Ольга Галкина
Культура питания старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Культура питания подразумевает воспитание.
«Культурное воспитание начинается очень
рано, когда ребенку очень далеко до
грамотности, когда он только научился
хорошо видеть, слышать и кое-что
говорить».
А. С. Макаренко
Правила поведения, этикет, целью которых было формирование культуры поведения, чувства меры и красоты в манерах, одежде, культуре речи создавались обществом много лет.
Темочки:
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет и этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.
В каждом регионе и каждом социальном слое общества во все времена были свои традиции культуры питания, поведения за столом, приёма гостей, которые свято соблюдались и отслеживались окружающим обществом.
Некоторые люди не сохранили старинных традиций родительского дома, которые в нашем многонациональном обществе стали выбором и привилегией каждой отдельной семьи. Очень часто уходили не только старые отжившие традиции, но и в целом снизилась культура питания.
Поэтому я считаю, что большая доля ответственности за формирование культуры питания и поведения ребёнка за столом ложится на детский сад. Это особенно актуально сегодня, когда на растущий детский организм влияют изменение качества продуктов питания, резкое ускорение темпов жизни, социальное и материальное расслоение населения, увеличение получаемой детьми познавательной информации, изменение условий воспитания в семье. С другой стороны возросшая мобильность современного общества часто ставит человека в условия необходимости уметь культурно вести себя за столом, правильно пользоваться столовыми приборами и пробовать разные незнакомые и даже экзотические блюда. Перед педагогами сегодня встает вопрос, как обучать детей культуре питания, общепринятым в международном сообществе правилам поведения за столом и даже создать условия, способствующие повышению культуры поведения в семье.
Наблюдение за поведением детей, результаты бесед с детьми и
родителями, позволили сделать вывод о том, что проблеме формирования культуры питания в практике семейного воспитания уделяется явно недостаточное внимание, всвязи с чем у многих дошкольников отсутствуют базовые навыки культуры питания, и особенно - их этикетные основы. Многие дети не умеют правильно и красиво сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами. Недостаточно сформированы навыки сервировки стола, соблюдения правил этикета в процессе приёма пищи.
Поэтому была поставлена цель:
Сформировать у детей основу культуры питания, осознанного отношения к своему здоровью.
Для реализации поставленной цели мы определили следующие задачи:
1. Обогащать и расширять знания детей о рациональном питании и его роли для здоровья человека.
2. Воспитывать культуру поведения.
3. Знакомить с правилами этикета, принятые в современном обществе.
4. Воспитывать самостоятельность при соблюдении правила гигиены.
5. Формировать умения детей отражать знания, впечатления в продуктивных видах деятельности.
6. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу, коммуникативные навыки.
7. С помощью разнообразных методов и приёмов оптимизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста по формированию знаний о правилах правильного питания.
Формирование у детей основ культуры питания, осознанного отношения к своему здоровью проходило через три основных направления:
1. Формирование представлений о роли и значении правильного питания для работы всего организма.
2. Воспитание культуры поведения и правил этикета за столом.
3. Соблюдение гигиенических требований.
Работа по формированию культуры питания проводилась с учетом возрастных особенностей детей. Был составлен перспективный план работы ''Формирование культуры питания детей'', который позволяет в доступной форме формировать практические навыки и принципы правильного питания, а так же воспитывать культуру поведения за столом и соблюдать гигиенические требования.
Приступая к работе, мы прежде всего создали в группе предметно – развивающую среду – то пространство, в котором ребенок растет и развивается. Большое внимание уделили уголку дежурства по столовой, где расположили схему дежурства, правила сервировки стола, правила поведения за столом; все необходимые атрибуты для сервировки стола – салфетницы, хлебницы, вазочки для украшения столов, скатерти; сшиты красивые фартучки с колпачками для дежурных. Подобран дидактический игровой материал, схемы сервировки стола и складывания салфеток, фотоматериалы и картинки по украшению и сервировке стола и др.)
Для работы с детьми имеется также подборка материала – стихи и сказки по теме «Еда», русские пословицы и поговорки о еде, загадки.
Для реализации поставленных задач мы использовали разнообразные формы и методы работы.
Приоритет отдавали, таким формам работы, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка. Это игры, интегрированные занятия, экскурсии, викторины, развлечения, вечера досуга и др.
Основной формой работы является организованная образовательная деятельность, В основной деятельности знакомили с правилами и принципами здорового питания, этикетом. Образовательную деятельность проводили в разных формах - путешествия, беседы, экскурсии, предлагали детям много интересных и познавательных заданий: проблемные ситуации, загадки, опыты и т. д.
В свободной деятельности – играх, продуктивной деятельности закрепляли навыки и умения, полученные на занятии.
В организации занятий большое внимание уделяли игровым приемам. В гости к детям приходили герои знаменитых сказок, рассказов, мультфильмов – Айболит, Неболейка, Незнайка.
Эти персонажи обращались к ребятам за помощью или просили научить тому, чего не знают. Обычно занятия старались превратить в увлекательное путешествие или в чудесную мастерскую. Дети становились исследователями, следопытами, поварами, технологами. Эффективность нашей работы повышалась при использовании мультимедийных презентаций «Где прячутся витамины», «Молоко и молочные продукты» и др
Были проведены занятия по темам:
Систематически с детьми проводились практические занятия: как правильно и красиво сервировать стол в соответствии с ситуацией (завтрак, обед, полдник, ужин, праздничный стол, как пользоваться столовыми приборами и принадлежностями, правильно сидеть за столом, навыки общения за столом (использование речевых формул, умение выбрать тему разговора, поддерживать дружескую беседу).
При изучении новых тем и при закреплении изученных, мы активно использовали различные виды игр: сюжетно – ролевые, где дети отображали свой жизненный опыт и представления о правильном питании; дидактические игры, такие как, «Полезные – не полезные продукты», «Где прячутся витамины», «Угадай по вкусу, запаху», «Что положим в винегрет?», «Варим суп, компот» и т. д., которые знакомили детей с процессом приготовления блюд, помогали оценить полезность продукта.
В сюжетно-ролевых играх предлагались различные ситуации, связанные с отработкой навыков и правил поведения за столом, в составлении своего дневного рациона.
Встречаем гостей.
Составим меню для сказочного героя.
Организовывали игры соревновательного характера, где предполагалось взаимодействие всех участников:
Кто быстрее соберет овощи для салата;
Большой интерес наших воспитанников вызвала опытно – исследовательская деятельность, которая помогает пробудить умственные способности детей, ввести их в мир познания окружающего мира, дает детям представление о различных сторонах изучаемого объекта. Вместе с детьми готовили сок из фруктов, творог из кефира, растворение соли и сахара в воде, организовали акцию “полезные продукты”, где дети рекламировали полезные и важные продукты и делали красочные зарисовки.
Важным методом в формировании основ культуры питания является чтение художественной литературы, которое помогает обогатить словарный запас детей, приобщить к фольклору, учит детей быть вежливыми, гостеприимными, воспитывает культуру поведения за столом и формирует культурно-гигиенические навыки, развивает кругозор. (назвать некоторые книги, используемые в работе с детьми).
В группе имеется картотека пословиц и поговорок о пользе здорового питания.
Основной целью совместной деятельности с детьми было формирование навыков культуры питания и поведения за столом. Дети с удовольствием овладевали практическими навыками в играх, сказках, рассказывали стихи об овощах и фруктах, отгадывали загадки, рисовали, лепили, делали аппликацию. Проводились интересные для детей наблюдения и сравнения: «Можно ли есть суп вилкой?», «Режут ли кашу ножом?», «Какая ложка лучше?».
С детьми проводились беседы «Как ты относишься к кока-коле?», «Похрусти, а потом не грусти?», «У меня болит живот», «Почему нельзя спешить во время еды?», «Не мешай соседу за столом», «Говори и делай красиво».
Навыки детей становятся прочными, если они постоянно закрепляются в разных ситуациях. Кроме этого очень важно единство требований со стороны взрослых, как в детском саду, так и дома.
Поэтому одним из важных условий формирования культуры питания являлось вовлечение родителей в реализуемый процесс. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка результаты начального анкетирования показали, что во многих семьях нарушен режим питания, питание однообразно, неумеренно. Чтобы повысить уровень знаний родителей в области здорового питания, сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, мы использовали различные формы и методы работы с семьей
Оформлялись папки – передвижки, проводились консультации: «Режим питания», «Польза овощей и фруктов», «Чем грозит переедание» и т. д.
Участвовали в подборке материала для картотек (загадки, пословицы и поговорки, сказки о здоровом питании, в оформлении развивающей среды группы («Чайная гостиная»).
Для родителей периодически оформляются информационные стенды, книжные выставки (о правильной и здоровой пище, рецепты детских блюд).
Проделанная работа дала свои положительные результаты
- у детей повысился уровень познавательного развития по данной теме
- дети стали увереннее пользоваться столовыми приборами (нож, вилка)
- у большинства детей хорошо сформировались основные навыки личной гигиены, связанные с питанием
- сформировалось представление о важности соблюдения режима питания, как одной из необходимых условий правильного питания;
И т. п.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о результативности проведенных мероприятий по формированию у дошкольников знаний и навыков по культуре питания.
.
Список используемой литературы:
1. Алексеева, А. С. Организация питания детей в дошкольном учреждении [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / А. С. Алексеева, Л. В. Дружинина, К. Ладодо. – М. : Просвещение, 1990. – 210 с.
2. Алексеева, Р. Г. Особенности формирования основ правильного питания в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Р. Г. Алексеева : выступление на педагогическом совете из опыта работы. – Режим доступа: https://www.moi-detsad.ru/konsultac621.html. . – Загл. с экрана.
3. Маталыгина, О. А. Все о питании детей дошкольного возраста [Текст] / О. А. Маталыгина, Н. Е. Луппова. – М. : Фолиант, 2009. – 272 с.
4. Пальцев, А. И. Системообразующие ценности евразийской (российской) цивилизации [Текст] /А. И. Пальцев//Власть. 2011. - № 4. - С. 42 – 46.