Татьяна Николаева
Проект «Здоровье на кончиках пальцев»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Наименование проекта: «Здоровье на кончиках пальцев»
Тип проекта:
По тематике – информационно-практико-ориентированный (сбор и реализация информации, ориентированная на социальный интерес, то есть – пополнение РППС группы, направленное на развитие мелкой моторики у детей).
По составу участников – групповой (дети 2 младшей «А» группы и их родители)
По срокам реализации – долгосрочный (1.09.2015г. – 30.05.2016г.)
Публикация «Проект „Здоровье на кончиках пальцев“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Цель проекта: укреплять здоровье детей; развивать ручную умелость, совершенствовать точные сложно координированные движения всех звеньев руки, особенно кистей и пальцев рук через различные виды деятельности.
На протяжении всего проекта мы решали следующие задачи:
• Пополнять и совершенствовать предметно — развивающую среду для развития мелкой моторики;
• развивать мелкую моторику пальцев рук у детей с применением разнообразных форм, методов и приемов;
• развитие способности координированной работы рук со зрительным и слуховым восприятием;
• формирование познавательной активности и творческого воображения детей;
• развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления и воображения;
• воспитание усидчивости, умение доводить начатое дело до конца;
• развивать эмоциональную отзывчивость;
• развивать чувство уверенности к себе;
• развивать коммуникативные навыки.
Исполнители проекта:
Воспитатель: Николаева Т. А.
Дети младшей «А» группы и их родители
Этапы реализации проекта:
1 – Подготовительный: сентябрь – декабрь 2015г.
Задачи:
• Изучить научно-методической литературу по данной теме: И. А. Ермакова "Развиваем мелкую моторику у малышей"; А. Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики». Познакомиться с исследованиями М. М. Кольцовой, Б. И. Пинского, Л. В. Антаковой-Фоминой о связи интеллектуального развития и моторики пальцев рук.
• Составление картотеки игр для развития мелкой моторики.
• Составление картотеки пальчиковых игр.
• Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.
• Разработка проекта «Здоровье на кончиках пальцев».
Ожидаемый результат:
Теоретическая подготовленность к проведению данной работы (изучена литература по данной теме, подготовлены картотеки игр, подобрана информация для родителей)
2 – Основной: январь –апрель 2016г.
Задачи:
• Организация консультативно – просветительской работы с родителями на темы: «Как играть в пальчиковые игры», «Рисование пальчиками: зачем и как?», «Вместо кисти – ладошка».
• Изготовление дидактических игр.
• Пополнение РППС группы нестандартным дидактическим материалом.
Ожидаемый результат:
Создание игр для укрепления и развития мелкой и крупной моторики, учитывая возрастные особенности всех детей группы.
Повышение уровня профессионального мастерства у педагогов.
Повышение компетентности родителей в данном направлении.
Улучшение предметно-пространственной среды группы.
3 – Заключительный: май 2016г.
Задачи:
• Проведение мастер – класса для родителей: «Поделки из синельной проволоки»
• Подготовка презентации для воспитателей в рамках творческой группы «Шаг вперёд».
• Анализ достижения целей и полученных результатов.
• Определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно - образовательном процессе ДОУ.
Ожидаемый результат:
Данный этап заключительный, он подводит итоги деятельности на всех предыдущих этапах.
На этапе формирования РППС группы, способствующей укреплению и развитию мелкой и крупной моторики организована большая многоплановая и творческая деятельность всех участников проекта.
Форма проведения итогового мероприятия проекта.
Для педагогов ДОУ:
Презентация проекта «Здоровье на кончиках пальцев». Видеоролик.
Для родителей:
Книжка-гармошка «С удовольствием играем,
Наши ручки развиваем!»
Исходя из имеющегося материала создала картотеку дидактических игр и упражнений для своей группы.
Картотека дидактических игр для 2 младшей «А» группы ЧБД
№1 – Массажные шарики.
№2 – Аквариум с морскими камешками.
№3– Аквариум с природными материалами.
№4 – Мозаика.
№5 – Рисование на манной крупе.
№6 – «Разноцветные прищепки».
№7 – Игры с решетками
№8 – Игры с бумагой, салфетками.
№9 – Весёлые макароны.
№10 – «Волшебная баночка»
№11 – Игра «Пальчиковый футбол»
№12 – Игра «Подбери крышки к баночкам».
№13 – «Дорожки для пальчиков».
№14 – Игры с карандашами.
№15 – Игра «Бусы для мамы».
№16 – Многофункциональное пособие «Занимательный куб».
№17 – Игра «Найди половинку»
№18 – Игра «Выложи картинку по точкам»
1 – «Укрась дерево листиками»
2 – «Послушные каштанчики"
3 – Рисунки по точкам разноцветными бусинами
№19 – Пальчиковый театр.
№20 – «Весёлые мешочки».
№21 – Игра «Рыбалка».
№22 – «Из ведра в ведро».
№23 – Игра «Сложи фантики»
№24 – «Шнуровки».
№25 – Игра «Волчок»
Игра «Гонка горошины»
На листе картона или бумаги начертить мишень. Горошину кладут в центр мишени и запускают волчок. Вращаясь, он сталкивает горошину. За играком засчитывают столько очков, которое покажет горошина. Число ходов огова-ривается заранее.
№26 – Лабиринты.
№27 – «Счетные палочки»
№28 – Игра «Лоскутки».
Задачи: упражнять детей в умении тактильным путем, устанавливать различия текстильных изделий, развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях; учить складывать способом «наложения».
Оборудование: лоскутки 15см различных видов тканей.
Ход игры.
Детям предлагаются лоскутки из различных видами тканей (15 на 15см). Ребенок тактильным путем должен установить различия текстильных изделий и рассказать о своих чувственных впечатлениях; сложить их ровно, как складывает мама.
№29 – «Клубочки».
№30 – Шаблоны для рисования.
№31 – Игра «Быстрый самолетик»
№32 – «Ленты»
Цель: познакомить с понятиями: «длинная – короткая», «широкая – узкая», развивать мелкую и крупную моторику рук, развивать тактильную чувствительность пальцев рук, развивать координацию движений обеих рук.
Оборудование: палочка с лентой на конце (ленты широкие и узкие, короткие и длинные)
Ход игры: Педагог предлагает детям сначала потанцевать с лентой в руке, а затем аккуратно скрутить её в рулон.
1.2. Перспективный план «Выполнение фигур из пальцев».
Сентябрь (1 неделя)
№1 Флажок
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.
«Ладошки»
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.
Сентябрь (2 неделя)
№2 Рыбка
Как на правой, так и на левой руках четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой поднят вверх. Обе руки соединены ладонь к ладони. Дети стараются имитировать движения плавающей рыбки.
«Рыбки»
(Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом)
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Положение пальцев в фигурах №1 и №2 похожи, положение рук нет. Поэтому детям необходимо объяснить, в чем сходство и как различаются эти фигуры. Спросить «Какая фигура на их взгляд сложнее и чем?».
Начинать анализ фигур следует с первой недели, так как далее подобраны фигуры по такому же сходству.
Сентябрь (3 неделя)
Пальчиковые игры по теме: «Овощи»
«Овощи в корзиночке»
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке:
Дети делают ладошки «корзинкой».
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Сгибают пальчики, начиная с большого.
Наша Зина - молодец!
Показывают большой палец.
Сентябрь (4 неделя)
Положение пальцев в фигурах №3 и №4 похожи, только у «жука» указатель-ный и мизинец разведены в стороны и дети должны шевелить ими.
Изучение темы «Насекомые» на известных детям видах.
№4 Жук
Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.
Пальчиковые игры по теме: «Насекомые»
Прилетела к нам вчера машут ладошками
Полосатая пчела. на каждое название насекомого
А за нею шмель-шмелек загибают пальчик
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. делают кружочки из пальчиков
Пожужжали, полетали, подносят к глазам
От усталости упали. роняют ладони на стол
«Жук»
Я веселый Майский жук.
Знаю все сады вокруг,
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жу-жу…
«Осы»
Осы любят сладкое,
К сладкому летят,
И укусят осы,
Если захотят
Октябрь (1 неделя)
Закрепление пройденных фигур.
Разучивание пальчиковых игр:
«Новые кроссовки»
(Загибать на обеих руках пальчики, по одному, начиная с больших.)
Как у нашей кошки
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козлёнок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка
Новые кроссовки.
("Шагать" по столу указательным и средним пальцами обеих рук.)
Вот так, вот так,
Новые кроссовки.
Октябрь (2 неделя)
№5 Лодка
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).
Задаём детям вопрос: «Что нужно сделать, чтобы лодка превратилась в рыб-ку?»
Ответ: «Чтобы лодка превратилась в рыбку нужно прижать ладони друг к другу и поднять вверх большие пальцы».
Анализируя фигуры из пальцев с детьми мы не только развиваем речь, но и мышление, память, воображение.
«Лодочка»
(На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообраз-ные движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок)
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
Октябрь (3 неделя)
Пальчиковые игры по теме: «Фрукты»
«Апельсин»
Мы делили апельсин
(Левая рука в кулачке, правая ее обхватывает)
Много нас – а он – один
(Правой рукой поочередно разжимаем пальцы на левой руке, начиная с мизин-чика)
Эта долька – для ежа
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура!
(Встряхиваем обе кисти)
№6 Очки
«Компот»
Нужно нам очки надеть, Показывают фигуру «Очки»
Чтоб все фрукты рассмотреть.
Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот:
Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим, сахарок. Загибают пальчики по одному, начиная с боль-шого.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ Опять «варят» и «мешают»
«Фруктовая ладошка»
Этот пальчик - апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик - слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик - абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик - груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик - ананас,
Поочередно разгибают пальчики из кулачка,
начиная с большого.
Фрукт для вас и для нас.
Показывают ладошками вокруг и на себя.
Октябрь (4 неделя)
№7 Колодец
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными вместе образуют колечки. Правую руку ставим на левую, образуя глубокий колодец.
Анализируем, чем похожи 2 фигуры «Очки» и «Колодец». Положение паль-цев одинаковое, только в 1-ом случае колечки мы подносим к глазам, а во 2-ом ставим одно на другое.
Ноябрь (1 неделя)
Повторение всех пройденных фигур. Сначала повторяем медленно, затем ускорить темп. Постараться закрепить правильное выполнение фигур всеми пальцами. Если все дети правильно показывают фигуры можно закрепить их с помощью сказки, например:
Жил да был козлёнок маленький, любознательный. Побежал он как-то раз за жуком, да и заблудился. Не знает, в какой стороне его дом, куда идти. Захо-тел попить, подошёл к колодцу, а колодец глубокий не достать самому воды.
Увидел козлёнок озеро блестит, побежал к нему. Напился и видит, как в воде рыбки плавают. Смотрит, лодочка стоит на берегу, прыгнул в нее и поплыл, а на другом берегу его уже бабушка ждет, очки одела, чтобы лучше видеть и машет ему флажком.
Ноябрь (2 неделя)
Есть у него спина,
А не лежит никогда.
Есть 4 ноги,
А не ходят.
Он всегда сам стоит,
А всем сидеть велит. (СТУЛ)
№8 Стул
Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье.
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части при-ставляется кулачок (большим пальцем к себе).
Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно ме-нять положение рук попеременно на счет раз.
№9 Стол
У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.
Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка.
Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.
Пальчиковые игры по теме: «Мебель»
Мебель я начну считать:
Кресло, стол, диван, кровать,
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.
Много мебели назвал -
Десять пальчиков зажал!
Поднимают зажатые кулачки вверх.
Ноябрь (3 неделя)
«Посуда»
(Чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга.)
Раз, два, три, четыре,
(Одна ладонь скользит по другой по кругу.)
Мы посуду перемыли:
(Загибать пальчики по одному, начиная с большого.)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.
(Одна ладонь скользит по другой.)
Мы посуду перемыли,
(Разгибать пальчики по одному, начиная с большого.)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали.
(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши.)
Так мы маме помогали.
№10 Гусь
Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.
Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Ука-зательный палец опирается на большой. Все пальцы при-жаты друг к другу.
Ноябрь (4 неделя)
Следует заострить внимание детей на положение пальцев: у гуся – ровно, у курочки – полусогнутые, у гуся пальцы образуют клюв, у курочки большой и указательный пальцы образуют глаз. Пояснение должно проходить с рас-сматриванием иллюстраций «Домашние птицы».
№11 Курочка
Курочка прыг на крыльцо:
Я снесла тебе яйцо.
Ладонь располагается горизонтально. Большой и указа-тельный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.
«Курочка»
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать
(хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (идём пальчиками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите (загребаем ручками,
Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка
(показываем ручками фигуру «жук2)
Выпили водицы полное корытце
(показываем как черпаем воду и пьём).
Декабрь (1 неделя)
№12 Петушок
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.
Ладонь вверх указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.
Повторяем фигуры «Гусь» и «Курочка». Если все дети делают правильно, самостоятельно объясняя в чем разница фигур, показываем, как курочка пре-вращается в петушка. Отрабатываем положение пальцев. Спрашиваем, чем похожи и чем отличаются «Курочка» и «Петушок». Показываем иллюстрации «Домашние птицы».
Декабрь (2 неделя)
«Дружба»
Дружат в нашей группе пальцы рук соединяют
Девочки и мальчики. в замок (несколько раз)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять пальцы с мизинчика поочередно
Начинаем мы считать. соединяют друг с другом
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать руки вниз, встряхивают кистями)
№13 Замок
Пальцы сплетем и замок мы получим.
Повторим еще, и получится лучше.
Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираем ими.
«Замок»
На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)
Декабрь (3 неделя)
№14 Ёжик
Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены и подняты вверх. Большие пальцы соединены и отставлены вниз – это мордочка ёжика.
Обязательно анализируем фигуры. Задаем вопрос: «Какая фигура сложнее, «Замок» или «Ёжик». Работаем индивидуально с теми детьми, которые за-трудняются делать «Ёжика».
«Ёжик»
Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки?
(малыш катает ёжика ладошками)
Надо бельчонку сшить распашонку
(малыш катает ёжика по животику)
Шалуну зайчишке починить штанишки (катаем по ножкам)
Фыркнул ёжик - отойдите и не плачьте, не просите
(катаем по полу)
Если дам иголки - съедят меня волки!
(ёжик убегает в домик, на место в коробку или на полку)
Декабрь (4 неделя)
Повторение и закрепление всех ранее изученных фигур, пальчиковых игр.
Сочинение сказок, рассказов детьми с помощью воспитателя.
Январь (2 неделя)
Повторение и закрепление всех ранее изученных фигур, пальчиковых игр.
Сочинение сказок, рассказов детьми с помощью воспитателя. Вспоминаем ра-нее показанные сказки.
Январь (3 неделя)
№15 Корзинка
В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу.
Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образу-ют ручку.
«Полянка»
Здравствуй, полянка большая!
Здравствуй, трава – мурава!
Здравствуй, ягодка лесная!
Ты поспела и вкусна.
Мы корзиночку несём –
Всю тебя мы соберём.
Пальцы правой руки здороваются с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками
Январь (4 неделя)
«В гости к пальчику»
В гости к пальчику большому
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок,
Постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.
Анализируем фигуру. Поясняем сходства и различия. Уточняем положение пальцев в фигурах «Рыбка» и «Скворечник». Следим за правильным выполнением фигуры.
№16 Скворечник
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.
Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка, а большие пальцы загнуты вовнутрь.
Февраль (1 неделя)
№17 Дерево
У дерева ствол, на стволе много веток,
А листья на ветках зеленого цвета.
Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и паль-цами.
Осень
Ветер по лесу летал,
Дети делают кистями плавные
движения вперед – к груди.
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Поочередно загибают пальцы на руке.
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Встряхивают кистями рук.
Февраль (2 и 3 неделя)
№18 Волк и лиса
Серый волк бежит по лесу,
А за ним бежит лиса.
Поднялись у них трубою
Два пушистеньких хвоста.
Волк.
Делаем "пароходик", большие пальцы разводим в сторо-ны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и об-разуют лоб, а остальные в виде "лодочки" - верхнюю и нижнюю челюсти.
Лиса.
Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть сгибаем. Одна фигурка вытекает из другой.
«Сказки»
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.
Эта сказка - «Теремок».
Эта сказка - «Колобок».
Эта сказка - «Репка»:
Про внучку, бабку, дедку.
Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.
«Волк и семеро козлят» -
Этим сказкам каждый рад!
Показывают большой палец
Февраль (4 неделя)
Повторение всех пройденных фигур.
Март (1 неделя)
№19 Цветок
Локти и ладони прижаты к корпусу и соединены друг с другом. Сначала по-является бутон – ладони полусогнуты, затем цветок распускается – не разъ-единяем мизинцы и большие пальцы.
«Цветы»
Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения
Наши алые цветки
Раскрывают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головками качают.
Март (2 неделя)
Учимся «плести» подарок для мамы: «Золотую цепочку»
№20 Цепочка
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.
Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьи-ровать, меняя положения пальчиков. В этом упражне-нии участвуют все пальчики.
Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)
Всех их очень любят дети!
Журналист и инженер, (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель –
Мамы разные нужны, (сжимают обе ладошки в «замочек»)
Мамы разные важны! (разводят руки, поднимают ладошками вверх)
Март (3 неделя)
Как мы маму свою поздравляли:
Какие цветы ей в букет выбирали,
Какие подарки дарили дорогие –
Цепочки золотые!
Закрепляем фигуры «Цветок» и «Цепочка»
Март (4 неделя)
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы. А ты?
№21 Колокольчик
Колокольчик все звенит,
Язычком он шевелит.
Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены, Средний палец правой руки опущен вниз, и ре-бенок им свободно вращает.
Апрель (1 неделя)
№22 Кошка
Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.
«Котик»
(выполнять действия по смыслу)
Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.
Апрель (2 неделя)
«Репка»
Тянут, тянут бабка с дедкой
Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги
Из земли большую репку:
Вот пришла бы наша внучка,
Помогла б собачка Жучка.
Где же кошка, мышка – крошка?
Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу.
Хоть держалась крепко,
Вытянута репка.
№23 Собака
У собачки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.
Апрель (3 неделя)
Дикие животные
Это зайчонок, это бельчонок,
Это лисенок, это волчонок,
Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
Вращают большим пальцем.
Повторение и закрепление пройденных фигур диких животных.
Апрель (4 неделя)
№24 Домик
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприка-саются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).
«Гномики»
Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки)
Маленькие гномики:
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.
(загибать пальчики, начиная с мизинца)
Раз, два, три, четыре, пять (разгибать пальчики)
Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)
Таки – рубашки, (загибать пальчики, начиная с большого)
Тики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.
Май (1 неделя)
Повторяем фигуры: «Гусь», «Курочка», «Петушок». В стихотворении меняем названия птиц.
«Червячки»
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять (ручки лежат на столе, ладошками вниз, сгибаем и разгибаем пальчики)
Вдруг, курочка выбегает, (пальчики "бегут" по столу)
Ко-ко-ко:"Вот и обед"
(указательный и большой пальчики "каркают".)
Глядь (разводим ручками,
а червячков уж нет (сжимаем пальчики в кулачки).
Май (2 неделя)
№25 Птичка
Пальчики - головка,
Крылышки - ладошка.
Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку, большие пальцы - головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими.
«Перелётные птицы»
Тили-тели, тили-тели -
С юга птицы прилетели!
Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.
Прилетел к нам скворушка -
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж -
Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с
мизинца левой руки.
Все вернулись, прилетели,
Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.
Песни звонкие запели!
Указательным и большим пальцами делают клюв –
«птицы поют».
Май (3 неделя)
«Лето»
(загибаются пальцы по одному на каждый счет)
Вот за что люблю я лето?
Лето солнышком согрето.
Два – в лесу растет трава.
Три – ромашки – посмотри!
А четыре - это лес,
Полный сказок и чудес.
Пять – купались мы опять.
Шесть – пора грибов поесть.
Семь – малины я поем.
Восемь – сено мы покосим.
Девять – бабушка идет,
Землянику нам несет.
Десять – все вокруг в листву одето.
Вот за что люблю я лето)
Май (4 неделя)
Повторение всех фигур выученных за год, запомнившихся стишков, потешек.