Харченко Наталия Николаевна
Социализация детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с мнением многих исследователей (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, Д. Б. Эльконина, С. Л. Рубинштейна и т. д., дошкольные годы жизни являются критически важным периодом для развития социального, интеллектуального и личностного. Именно детский возраст для человека является возрастом формирования самосознание, периодом, когда начинают закладываться представления о себе самом, образовываться устойчивые формы в межличностном взаимодействии, нормы моральные и социальные.
Публикация «Социализация детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Огромное влияние на процесс социализации в дошкольном возрасте оказывают агенты социализации - лица, с которыми дети непосредственно взаимодействуют. В исследовании Л. И. Божович к ним относиться:
• семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);
• детский сад (в первую очередь воспитатели);
• общество (сверстники, друзья).
Само понятие «социализация» включает в себя такие измерения как личность и социальную среду (общество, коллектив, другие люди). Определение сущности процесса базируется на том, что непосредственно за этими отношениями стоит. Процесс социализации чаще всего понимают в качестве процесса адаптации либо приспособления. Эту трактовку можно назвать наиболее ранней.
Л. А. Венгер говорил, что в данной спецификой социализации ребёнка требуется специальная организация деятельности взрослых - комплексное сопровождение социального становления детей в процессе их воспитания, развития и образования. Нормальное развитие личность детей возможно только в условиях социальных. Описать роль и влияние мира социального на жизнь и развитие детей возможно через совокупность факторов, которые обусловлены процессы их социализации.
Начало социализации личности происходит в первый год жизни, когда ребенок учится быть частью семьи – крошечного социума,
в котором происходит основная часть его существования. Развитие малыша, как части общества можно приблизительно разделить на несколько этапов:
Ранний возраст рассматривал Д. Б. Эльконин. Дети до 1,5 лет усваивают основную информацию об окружающем их мире, в частности, о возможности взаимоотношений; получают первые навыки общения с близкими. В промежутке от года-полутора и примерно до трех лет у малышей возникает потребность в общении со сверстниками. В этот период закладываются первые навыки существования в коллективе, умение хотя бы минимально взаимодействовать с другими детьми и с взрослыми, а не быть уже только объектом заботы старших. Это очень важный момент для развития коммуникабельности и способности группового взаимодействия, поэтому малышам, лишенным возможности посещать детский сад, нужно все же
чаще встречаться с близкими по возрасту детьми для игр и развития навыков общения (различные развивающие клубы для дошкольников — отличная альтернатива садику). Оказываясь в компании детей намного старше себя, ребенок может оказаться либо вновь только объектом заботы, либо быть отстранен от компании старшими, которым неинтересно общаться с ним, однако, даже такая ситуация влияет на формирование личности
как части общества. Примерно с этого момента значительное влияние на получение ребенком социального опыта все более сильное влияние оказывают педагоги и вспомогательный персонал детских дошкольных учреждений.
Средний и старший дошкольный возраст рассматривала Л. И. Божович
Ребенок все полнее и активнее взаимодействует с окружающими, пользуясь для этого полученными ранее навыками общения и речью. Получает более серьезные навыки общения с посторонними людьми, малознакомыми взрослыми, развивает свои гендерные
(половые, личностные особенности, усваивает понятия социальных и гендерных ролей, характерных для той культуры, которая его окружает. В этот период актуализируются сценарии поведения в различных ситуациях: забота, послушание, дружба и любовь, конфликты и их разрешение, совместная деятельность, творчество и т. д. Дети «проигрывают» ситуации так, как они их видят, усваивают понятия прав и обязанностей, что также является необходимым аспектом социализации. Когда период дошкольного детства заканчивается, то есть в 6-7 лет, дети обретают способности и потребности в функции социальной, они себя переживают как социального индивида, как субъекта социальных действий. В качестве причины этого можно назвать личностное новообразование кризиса в этом возрасте - особую внутреннюю позицию: систему потребностей, которые связаны с учением – то есть с новой, общественно-значимой деятельностью.
Дети, рождаясь в обществе людей, в мире социальном, начинают познавать его с того, что доступно и близко, с чем они соприкасаются непосредственно, то есть, ближайшее социальное окружение, с которым он взаимодействует. Необходимо, чтобы социальным воспитанием и образованием учитывался этот фактор. Нужна опора на то, что до 5 лет у ребенка формируется представления относительно своего окружения. Его образование можно свести к его самоидентификации как члена семьи и к выработке норм общения
в отношении взрослых и своих товарищей. Необходимо, чтобы содержание образования строилось на примерах и имитации, включало в себя образцы поведения как положительные, так и отрицательные. Организация основного канала познания должна происходить в этом возрасте через игры.
Важным является, чтобы учебно-воспитательным процессом полноценно охватывался и использовался принцип взаимодействия ДОО и семьи для того, чтобы процессы социализации полноценно реализовался на этом и последующих возрастных этапах. Познание детей с 5 и до 10 лет можно свести к наблюдениям явлений окружающего мира. Результатом становится выработка четких образов форм жизни и деятельности людей,
осознание того, что люди несут ответственность за собственное поведение, могут в себе совмещать исполнение нескольких социальных ролей.
Дошкольный период подразумевает необходимость научению наблюдениям, рассуждениям, задавать вопросы. Этот вид познания системностью еще не выступает, он, скорее, нагромождение образов, и их можно классифицировать через группы образов, которые отличаются по строению (структуре) и деятельности (функциональности). Интересным является также место и роль формирования представлений относительно социальной действительности как относительно показателя успешности социализации детей (при учете специфики и особенностей этого процесса у ребенка в дошкольном возрасте) в организованных формах - социального воспитания и образования.
Источников социализации много, но семья - это главный источник.
Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основным механизмом ее является воспитание. Воспитание - это процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде и больше всего - люди, из них на первом месте - родители. Семья для ребенка - первая встреча с новым для него миром, первая школа общения с людьми, первая школа познания окружающей, такой странной и непонятной для него, действительности, первая школа приобретения им конкретно-чувственного опыта. Ребёнок ежедневно видит вокруг себя в семье живую действительность и непосредственно участвует в ней, он слышит суждения и оценки родителей, наблюдает их отношения к другим людям и друг к другу. Поэтому именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни, в семье закладываются основы понимания ребенком мира, с первых лет жизни он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции общества.