Елена Кибардина
Технология работы учителя логопеда с детьми ОВЗ и нарушения речи
▼ Скачать + Заказать документы
Технология работы учителя логопеда с детьми ОВЗ и нарушения речи
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
Центр развития ребёнка «Детский сад «Колосок»
Сообщение: «Технология работы учителя логопеда с детьми ОВЗ и нарушения речи».
(в рамках работы районного семинара)
Выполнила и провела
Учитель-логопед Кибардина Е. В.
п. Буранный 2018
Публикация «Технология работы учителя логопеда с детьми ОВЗ и нарушения речи» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Монологическая речь, то есть довольно продолжительное высказывание одного человека на тему, требует предварительной подготовки. Поэтому построение устных связных высказываний обычно начинается с мотива, то есть с возникновения желания о чем-то рассказать другому человеку или группе людей. Затем в уме составляется примерный план этого развернутого высказывания, и только после этого человек начинает излагать свои мысли вслух. Правда, многие люди не планируют своих высказываний и говорят «бездумно», нередко даже сами не зная, о чем и зачем, лишь бы что-то говорить. Но только вряд ли их любят слушать…
Сейчас мы говорим о развитии у ребенка не «бездумной», а связной речи, которая строится по определенным правилам и к которой предъявляются вполне определенные требования.
Целенаправленную работу над развитием у ребенка монологической речи принято начать с пятого года его жизни. И начинать ее нужно с формирования мотива высказывания, то есть желания о чем-то рассказать. Но для возникновения такова желания ребенок прежде всего должен слышать интересные и красочные рассказы взрослых, которые могли бы служить ему образцом для подражания и побуждали его к собственному рассказыванию.
Следующим важным моментом является обучение ребенка составлению плана предполагаемого рассказа. Школьников специально учат составлять письменный план изложения или сочинения, которого потом обязательно нужно будет придерживаться. С детьми дошкольного возраста такой план составляется устно благодаря наводящим вопросам взрослого. Прежде чем ребенок после появления у него мотива высказывания начнет свой рассказ, его нужно обязательно спросить, о чем он собирается рассказать сначала, о чем потом и чем думает закончить свой рассказ.
При составлении сюжетных рассказов, в которых имеется развитие действия, во время составления плана нужно обязательно предусмотреть правильную последовательность событий с учетом причинно-следственных связей. (Например, если ребенок не пошел в детский сад потому, что был у врача, то с начала нужно рассказать о тех событиях, которые привели его к необходимости посещения врача, - простудился, ушибся во время катания на горке и прочее.) Если в процессе рассказа ребенок будет отклоняться от намеченного плана, то нужно напомнить ему об этом плане и вернуть к прерванной мысли. После нескольких таких упражнений на разных по содержанию рассказах ребенок усвоит общую логику их построения, что поможет ему перенести этот опыт и на все другие составляемые им в дальнейшем рассказы.
При работе над составлением сюжетных рассказов важно учитывать, что дети легче овладевают построением отдельных предложений, чем согласованием их между собой. Нередко ребенок правильно строит каждое из двух предложений, но нарушая грамматические нормы при их согласовании, например: «Дети строили снежную крепость. Он строил ее несколько дней». Каждое из этих предложений в отдельности построено правильно, но между самими предложениями нет согласования действующих лиц в числе, поскольку в первом предложении говорится о нескольких детях, а употребленное во втором предложении местоимение «он» «замещает» только одно лицо.
Еще труднее детям бывает согласовывать отдельные части всего рассказа. Так, не закончив одной мысли, они не редко переключаются на другую, нарушая при этом последовательность событий во времени и причинно-следственные связи между ними. Поэтому исследователи детской речи и говорят о том, что построению целого текста ребенка нужно учить специально, как мы учим его и грамотному построению предложений. Ребенок должен научиться мысленно, представлять себе весь рассказ, его общую последовательную структуру, чтобы потом в той же самой последовательности излагать свои мысли. Можно помочь ему в этом такими вопросами: «О чем ты хочешь рассказать сначала? А о чем после этого? Чем ты хочешь закончить свой рассказ?»
В работах многих авторов (В. К. Воробьевой, Л. И. Ефименковой, Н. С. Жуковой и других авторов) предлагаются методики и технологии формирования связной речи, основанные на выстраивании связного высказывания с помощью зрительных образов (предметные картинки, стимульных символов, из которых составляются схема предложения и план рассказа (мнемотаблица).
В данном пособии предлагаются картинки и тексты, вопросы и картинно- графические схемы каждого предложения рассказа, которые играют роль мнемотаблиц.
В картинно- графических схемах используются следующие обозначения:
По мере изучения гласных букв в схемы предложений вводится предлог У и союз И. При использовании предлога С в значении совместного действия вместо символа употребляется его буквенное значение.
Составление и пересказ рассказа по сюжетной картине с опорой на картинно-графические схемы.
1. Предложить детям рассмотреть картинку.
2. Задать вопросы в соответствии с текстом рассказа и формировать ответы с использованием схемы каждого предложения.
3. Попросить детей послушать получившийся рассказ, который необходимо пересказывать четко по схеме, привлекая к этому внимание детей. Помнить, что каждому слову принадлежит определенный символ.
4. Дать задание придумать название рассказу.
5. Предложить двум-трем детям пересказать рассказ.
Тренажер позволяет:
- внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений;
- многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал;
- использовать различный стимульный материал – картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь;
- работа на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ребенка;
- одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти ученика.
Задачи логопедической работы
1. Коррекция речевого дыхания.
2. Коррекция силы голоса.
3. Работа над устранением назального оттенка голоса.
4. Коррекция произношения гласных и согласных звуков.
5. Отработка дифференциации парных глухих и звонких согласных.
6. Отработка дифференциации согласных по твердости – мягкости.
7. Работа над звукобуквенным составом слова.
8. Работа над слоговой структурой слова.
9. Формирование обобщенного лексического значения слова.
10. Коррекция лексико-грамматической стороны речи.
11. Работа над морфологическим значением слова.
12. Формирование и развитие навыка чтения.
13. Расширение словарного запаса.
14. Работа над построением плана речевого высказывания.
15. Развитие связной монологической речи.
Меню «Предложение»
«Восстанови предложение» – упражнение предназначено для развития лексико-грамматической стороны речи. Оно тренирует детей в установлении смысловых и формальных связей между словами в предложении.
«Выбери форму слова» – упражнение предназначено для формирования навыка правильного согласования слов на основе показателей рода, числа и падежа.
«Выбери предлог» - упражнение направлено на формирование умения правильно использовать падежные конструкции и употреблять необходимые предлоги.
«Выбери союз» – упражнение направлено на закрепление значений союзов и практическое овладение способами связи простых предложений в составе союзного предложения.
Меню «Текст»
В первом экране ребенок может самостоятельно или с помощью взрослого прочитать рассказ.
Во втором экране ребенку предлагается ответить на вопросы по прочитанному тексту. В пале выбора расположены 4 варианта ответов. Один из них верный, остальные неверные. Среди них ребенок должен выбрать верный и щелкнуть по нему левой клавишей мыши.
В третьем окне ребенок должен найти слова, которые встречались в тексте. Помимо них, на экране присутствуют и другие слова, которые в тексте не встречались. Чтобы выбрать слово, необходимо щелкнуть левой кнопкой мыши по слову.
В четвертом экране выводятся слова- опоры, с помощью которых ребенок вспоминает текст и пересказывает его.
Рассказ по картине
В правой части первого экрана представлен фрагмент репродукции картины В. Васнецова «Алёнушка».
На остальных трех экранах ребенку предлагаются вопросы по картине. При этом программа показывает ребенку в изображении характерные детали, которые помогают правильно и полно ответить на вопросы. Последовательность вывода вопросов определяется учителем-логопедом. Он может выводить вопросы по порядку, а может давать их в разбивку, возвращаясь при необходимости к уже заданным вопросам