, и в то же время он - импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный, педагогически запущенный, воспитываемый телевизором. Он рассуждает на "взрослые" темы, смотрит сериалы, разбирается в хитросплетениях сюжетный линий, подробно пересказывает просмотренное бабушкам и мамам, делая неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях. Личностное развитие детей во все времена непосредственно связано с героями книжек, фильмов и мультфильмов на которых они равняются. Но герои современного культурного пространства резко отличаются от тех красивых, добрых, заботливых, любящих, ценящих дружбу, неагрессивных персонажей, на которых выросли родители нынешних дошкольников, их бабушки и дедушки. Чаще всего героями для дошкольников становятся персонажи современных мультфильмов с супер-способностями, которые далеко не всегда являются носителями духовных ценностей. В связи с этим возникает проблема, дети не хотят трудиться, выполнять обязанности, поручения, они думают, что все произойдет само собой, как у супер-героев. Социализация детей дошкольного возраста - процесс длительный и многоплановый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя определенную роль, отображаемую обществом. Шаг за шагом приобретает опыт поведения в соответствии с требованиями социума. Для воспитания полноценной личности необходимо содействовать социализации ребенка, в его первых социумах (семье и группе детского сада, которые могут способствовать социальной адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешного взаимодействия с окружающим его миром.
Для этого мною был разработан проект: «Социализация старших дошкольников путем организации детской трудовой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО».
Цель проекта: трудовое воспитание старших дошкольников как процесс, интегрирующий все сферы их развития, становления личности, как одно из средств социализации ребенка.
Задачи:
1. Расширять у старших дошкольников общее представление о труде взрослых, об его разных видах; о том, что труд – это деятельность, в результате которой создаются необходимые людям материальные ценности; человек использует в труде созданные им машины и механизмы, облегчающие труд.
2. Получать обобщенные представления о взаимосвязи труда людей разных профессий (например, рыбная ловля на судах, морских нефтяных вышках, изучение моря, полезных ископаемых и морских ценностей и др.).
3. Узнавать правила обращения с инструментами и бытовой техникой.
4. Учить детей испытывать чувство уважения и благодарности к людям, создающим разнообразные предметы и ценности. Учить детей стремиться оказывать помощь взрослым, проявлять заботу о них и внимание к их работе.
5. Иметь представления о структуре трудового процесса, уметь вычленять компоненты, выстраивать схему трудового процесса.
6. Переносить знания о труде взрослых, о нормах взаимоотношений людей, о культуре труда в сюжетно – ролевые игры и свой труд.
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, сотрудники детского сада.
На первом этапе проекта, мы с детьми играли в игры: «Угадай, что я делаю?», «Что сначала, что потом?», «Назови профессию», «Кому без них не обойтись», «Кто огромный труд вложил, чтобы ты костюм носил», «Кем я буду». Читали литературу, самостоятельно приобретали знания о труде из разных источников (книг, телевидения, рассказы взрослых). Деятельность была направлена для решения поставленных задач.
На втором этапе (практическом, работа была разделена на два блока. Первый блок – это экскурсии по детскому саду (работа сотрудников детского сада (оператора стиральных машин, кастелянши, повара и его помощника, дворника, калькулятора). И виртуальные экскурсии – рыболовство, машиностроение, космонавтика. Работа была направлена на потребность систематически выполнять посильные трудовые обязанности и умение трудиться сообща. Уточняли взаимосвязь труда людей разных профессий. Второй блок – детский труд :
- профессия повара (приготовление фруктового салата, бутербродов, напитка из ягод) и профессия калькулятора (делили и рассчитывали фрукты на нужное количество человек);
- профессия прачки (стирка кукольной одежды, постельного белья для кукольных кроваток, сушка и глажка); и кастелянши пришивали петли к новым полотенцам, халатам, одежде кукол и своей одежде, вышивали платочки для кукол, пришивали пуговицы;
- профессия дворника (очищали на улице участок от выпавшего снега, веточек, посыпали песком и солью дорожки) и профессия токаря (помогали одевать черенки на детские лопатки, «связывали» метелкам);
- машиностроение (изготовление ракеты из бросового материала и различных видов транспорта из конструкторов);
- рыболовство (изготовление поплавков для рыбалки, лепка из соленого теста разных видов рыб, изготовление приманок для рыб).
Мною использовались приемы: «Сделай сам, как у меня», «Сделай сам, без меня», «Сделай сам, но по-другому», «Подумай и сделай, как хочешь», «Попробуй сравнить и расскажи, что тебе удалось сделать лучше».
На заключительном этапе проекта, мы представили свои умения родителям: оформили фото альбом «Трудиться нам не лень»; создали книжки-малышки (по профессиям своих родителей); создали мини-музеи («Кулинарные книги», «Орудие труда моих родителей (для повара, логиста, специалиста сотовой связи, мерчендайзера, медицинской сестры, кассира, учителя, модельера, визажиста и др.)»; «Рыболовное хобби»; обновили халаты, фартуки; пополнили выносной инвентарь для уборки участка.
Основная цель – тактично и умело ввести детей в круг трудового общения, довести до сознания каждого ребенка, что его труд необходим. Результатом реализации данного проекта стало то, что дети познали радость совместного труда, ощутили масштабность его возможностей, почувствовали его необходимость. Решению задач, так же способствовало объединение ребят на длительное время в небольшие подгруппы – привело к установлению контактов, укреплению дружеских взаимоотношений. Дети стали активнее помогать друг другу, научились заботиться о товарищах, стремятся к сотрудничеству. У малоактивных детей появилась уверенность в своих силах, усилилось желание проявить себя, ведь поддержка товарищей – основной стимул к деятельности. Неумелые, медлительные дети заметно подтянулись. Ребята с более устойчивыми навыками научились переживать неудачи товарищей, стали стремиться научить их трудовым процессам, проявляя при этом инициативу и самостоятельность.
Можно сделать вывод, что социализация детей старшего дошкольного – немыслима без активного детского труда. Фундаментом воспитания и образования детей являются впечатления об окружающей действительности. Чем разнообразнее опыт ребенка, тем больше возможностей для его развития и воспитания в большом мире, этому нужно уделять особое внимание.