Светлана Лебедева
Мастер-класс «Ум ребенка на кончиках пальцев»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс «Ум ребенка на кончиках пальцев».
Давным-давно, а может нет…
Узнала я один секрет:
Чтоб умным быть и речь развить
Ребенка нужно научить
Не сложной хитрости одной
С своею ладить пятерней.
Специальные обследования детей, имеющих речевую патологию, свидетельствуют о наличии у них особенностей в состоянии двигательной сферы. Это недостаточная координация сложных движений, неточность, моторная неловкость, отставание от заданного темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений в упражнениях по показу и по словесной инструкции. И это закономерно.
Публикация «Мастер-класс „Ум ребенка на кончиках пальцев“» размещена в разделах
Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.
М. М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Причем не отдельно стоящим элементом, а своего рода структурой в системе коррекции.
В своей деятельности, направленной на формирование тонких движений пальцев рук, я использую методические разработки и рекомендации следующих авторов: В. В. Коноваленко «Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми», В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь», О. В. Узорова и Е. А. Нефедова «Игры с пальчиками», С. Е. Большакова «Игры и упражнения», Т. А. Ткаченко «Физкультминутки для развития пальцевой моторики», Е. С. Анищенкова «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Г. Г. Галкина «Пальцы помогают говорить», Н. Г. Метельская «100 физкультминуток на логопедических занятиях», О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры», О. А. Новиковская «Ум на кончиках пальцев», Е. А. Алябьева «Логоритмические упражнения», О. А. Степанова «Профилактика школьных трудностей».
Первое, с чем встречается ребенок, приходя в группу детского сада, - это предметно-развивающая среда. В речевой группе в свободном доступе находится множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание играть с ними. Кроме традиционных «застежек», «шнуровок», конструкторов и мозаик, я вам предлагаю:
- мячи (каучуковые, колючие, рифленые, плюшевые);
- пробки от пластиковых бутылок;
- веревки для завязывания узлов и для перебирания уже завязанных узлов пальцами;
- кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти;
- прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;
- шаблоны по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования;
- игрушки типа копилок – для попадания в прорезь мелкими предметами;
- «сухие бассейны» - для самомассажа кистей;
- грецкие орехи – для самомассажа и координацию движений пальцев;
- клавиатуру компьютера – для развития дифференцированных движений пальцев рук.
Для достижения положительных результатов по развитию кистей и пальцев рук, я использую различные формы и виды упражнений.
Виды упражнений, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук :
1. Самомассаж пальчиков без предметов.
2. Самомассаж подушечек пальцев предметами. (зубными щетками, губкой, прищепками). Самомассаж оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов, проводящих путей.
3. Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.
4. Игры – манипуляции. Эти упражнения развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
5. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
6. Пальчиковые инсценировки. Расскажи стихи руками. Развиваем свободу и раскованность движений, образное мышление, внимание, координацию речи с движением.
7. Кинезиологические упражнения направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий.
8. Игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, палочек, нанизывание бус, игры с мозаикой и др.
9. Изобразительная деятельность. Раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховка.
10. Сухой бассейн.
11. Игры с песком.
Весь материал лучше усваивается в стихотворной форме, т. к. стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности дает больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы). Это является и одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры у детей с нарушениями речи. Ритм речи, особенно стихотворной, способствует развитию координации и произвольной моторики, вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память. В текстах присутствуют веселые, забавные, озорные образы, которые воздействуют на эмоции, вызывают положительные чувства, что в конечном итоге помогает более быстрому запоминанию движений, усвоению новых слов.
Работу по развитию кистей рук провожу систематически по 3-5 минут ежедневно:
упражнения для развития мелкой моторики включаем в занятия логопеда и воспитателей;
игры с пальчиками – в режимные моменты и прогулки;
пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной гимнастикой воспитателями в специально отведенное в режиме дня время, а также дома с родителями.
Такая работа проводится регулярно. Задания выполняются в медленном темпе, сначала одной, затем другой рукой, а в конце – двумя руками вместе. Постоянно слежу за правильной постановкой кисти руки ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания стараюсь давать спокойным, доброжелательным тоном, четко формулируя задания. Во время занятий учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Я считаю что главное - только положительные эмоции, получаемые детьми на занятии.
С целью передачи опыта, я вам продемонстрирую несколько упражнений, эффективно способствующих развитию мелкой моторики рук:
Прежде чем разучить пальчиковые игры, нужно вспомнить названия пальцев :
Пять пальцев на руке своей
Назвать по имени сумей.
Первый палец боковой
Называется большой.
Палец второй-указчик старательный
Не зря называют его указательным.
Третий твой палец – как раз посредине,
Поэтому средний дано ему имя.
Палец четвертый зовут безымянный,
Неповоротливый он и упрямый.
Совсем как в семье,
Братец младший – любимец.
По счету он пятый
Зовется мизинец.
1. Массаж пальцев : «Чтоб здоров был пальчик наш,
Сделаем ему массаж.
Посильнее разотрем
И к другому перейдем»
Большим и указательным пальцами правой руки массируем каждый палец левой, начиная от фаланга пальца. То же левой рукой.
Массаж оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов, проводящих путей.
2. Самомассаж прищепками.
Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишия – смена рук. Проверить на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими.
«Кусается сильно котенок-глупыш.
Он думает: это не палец, а мышь.
- Но я же играю с тобою, малыш!
-А будешь кусаться - скажу тебе «кыш».
3. Гимнастика с учебными предметами.
Во время рисования, штриховки, прописи букв, мы делаем небольшую разминку для пальчиков, чтобы снять напряжение и усталость.
«Ослик хвостиком качал,
Чуть его не потерял.
Ты качай – качай – качай,
Но давай-ка не теряй»
Дети зажимают карандаш большим и указательным пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем левой рукой.
4. Кинезиологические упражнения. Улучшают межполушарное взаимодействие.
«В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик – малышок
Постучался на порог,
Вместе пальчики друзья
Друг без друга им нельзя».
Поочередное соединение всех пальцев с большим.
5. Упражнение с пробками.
Берем пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. И «идем» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая». После каждого двустишия – смена рук.
«Крышки пальчики обули
Смело в них вперед шагнули.
И пошли по переулку
На веселую прогулку.
Пальцы – словно балеринки,
Но одетые в ботинки.
Каждый пальчик – будто ножка,
Только шаркает немножко».
6. Упражнение со счетными палочками.
Нужны 4 счетные палочки. Они раскладываются на столе перед ребенком, который берет их одноименными пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку. На каждую строчку – по одной палочке.
«Очень длинный клюв у цапли,
Вы длинней найдете вряд ли.
Клювом меряться пришли
Аисты и журавли».
7. «Расскажи стихи руками».
«Нашим пальчикам не лень
Развиваться целый день.
Чтоб все знать от «А» до «Я»
Поможет пальчиковая игра».
Прежде, чем приступить к разучиванию пальчиковой игры «Улитка», с ребенком учимся выполнять фигуры из пальцев. «Цветочек» - левая рука стоит на столе, опираясь на локоть; пальцы полусогнуты, растопырены; ладошка – чашечка цветка. Вторая рука – «улитка» лежит на столе; большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками; указательный и мизинец вытянуты вперед (рога улитки).
«В домике она сидит,
Рожки высунув, молчит.
(«Улитка» шевелит «рожками»).
Вот улиточка ползет
Потихонечку вперед.
(Ползет вперед по столу).
На цветочек заползет
(«Улитка» заползает на руку – «цветочек»).
Лепесточки погрызет.
(«Улитка» поочередно обхватывает пальцы второй руки).
Рожки в голову втянула,
(Рука «улитка» втягивает рожки – сворачивается в кулак).
В домик спряталась, заснула».
Затем эта игра выполняется под музыкальное сопровождение.
8. Пальчиковая игра «Как живешь?».
После разучивания ряда пальчиковых игр, детям можно предложить игру на воображение, фантазию.
На вопрос взрослого «Как живешь?», дети отвечают с помощью пальцев, произнося фразу «Вот так!».
- Как живешь?
- Вот так! (показать большие пальцы).
- А плывешь?
- Вот так! (имитация плавания).
- Как бежишь?
- Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»).
- Вдаль глядишь?
- Вот так! («бинокль»).
- Ждешь обед?
- Вот так! (подпереть щеку кулачком).
- Машешь вслед?
- Вот так! (помахать руками).
- Утром спишь?
- Вот так! (обе руки – под щеку).
- А шалишь?
- Вот так! (хлопнуть по надутым щекам).
Вывод: Выполняя различные виды упражнений для развития мелкой моторики рук, я регулярно стимулирую действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей, совершенствуется внимание и память, тесно связанные с речью, облегчаю будущим школьникам усвоение навыков письма.
В завершении выступления, я предлагаю вам выразить свое отношение к приемам и методам, используемые в работе по развитию мелкой моторики рук с детьми с нарушениями речи. Обратная связь «Яблоня».