Елена Чулкова
Обогащение активного словаря дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.
Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на активный и пассивный. Объем активного словаря у любого человека меньше объема пассивного.
Публикация «Обогащение активного словаря дошкольников» размещена в разделах
Дети младшего возраста практикуются использовать в собственной речи: названия предметов и объектов близкого окружения, их значения, действия с ними, ярко выраженные части и свойства, одевания, купания, умывания, еды, ухода за внешним видом (причесываться, аккуратно повесить одежду) и поддержания порядка (убрать игрушки, поставить стулья); слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить); слова, обозначающие качества и свойства предметов (мягкость, твердость, гладкость и другие; предметы рвутся, бьются, размокают); название материалов (глина, песок, бумага, ткань); название членов семьи, их действий; названия объектов и явлений природы: растений близкого окружения, овощей и фруктов, домашних и некоторых диких животных и их детенышей (собака, кошка, лошадь, корова, медведь, заяц, лиса); понимают значение обобщающих слов : игрушки, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, животные, звери и т. д.
Дошкольники пятого года жизни осваивают и используют в речи новые слова. Названия предметов и материалов, из которых они изготовлены (ткань, бумага, дерево, резина). Названия живых существ и сред их обитания (земля, почва, воздух, некоторых трудовых процессов (кормление животных, выращивание овощей, стирка белья, сервировка стола).
Слова, обозначающие части предметов, живых организмов, жизненных явлений, их свойства и качества – цветовые оттенки, вкусовые качества, степени качества объектов (мягче, светлее, темнее, толще, тверже и т. д, явлений (холодно, мокро, солнечно).
Слова, обозначающие видовые категории с указанием характерных признаков (чашки и стаканы, платья и юбки, стулья и кресла).
Слова, обозначающие некоторые родовые и видовые обобщения (игрушки, посуда, животные, растения и другие, а также лежащие в основе этих обобщений существенные признаки (живые организмы – растут, размножаются, развиваются; посуда – это то, что необходимо людям для еды, приготовления и хранения пищи).
Слова и выражения, необходимые для установления отношений с окружающими: слова приветствия, благодарности, извинения, участия, эмоционального сочувствия и другие.
Дети более старшего возраста осваивают и используют в речи новые слова. Названия профессий, учреждений, предметов и инструментов труда, техники, помогающей в работе, трудовых действий и качества их выполнения.
Личностные характеристики человека (честность, справедливость, доброта, заботливость, верность, его состояния и настроения, внутренние переживания.
Слова и выражения, необходимые для установления отношений с окружающими, обозначающие социально-нравственные представления детей.
Слова, обозначающие оттенки цвета (розовый, бежевый, зеленовато-голубоватый, тонкое дифференцирование формы, размера и других признаков объекта.
Дошкольники развивают умение самостоятельно использовать в деятельности и обозначать в речи обследовательские действия, необходимые для выявления качеств и свойств предметов (погладил, подул, взвесил на руке, понюхал). Сравнивают предметы, находят существенные признаки, объединяют на их основе предметы в группы: посуда, мебель, одежда, обувь, головные уборы, постельные принадлежности, транспорт, домашние животные, дикие звери, овощи, фрукты. Называют существенные признаки понятий; находят в текстах литературных произведений сравнения, эпитеты; используют их при сочинении загадок, сказок, рассказов.
Дети подготовительной группы овладевают умениями адекватно и точно выражать свои мысли, подбирая нужные слова; выполнять операцию классификации – деление освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков (посуда -кухонная, столовая, чайная; одежда, обувь – зимняя, летняя, демисезонная; транспорт – пассажирский и грузовой; наземный, водный, воздушный, подземный).
Учатся находить в художественных текстах и понимать средства языковой выразительности: метафоры, олицетворения; использовать средства языковой выразительности при сочинении загадок, сказок, стихов.