Анна Гринина
Биоэнергопластика-здоровье на кончиках пальцев
▼ Скачать +Заказ
Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных и инновационных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Формами такой работы могут стать комплексы различных видов гимнастик:
• Пальчиковый массаж
• Пальчиковые игры
• Дыхательные упражнения
• Растяжки
• Упражнения на релаксацию.
И многое другое….
Публикация «Биоэнергопластика-здоровье на кончиках пальцев» размещена в разделах
Перечисленные виды работы помогут предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизиологическое здоровье детей 4—7 лет, а в целом обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников.
Остановимся подробнее на биоэнергопластике.
Биоэнергопластика – фундамент развития общей и мелкой моторики. Содружественные движения руки и языка.
Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела и рук.
Влияние мануальных, т. е. ручных действий на развитие мозга человека было известно ещё во 11 веке до нашей эры в Китае, Японии и Индии. Древние специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки - белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум.
Талантом нашей русской народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор достаточно не осмыслено взрослыми. Многие родители и педагоги видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие.
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.
Развитие тонкой ручной моторики ребёнка начинается с раннего детства.
Любая пальчиковая игра в нашей группе проходила весело, дети представляют себя в роли маленькой хрюшки, или веселой серенькой мышкой и т. д.
Не стоит забывать, что все дети — фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа.
На основе своих собственных, еще небогатых, познаний о жизни малыши начинают судить о достоинствах и недостатках героев маленьких стихотворений, и это доставляет им удовольствие.
В младшем дошкольном возрасте наши дети легко играли в пальчиковые игры с одной или двумя ладонями. А старшим ребятам мы уже предлагаем пальчиковую игру, оформив ее какими-либо небольшими предметами — кубиками, шариками и т. д.
Упражнения с пальчиками мы проводим ежедневно. Сначала детей младшего возраста мы учили выполнять пальчиковые игры от простого к сложному. После того как дети научились выполнять пальчиковые игры с пяти лет мы стали давать комплексы пальчиковых упражнений, состоящих из трех положений рук последовательно сменяющих друг друга. Ребенок выполняет их вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти.
Благоприятный оздоровительный эффект носит массаж. Любые приемы — постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья — несут ребенку только здоровье. Они увлекают малышей и приносят им радость.
Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость.
В пальчиковых играх одним из основных массажных приемов является поглаживание. Его следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью.
Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывание, «рубка чего-либо», поколачивание, встряхивание, потряхивание и т. д. Она оказывает сильное воздействие на нервную систему. Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.
В процессе пальчиковых игр большое внимание мы уделяем массажу самих пальцев. При этом применяем несколько видов растирания: кругообразное подушечками пальцев, кругообразное ребром ладони, спиралевидное основанием ладони, зигзагообразные и прямолинейные «щипцы». Кроме всех перечисленных массажных приемов, во время игр активно используются встряхивание и поглаживание пальцев.
Эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Поэтому использование в воспитательно-образовательном процессе различных форм пальчиковых упражнений в нашем дошкольном отделении проходит регулярно, в различных видах деятельности: физминутки во время образовательной деятельности, коррекционная работа, в минуты отдыха, во время предварительной работы по определенной теме и др.
Сейчас детям нашей группы исполнилось 5, а то и шесть лет. Наша работа по развитию мелкой моторики рук выходит на новый, более сложный план. В процесс совместной деятельности мы вводим упражнения со всей кистью, которые имеют более сложный характер и способствуют развитию ручной умелости, т. е. подготавливают руку старших дошкольников к письму.
В данный момент мы вводим в работу с детьми искусство Мудр.
Искусство мудр возникло в Китае более двух тысяч лет назад. Целители того времени считали, что жизнедеятельность организма поддерживается не только пищей, но и энергией, которую он получает из Космоса. Эта энергия циркулирует по особым каналам, обеспечивающим "доставку" ко всем органам и тканям организма.
Шесть основных энергетических каналов, связанных с сердцем, легкими, головным мозгом, печенью, селезенкой, сосудистой системой, толстым и тонким кишечником, проходят по рукам и пальцам человека. Именно поэтому рука обладает такой огромной целительной силой! Соединяя пальцы в определенных комбинациях, можно активизировать меридианы и направить энергию по всему телу, восстановить поток энергии и устранить "поломки" в больных органах.
Систематически выполняя мудры, уже через неделю ощутите улучшение состояния. При острых заболеваниях облегчение наступает через несколько дней, а то и часов. Некоторые мудры действуют даже мгновенно! При хронических недугах стойкий эффект наступает по прошествии нескольких недель.
Выполнять мудры лучше в спокойной обстановке. При этом совершенно неважно, сидите вы, стоите или идете. В случае необходимости их можно делать где угодно — на прогулке, в транспорте, на работе во время обеденного перерыва или в промежутках между занятиями, для расслабления рук и получения позитивного настроя.
Некоторые упражнения можно делать на улице, не вынимая рук из карманов.
Научиться мудрам могут не только взрослые, но и дети. Ребятишкам это удается это без особого труда: для них складывать пальчики в замысловатые фигуры — и игра, и удовольствие. Однако, проследите за тем, чтобы малыши выполняли упражнения только по собственному желанию (заставлять их ни в коем случае нельзя) и под наблюдением взрослых. Научите ребенка нескольким основным мудрам ("Спасающая жизнь", "Поднимающая") — в трудной ситуации он всегда сможет помочь самому себе и своим близким.
Научиться складывать пальцы в целительные комбинации несложно. Я предлагаю вам сейчас обучиться данному искусству — надо лишь повнимательнее присмотреться к фотографиям. Руки держите спокойно, без напряжения.
Огромное значение имеет настрой, с которым выполняются мудры. Приступая к занятиям, вы должны быть абсолютно спокойны и уверены в том, что лечебные жесты принесут вам облегчение. Забудьте о неприятностях и огорчениях, мысленно попросите прощения у тех, кого вы обидели, и сами постарайтесь простить того, кто обидел вас.
Мудра «Знания»
Одна из наиболее важных. Снимает эмоциональное напряжение, тревогу, беспокойство, печаль, тоску и депрессию. Улучшает мышление, активизирует память.
Методика выполнения: указательный и большой пальцы легко соединяются подушечками. Остальные пальцы выпрямлены.
Мудра «Черепаха»
Замыкая все пальцы, мы перекрываем основы всех ручных меридианов. Образуя замкнутый круг, предотвращаем утечку энергии. Купол черепахи образует энергетический сгусток, который утилизируется организмом для его нужд. Данная мудра помогает при переутомлении.
Методика выполнения: пальцы правой руки смыкаются с пальцами левой. Большие пальцы обеих рук соединены между собой, образуя голову черепахи.
Мудра «Зуб дракона»
В восточных мифах «Зуб дракона» символизирует силу и мощь. Выполняя эту мудру, человек как бы приобретает данные качества, повышает свою духовность и сознание. Мудра снимает стрессовые состояния и эмоциональное напряжение.
Методика выполнения: большие пальцы обеих рук прижаты к внутренней поверхности ладони. Третий, четвертый и пятый пальцы согнуты и прижаты к ладони. Указательные пальцы обеих рук выпрямлены и обращены вверх.
Во время выполнения прошу детей закрыть глаза на 1-2 минуты и вспомнить какое-нибудь приятное событие: весной – из летних каникул; зимой – из новогодних праздников и т. д.
Надеюсь, что данный материал поможет учителям разнообразить физкультурные паузы во время уроков, что обеспечит высокую работоспособность учащихся в течение дня.
Если вы хотите, чтобы ребёнок быстро и легко учился, хорошо разговаривал, был здоровым и гармонически развитым, ловко выполнял любую, самую тонкую работу - с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти. Тогда он уже в младшем дошкольном возрасте научится веселиться, обретет бодрость, хороший настрой, а это обязательно усилит способность получать удовольствие от жизни в будущем. Состояние веселья пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами, способствует развитию речи детей, укреплению физического и нервно-психического здоровья, а также духовному развитию.