Марина Пучкова
Социализация дошкольника — как ведущий фактор психолого-педагогической готовности ребенка к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентированно на обеспечение познавательного развития детей. Однако особенность дошкольного возраста заключается, не только в овладении ребенком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении и развитии его личностных качеств, социализации. Страдает развитие социальных навыков и у детей с задержкой психического развития. Из-за психического недоразвития, речевых недостатков, агрессивности, нарушении поведения, затрудненно общение со сверстниками и взрослыми.
Публикация «Социализация дошкольника — как ведущий фактор психолого-педагогической готовности ребенка к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Работая в специализированном детском саду для детей с задержкой психического развития (ЗПР, пришла к выводу, что развитие социальных навыков и умений является ведущим фактором психолого-педагогической готовности ребенка к школе. Я искала методы и приемы, которые могут помочь повысить уровень психологической готовности детей с ЗПР к школе.
В своей статье я раскрываю особенности школьной готовности детей, с задержкой психического развития. Моя работа направлена на изучение эффективности формирования социальных навыков у детей с задержкой психического развития (ЗПР, при системном проведении коррекционных занятий.
Социальные навыки у детей с ЗПР формируются быстрее и прочнее при: - соблюдении преемственности в реализации системы; - непрерывности обучающего процесса; - использование разнообразных психологических игр, упражнений, тренингов, бесед, - привлечение родителей.
В совей работе я решала следующие задачи:
- формирование эмоциональной децентрации, под которой понимается способность к восприятию и учету состояний, желаний и интересов других людей; - развитие осознанного, ответственного отношения к режимным моментам; - развитие самостоятельности и сотрудничества; - повышение саморегуляции и самоконтроля; - повышение общего эмоционального фона и улучшение психологического климата в группе; - выработка единых требований и методов воспитания с семьей.
Мною предложены методы и приемы, которые помогут решить выше изложенные задачи.
Поступающим в школу детям с ЗПР присущ ряд специфических особенностей: - недостаточно сформированы умения навыки и знания для усвоения программного материала, им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения, они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности. Внимание детей с ЗПР характеризуются неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте, недостаточно развиты все виды памяти и формы мышления. Отличается от нормы и речь детей с ЗПР. Многим из них присущи дефекты произношения, что естественно приводит к затруднению в процессе овладения чтением и письмом. Имеют бедный словарный запас, особенно активный.
Если в течение дошкольного возраста систематически проводить специально подобранные психологические игры и упражнения, использовать ритуалы в жизни и на занятиях, то у детей будет легче проходить адаптационный период в школе. Изучив психолого-педагогическую литературу, мной был составлен: перспективный план работы на учебный год. (В основу плана работы был взят цикл коррекционно-развивающих занятий С. И. Семенака, и ряд игр и упражнений из программы по социально-эмоциональному развитию дошкольников “Я–ТЫ–МЫ” / Сост. : О. Л. Князева.)
Цель занятий: - снижение значимости травмирующего фактора;- повышение самооценки;- снижение значимости неудачных поступков и действий; - формирование умения выходить из конфликтных ситуаций; - развивать добрые и теплые отношения между детьми, помочь понять, что вместе играть интереснее
В ежедневную работу с детьми было введено “оценочное панно” детской деятельности по режимным моментам, способствует развитию произвольных процессов, адекватного отношения к себе и к окружающим, умению анализировать свою деятельность и умению дать оценку деятельности сверстника, умению планировать свою деятельность, стимулирует выполнение правил и норм поведения. Оценивание детей происходит после каждого вида деятельности.
В работе использовались дидактические игры, такие как: “Мальчики и девочки”, “Что случилось с другом?”, “Доброе сердце”, “Как тебя зовут”, которые способствуют формированию дружеских взаимоотношений, развитию сплоченности детского коллектива.
К концу учебного года дети научились учитывать желания и интересы сверстников, партнера по игре; более организованно и ответственно относится к режимным моментам; повысился уровень самостоятельности и самоконтроля; коллектив группы стал сплоченнее, дисциплинированнее, дети могут играть все вместе, распределяются на группы по интересам, конфликты устраняются мирно; с родителями были отработаны единые требования и методы воспитан