Папки-передвижки

Обогащение активного словаря дошкольников

Елена Чулкова
Обогащение активного словаря дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на активный и пассивный. Объем активного словаря у любого человека меньше объема пассивного.

Публикация «Обогащение активного словаря дошкольников» размещена в разделах

Дети младшего возраста практикуются использовать в собственной речи: названия предметов и объектов близкого окружения, их значения, действия с ними, ярко выраженные части и свойства, одевания, купания, умывания, еды, ухода за внешним видом (причесываться, аккуратно повесить одежду) и поддержания порядка (убрать игрушки, поставить стулья); слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить); слова, обозначающие качества и свойства предметов (мягкость, твердость, гладкость и другие; предметы рвутся, бьются, размокают); название материалов (глина, песок, бумага, ткань); название членов семьи, их действий; названия объектов и явлений природы: растений близкого окружения, овощей и фруктов, домашних и некоторых диких животных и их детенышей (собака, кошка, лошадь, корова, медведь, заяц, лиса); понимают значение обобщающих слов : игрушки, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, животные, звери и т. д.

Дошкольники пятого года жизни осваивают и используют в речи новые слова. Названия предметов и материалов, из которых они изготовлены (ткань, бумага, дерево, резина). Названия живых существ и сред их обитания (земля, почва, воздух, некоторых трудовых процессов (кормление животных, выращивание овощей, стирка белья, сервировка стола).

Слова, обозначающие части предметов, живых организмов, жизненных явлений, их свойства и качества – цветовые оттенки, вкусовые качества, степени качества объектов (мягче, светлее, темнее, толще, тверже и т. д, явлений (холодно, мокро, солнечно).

Слова, обозначающие видовые категории с указанием характерных признаков (чашки и стаканы, платья и юбки, стулья и кресла).

Слова, обозначающие некоторые родовые и видовые обобщения (игрушки, посуда, животные, растения и другие, а также лежащие в основе этих обобщений существенные признаки (живые организмы – растут, размножаются, развиваются; посуда – это то, что необходимо людям для еды, приготовления и хранения пищи).

Слова и выражения, необходимые для установления отношений с окружающими: слова приветствия, благодарности, извинения, участия, эмоционального сочувствия и другие.

Дети более старшего возраста осваивают и используют в речи новые слова. Названия профессий, учреждений, предметов и инструментов труда, техники, помогающей в работе, трудовых действий и качества их выполнения.

Личностные характеристики человека (честность, справедливость, доброта, заботливость, верность, его состояния и настроения, внутренние переживания.

Слова и выражения, необходимые для установления отношений с окружающими, обозначающие социально-нравственные представления детей.

Слова, обозначающие оттенки цвета (розовый, бежевый, зеленовато-голубоватый, тонкое дифференцирование формы, размера и других признаков объекта.

Дошкольники развивают умение самостоятельно использовать в деятельности и обозначать в речи обследовательские действия, необходимые для выявления качеств и свойств предметов (погладил, подул, взвесил на руке, понюхал). Сравнивают предметы, находят существенные признаки, объединяют на их основе предметы в группы: посуда, мебель, одежда, обувь, головные уборы, постельные принадлежности, транспорт, домашние животные, дикие звери, овощи, фрукты. Называют существенные признаки понятий; находят в текстах литературных произведений сравнения, эпитеты; используют их при сочинении загадок, сказок, рассказов.

Дети подготовительной группы овладевают умениями адекватно и точно выражать свои мысли, подбирая нужные слова; выполнять операцию классификации – деление освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков (посуда -кухонная, столовая, чайная; одежда, обувь – зимняя, летняя, демисезонная; транспорт – пассажирский и грузовой; наземный, водный, воздушный, подземный).

Учатся находить в художественных текстах и понимать средства языковой выразительности: метафоры, олицетворения; использовать средства языковой выразительности при сочинении загадок, сказок, стихов.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Оппозиции сказочных текстов как средство обогащения словаря дошкольников» Ребенок познаёт окружающий мир, воспринимая целостность и разделённость его явлений через слова. Слова могут сопоставляться или противопоставляться.

Консультация «Психолого–педагогические основы обогащения словаря дошкольников» Овладение родным языком является одним из самых необходимых приобретений дошкольника. Психологи называют этот период сенситивным для развития.

Актуальность театрализованной деятельности для развития дошкольников (сообщение старшего воспитателя) Педагогический совет №2 Сообщение ст. воспитателя Ореховой А. Е. Актуальность театрализованной деятельности для развития дошкольников Слайд.

Формирование словаря синонимов у старших дошкольников с ОНР III уровня ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ СИНОНИМОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ У детей с общим недоразвитием речи III уровня (по классификации.

Конспект интегрированного занятия по обогащению активного словаря «Дары осени» Совершенствование умений согласования прилагательных с существительными. Развитие логического мыщления, внимания. Развитие умения соотносить.

Обогащение музыкального опыта и воспитание нравственно-патриотических чувств старших дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Первомайский» Омского муниципального района.

Речь дошкольников. Диагностика словаря детей подготовительной группы Речь дошкольников. Диагностика словаря детей подготовительной группы. Дошкольный возраст – самое благоприятное время для развития речи.

Сообщение на тему «Игра-как средство образовательной деятельности при внедрении ФГОС» Районное методическое объединение Сообщение на тему: «Игра – как средство образовательной деятельности при внедрении ФГОС» СП ДО детский.

Сообщение на тему «Экология для дошкольников»Сообщение на тему «Экология для дошкольников» “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину” так говорил.

Консультация для воспитателей «Влияние предметно-развивающей среды на обогащение словаря дошкольника» Основная задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать пространственно-предметную развивающую среду. Развивающая.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Обогащение активного словаря дошкольников
Опубликовано: 12 февраля 2016 в 08:19
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обогащение активного словаря дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Чулкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД