Получи документы

Социализация детей с функциональным расстройством зрения

Ирина Улитина
Социализация детей с функциональным расстройством зрения
▼ Скачать + Заказать документы

Социализация дошкольников с функциональным расстройством зрения.

Социализация – это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит.

Социализация предполагает обязательное освоение ребенком социально-культурного опыта, результаты которого позволят активно, компетентно и ответственно участвовать в различных видах социальной деятельности. Зрительный дефект затрудняет взаимодействие с социальной средой и провоцирует, по выражению Л. С. Выготского, «социальную ненормальность поведения».

Публикация «Социализация детей с функциональным расстройством зрения» размещена в разделах

Овладение детьми с нарушением зрения социально-культурным опытом предполагает активность самого ребенка и умение педагогов, родителей передать этот опыт в доступной для них форме. Поскольку дефект зрения ведет к нарушению социальных отношений, у ребенка постепенно может возникнуть ряд негативных социальных установок (установка на избегание зрячих, иждивенчество, неадекватное ситуативное поведение). От этого страдает его подготовка к самостоятельной жизни.

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых и сверстников, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Для этого в нашем ДОУ используется принцип социализирующей направленности образовательного процесса. Этот принцип предполагает приоритетное формирование у детей качеств личности, необходимых для социальной адаптации, таких как уверенность в своих силах и настойчивость, коммуникативность и доброжелательность, самостоятельность и ответственность. Умение жить в коллективе на основе взаимопомощи, дружеского сотрудничества.

Процесс социализации личности ребенка начинается в семье. В своей книге «Семейная академия» Р. В. Овчарова рассматривает семью, как социальную группу, в которой представлены различные возрастные, половые, профессиональные роли. В семье ребенок приобретает опыт родственных отношений внутри группы близких ему людей; можно сказать, что в семье он учится быть семьянином. Но наилучшим для ребенка является интегрированный тип воспитания, органично сочетающий семейную и общественную форму. Общаясь со сверстниками и более широким кругом людей в детском саду, малыш приобретает социальный опыт общения в окружающем его мире.

Поступление в детский сад - один из первых шагов на пути к большому миру для ребенка. Это еще и один из самых ответственных шагов, как для ребенка, так и для взрослых. Первые впечатления самые незабываемые. Именно от воспитателя зависит, станут ли эти впечатления яркими, красочными, радостными для ребенка, либо навсегда оставят неизгладимый отрицательный след в детской душе.

Начинается процесс социализации в младшем возрасте с развития доброжелательных отношений детей к близким людям : любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателю. На это направлены особые традиции младшей группы нашего ДОУ: еще в раздевалке дети видят следы, которые ненавязчиво ведут их в группу, там ребятишек вместе с воспитателем встречает улыбчивое солнышко, протягивает к ним руки. Оформлен уголок семьи, где представлены фотографии ребенка с мамой и папой.

Одной из задач социализации младших дошкольников является развитие эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей, сверстников, героев сказок, животных, желание им помочь. Решению этой задачи помогает расширение кругозора детей с помощью чтения книг, ролевых игр, игр-драматизаций. В младшем возрасте дети начинают осваивать умение передавать свое эмоциональное состояние в имитационно-образных играх, совместных праздниках.

Установлению добрых отношений между детьми способствуют различные сюжетно-ролевые игры, а также разные способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в повседневном общении и бытовой деятельности. Все ролевые игры развивают воображение детей. Каждая игра может включать в себя очень много вариантов, различных ситуаций, решая которые, ребенок познает мир взрослых, мир отношений. Играя, он учится подражать взрослым, тем самым, готовясь постепенно к жизни в обществе. И чем успешнее ребенок осваивает в игре стереотипы поведения, чем больше из игр узнает о мире в целом, тем легче он вольется в любой коллектив.

Доброй традицией нашего ДОУ являются совместные праздники и проекты старших и младших дошкольников. Например, совместный проект старшей и младшей группы «Уроки доброты», организованный учителем-дефектологом Короленко Е. В. В ходе проекта старшие ребята приходили к малышам, учили их умываться, одеваться, играли с ними, делали совместные поделки. Это чрезвычайно ценный опыт общения и взаимопомощи, как для малышей, так и для детей постарше.

Средний дошкольный возраст. Этот возрастной отрезок характеризуется тем, что дети начинают задавать бесконечное количество вопросов обо всём на свете. Поэтому мы стараемся расширить социальный опыт детей с помощью экскурсий за пределы детского сада: к ближайшему перекрестку, спортивной площадке, в филиал научной библиотеки, парк им. А. Степанова, к цветнику и т. д. На экскурсиях дети осваивают правила поведения в общественных местах, ближе знакомятся с природой, т. к. для современного ребенка, особенно жителя большого города, природа выступает чуждой, неизвестной средой. Одним из средств социализации детей является праздник : на праздниках они могут самореализоваться, испытывают радость от взаимодействия со взрослыми и другими детьми, учатся быть успешными.

Старший дошкольный возраст. Коммуникация ребёнка приобретает личностную форму. Это начало формирования своей индивидуальности. Как показала практика, и здесь одна из самых продуктивных форм обогащения социального опыта детей с ФРЗ - экскурсия. Мы выделили несколько видов экскурсий:

- к социально-значимым объектам ближайшего окружения;

- к объектам, связанным с профессиональной деятельностью человека;

- к объектам культурного наследия нашего города.

Экскурсии к социально-значимым объектам ближайшего окружения.

В начале учебного года мы с ребятами всегда посещаем школы нашего микрорайона. На этой экскурсии дети опираются на зрительное, слуховое и осязательное восприятие для восполнения отсутствующих или недостающих зрительных образов. При посещении гимназии №32 дети познакомились со зданием школы, увидели какая она большая, как много ребят в ней учится, встретили своих друзей, поступивших в эту школу. Услышали, как звенит звонок, призывающий на урок. В школе-лицее №22 ребята своими глазами увидели классы, спортивный зал, столовую. В дальнейшем этот опыт поможет им безболезненно адаптироваться в стенах школы.

Затем мы посетили стадион «Текстильщик», узнали какое большое там поле, как много людей могут прийти на футбол. Понаблюдали за тренировкой. Дети своими глазами увидели то, что раньше наблюдали лишь по телевизору: футбольное поле, разметку, ворота. Это обогатило их сенсорный опыт, пробудило желание заниматься спортом.

Очень ценной по части приобретения социального опыта явилась экскурсия на железнодорожный вокзал. Специально для наших ребят начальник вокзала провела обзорную экскурсию по зданию вокзала, перрону, рассказала о правилах безопасного поведения около поездов. Дети познакомились с профессиями машиниста, кассира, проводника. Как выяснилось, большинство детей никогда здесь не были, им все было ново и интересно. Результатом посещения стала выставка детских рисунков о железной дороге в стенах вокзала.

Но самой интересной и содержательной по части приобретения сенсорного опыта оказалась экскурсия в парк им. Степанова. Сколько впечатлений подарила прогулка по дорожкам парка, сколько разных насекомых увидели дети, сколько шишек набрали для поделок и природного уголка. А еще мы посидели у реки, полюбовались волнами, запомнили название речки Уводь. Босиком прошлись по «сенсорной» тропе, водили хороводы вокруг русской березки!

На экскурсиях к объектам, связанным с профессиональной деятельностью человека, проводилось планомерное обогащение опыта детей. Во время встреч с людьми разных профессий, бесед расширялись представления детей об окружающем : предметах, социальных явлениях, деятельности взрослых, формировались эмоционально-нравственные оценки.

Одной из самых необычных оказалась экскурсия в типографию. Дети любят книги, но не представляют, как они появляются. Здесь нам подробно рассказали и показали, как создают книги: как режут бумагу, печатают, сшивают книгу, приклеивают обложку. Увидев воочию весь процесс выпуска книг, дети стали более бережно к ним относиться, помня о том, сколько труда в них вложено.

Очень познавательной была экскурсия на почту, где ребята с помощью воспитателя получили посылку от Дядюшки АУ (сказочный персонаж, участвующий во многих занятиях и делах нашей группы). Дети наглядно увидели, как заполняют документы, как выдают посылку, они даже отправили ответное письмо Дядюшке АУ.

Интересной стала и экскурсия в больницу. Многие впервые оказались в приемном покое, узнали как «Скорая помощь» привозит людей в больницу, как нужно вести себя в помещении больницы. После этой экскурсии получила новое развитие сюжетно-ролевая игра в «больницу», стали более разнообразными «диагнозы» и действия «врачей».

И хотя профессия продавца знакома всем детям, экскурсия в магазин тоже добавила новых впечатлений. Дети наглядно закрепили свои навыки межличностного общения, слова и фразы, применяемые в данной ситуации.

Но самой незабываемой стала экскурсия в пожарную часть. Пожарные рассказали и показали детям как и чем они тушат пожар, как тренируются на пожарной каланче, как отдыхают, даже разрешили самим поливать из брандсбойда. Много вопросов и впечатлений вызвали пожарные машины. Такой опыт есть не у каждого взрослого!

Следующий вид - экскурсии к объектам культурного наследия нашего города. Этот вид экскурсий предполагает освоение ребенком социально-культурного опыта, результаты которого позволят активно, компетентно и ответственно участвовать в различных видах социальной деятельности. Это экскурсии к памятным местам нашего города Иваново. В ходе реализации проекта «Никто не забыт, ничто не забыто!», мы с детьми посещали Поэтический сквер, познакомились с памятниками ивановским поэтам-фронтовикам А. Лебедеву и Н. Майорову.

Знакомясь с историей Великой Отечественной войны, мы не только читали книги и рассматривали картинки, но и ходили в музей школы-лицея № 22, где ребята своими глазами увидели пробитые каски, осколки мин, оружие и одежду солдат той войны. Обо всех экспонатах музея очень увлекательно рассказала Т. Ф. Лабудкина.

В рамках патриотического воспитания много времени уделяем знакомству детей с героями Великой Отечественной войны, нашими земляками - ивановцами, рассказываем, как увековечена память о них в нашем городе. Так, в апреле мы с детьми посетили Мемориал Героям фронта и тыла, возложили цветы и почтили их память минутой молчания. Ребята с интересом рассматривали гранитные Книги Памяти, читали имена героев. Ежегодно в день Победы возлагаем цветы к памятнику учителям и ученикам школы №32, погибшим в Великой Отечественной войне. Была организована экскурсия к памятнику почетному гражданину города Иванова Д. Г. Бурылину, где ребята узнали о его вкладе в историю и развитие родного города.

Таким образом, организуя различные экскурсии и встречи, мы помогаем детям с ограниченными возможностями здоровья полнее освоить социальные нормы и культурные ценности того общества, к которому он принадлежит, адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Современное дошкольное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. У нашего ДОУ широкий круг социальных партнеров :

Ивановский Парк культуры Стадион МБУДО

областной и отдыха «Текстильщик» «Добротворец»

театр кукол им. А. Степанова Дворец тв –ва

семьи МБДОУ № 57 Детские сады

воспитанников района

№ 61, № 146

Музеи Театр книги Филиал Ив. обл. Школы Почта

Города «Корноватка» науч. библ. библ. для №22, № 32

слепых

Взаимодействие с нашими социальными партнерами происходит в форме познавательных интерактивных занятий как в стенах детского сада, так и за его пределами. Например, научная библиотека приглашала наших ребят на интерактивное занятие, посвященное российскому флагу, на путешествие-квест по сказкам.

В Ивановской областной библиотеке для слепых дети сами показывали инсценировку «Кто самый главный?».

Театр книги «Корноватка» - частый гость в нашем детском саду. В прошлом году они предложили ребятам целый цикл о русских народных праздниках по временам года, было очень интересно и познавательно!

Не первый год мы сотрудничаем с Ивановским областным театром кукол. В театре детям не только показали и рассказали какие бывают куклы, но и дали самим попробовать стать кукловодами. Такой опыт очень ценен для наших детей с функциональным расстройством зрения. Ведь будучи просто зрителем им невозможно увидеть все до мельчайших деталей.

В этом году к нам приезжали подростки из Дворца творчества «Добротворец» с программой «Все работы хороши – выбирай на вкус!». Интересное интерактивное занятие по ранней профориентации наглядно показало ребятишкам тонкости разных профессий, позволило закрепить и обогатить свои знания.

Взаимодействие с социальными партнерами имеет разные формы – это и презентация специальных книг для слепых и слабовидящих в библиотеке для слепых, и участие в различных акциях. Например, наши дети участвовали в акции «Ветерану войны от детского сердца» - изготавливали открытку ко Дню Победы и лично вручали ее ветерану. В рамках акции «И даже во тьме найду свет» ребята представили свои концертные номера на сцене Общества слепых.

Несмотря на ограниченные возможности здоровья, наши воспитанники активно принимают участие в городских фестивалях и конкурсах. Это помогает им повысить эмоциональную устойчивость, воспитывает самостоятельность и творческую активность. Ежегодно мы участвуем в областных конкурсах «Рождественский подарок», «Светлый праздник». В прошлом году наши девочки даже стали победителями конкурса «Рождественский подарок» с инсценировкой «Рождественская сказка».

Участвовали наши воспитанники и в городском конкурсе «Я и светофор». Очень любят наши ребята принимать участие в ежегодных фестивалях детского творчества для детей с ОВЗ «По сказочным дорожкам», «Чудесные видения из сказочной страны». В этом году наша воспитанница также прекрасно выступила с циклом стихов про динозавриков и стала дипломантом конкурса.

И педагогам и детям понравилось участвовать в конкурсе организованном областной библиотекой для слепых «Познаем мир вместе». Каждая группа нашего ДОУ изготавливала тактильную книгу по различным темам. В результате все книги стараниями педагогов, родителей и детей получились очень интересными и были отмечены дипломами.

Таким образом, развитие социальных связей детского сада с объектами города дает дополнительный импульс для обогащения личности ребенка. Опыт показывает: чем разнообразнее связи ДОУ, тем эффективнее и качественнее его работа.

Еще одной формой социализации детей с нарушением зрения являются встречи с интересными людьми, посещающими детский сад.

Это, в первую очередь, сотрудники Ивановской областной специальной библиотеки для слепых, которые не только приглашают наших детей принять участие в разных конкурсах, но и сами организуют интересные познавательные беседы. Недавняя встреча была посвящена Дню защитников Отечества.

Для наших детей с поражением зрения очень важно обогащение личного чувственного опыта, поэтому для более полного понимания истории Великой Отечественной войны и армии, мы приглашали дорогих гостей: ветеранов войны и военных. Они рассказали, как служили, как воевали или трудились в тылу для приближения Великой Победы.

Часто нас посещают инспекторы ГИБДД. На этих встречах дети обогащают и закрепляют свои знания о правилах безопасного поведения на лице, на прогулке, в машине и т. д.

Все ребята любят и знают стихи, а встреча с настоящей ивановской поэтессой Светланой Сон стала незабываемым впечатлением для наших детей.

Очень помогают обогатить знания и чувственный опыт детей с функциональным расстройством зрения посещение музеев города Иваново. Мы с ребятами были в Краеведческом музее, где познакомились с историей и природой родного края, а также побывали на тематической выставке «Мир игрушек 100 лет назад». Детям было интересно и познавательно рассматривать игрушки своих прабабушек. Они находили что-то похожее на современные игрушки и удивлялись предметам и играм, которых никогда не видели. На мальчиков большое впечатление произвели солдатики, девочкам понравились куклы, их одежда и посуда. Оказывается, кубики и настольные игры были и 100 лет назад! Знакомясь с экспозицией музея, дети закрепляли правила культурного поведения в общественных местах.

В рамках проекта «Русские праздники и традиции» мы посетили музей русского пряника, узнали, что пряники бывают очень разные по вкусу и форме, познакомились с историей изготовления пряников, дети даже сами расписывали печатные пряники.

Самой познавательной стала экскурсия в Музей ситца «Как рубашка в поле выросла» : дети не только узнали, как и почему в поле выросла рубашка, но и сами пробовали трепать лен, чесать и прясть его. Такие знания воспитывают уважение к труду, бережное отношение к продуктам труда людей.

Частью эффективной социализации личности является гендерное воспитание - это процесс, когда ребёнок осознаёт и усваивает свою принадлежность к мужскому или женскому полу, и это осознание становится неотъемлемым качеством личности.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. Но детская деятельность не может быть полноценной вне предметной среды. Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно - пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. п., но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. С этой целью мы постарались грамотно зонировать групповую комнату. В сюжетно - ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. Для этого созданы все условия: для девочек оборудован кукольный уголок, сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Кухня», а для мальчиков «Гараж», несколько видов конструкторов, начиная от крупных напольных до мелких различных видов и назначений.

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важна организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки - женские.

Одним из средств социализации дошкольника является метод проекта.

Эта форма работы устанавливает более тесный контакт с ребенком и семьей.

Вовлечение семьи в работу ДОУ позволяет на деле осуществить идею взаимной поддержки детского сада и семьи, успешнее социализировать ребёнка.

В нашей группе были реализованы следующие проекты: «Родные люди» (посвящен бабушкам и дедушкам, «Есть такая профессия – Родину защищать» (о военных, «Когда вся семья вместе – то и душа на месте» (о генеалогическом дереве семьи, «Русские праздники и традиции».

Доброй традицией нашего ДОУ стала и досуговая деятельность гендерной направленности: «День матери», «День бабушек и дедушек», «День защитника Отечества». На таких праздниках дети учатся любить и уважать бабушек, гордиться мамами и папами, которые все умеют и побеждают в любых конкурсах, стараются быть похожими на них.

Немалую роль в успешной социализации детей с ФРЗ играет и сетевое взаимодействие с детскими садами компенсирующей направленности нашего микрорайона. Уже не первый год мы проводим совместные мероприятия в рамках летнее-оздоровительной работы (квест «По дорогам сказок» МБДОУ №146, краеведения (совместная экскурсия «Фотодостопримечательности рядом» МБДОУ №57, развлечение «Позабуду грусть, печаль, тоску, да поеду я на ярмарку!» МБДОУ №61, ко Дню Победы

(флешмоб «С чего начинается Родина» МБДОУ №57).

Таким образом, в результате систематической работы по социальной адаптации детей с функциональным расстройством зрения на этапе завершения дошкольного детства они достигают следующих целевых ориентиров:

• Повышается коммуникабельная компетентность;

• Вырабатывается адекватное поведение в обществе нормально видящих детей и взрослых;

• Дети умеют реализовать себя творчески, проявляют активность в различных видах деятельности;

• Появляется интерес к сверстникам, развитая эмпатийность;

• Дети усваивают систему социальных связей и отношений, вырабатывают собственный социальный опыт.

Список литературы:

1. Божович Л. И. «Личность и ее формирование в детском возрасте» : - СПб. Питер, 2008. – 400 с.

2. Козлова С. А. «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью» : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений: - М. : Издателбский центр «Академия»; 1998. – 160 с.

3. Левко, А. И. Социальная педагогика : Учеб. пособие для студ. пед. спец. высш. учеб. заведений / А. И. Левко. - Мн. : ИВЦ Минфина, 2003. - 340с.

4. Иванова Н. В., Бардинова Е. Ю., Калинина А. М. «Социальное развитие детей в ДОУ» : - Издательство «Сфера», 2008. – 128 с.

5. Смирницкая Ю. «Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья 5-7 лет» : - LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. -184 с.

Публикации по теме:

Тактильная книга «Времена года» для детей с нарушениями зренияТактильная книга «Времена года» для детей с нарушениями зрения Цель дидактического пособия: Помочь ребенку с нарушениями зрения (слабовидение, амблиопия, расходящееся косоглазие) в обследовании и восприятии.

Дворовая социализацияДворовая социализация Блуждая по просторам интернета, я наткнулась на такое высказывание «В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов» Находясь.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зренияИспользование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании.

Консультация для родителей младшей специализированной группы детей с нарушением зрения «Косоглазие у детей» Косоглазие – это не безобидный косметический недостаток, а серьёзное заболевание, следствием которого может быть постепенное снижение остроты.

Межмуниципальное открытое родительское собрание «Социализация семьи — ключ успешности детей с ОВЗ».Межмуниципальное открытое родительское собрание «Социализация семьи — ключ успешности детей с ОВЗ». 21 февраля в Доме Детского Творчества было проведено мероприятие с участием образовательных и общественных организаций города, а также семей,.

Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зренияОрганизация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зрения Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с ОВЗ (зрение) Одной из приоритетных задач своей педагогической деятельности.

Осеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зренияОсеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зрения Алла Сетковская «Осень, Осень! В гости просим!» По осеннему оформлен музыкальный зал. Раздаются звуки осеннего леса, пение птиц. Под.

Профилактика нарушения зрения у детей Причины нарушения зрения у детей: 1. наследственность (родители малыша имеют различные нарушения зрения); 2. частые болезни ребенка; 3.

Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) 8:3–8:4 Дата проведения:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Социализация детей с функциональным расстройством зрения
Опубликовано: 13 февраля 2020 в 20:21
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социализация детей с функциональным расстройством зрения» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Улитина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД