Чубарь Юлия
Опыт работы на тему «Знакомство детей с профессией взрослых через сюжетно-ролевые игры»
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский
Одной, наиболее доступной, формой в ознакомлении детей с миром профессий, является сюжетно - ролевая игра, где ребенок берет на себя роль, в которой может использовать полученные на подготовительном этапе развития ролевой игры новые знания о профессии.
Публикация «Опыт работы на тему „Знакомство детей с профессией взрослых через сюжетно-ролевые игры“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Педагогу необходимо научить ребенка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также выбор персонажей и их взаимодействие. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений.
В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт, посредством которого эти знания ребенком присваиваются. Подтверждение этому будут положительные изменения количественных и качественных показателей в уровнях сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых и ранней профориентации.
На каждом возрастном этапе ознакомление с профессиями, трудом взрослых, через сюжетно-ролевую игру, я провожу с постепенным усложнением ее содержания и характера.
(2-3 сл.) В младших группах я развиваю игры, изображающие труд взрослых в детском саду, работу водителей, летчиков. Дети в игре начинают отображать труд взрослых.
(4 сл) В средней группе я развиваю игры с более сложным сюжетом : построение дома – это работа строителей, перевоз пассажиров и грузов это работа водители автобусов и грузовых машин, а так же труд врачей, медсестер, продавцов. Дети сами начинают придумывать несложные сюжеты.
(5 сл.) В старшей группе я поощряю игры, показывающие работу учреждений (магазин, аптека, поликлиника, театр). Стараюсь совершенствовать игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. Так же в играх продолжаем отображать профессии родителей.
С Дошкольниками седьмого года жизни я также продолжаю изображать в сюжетно-ролевых играх работу членов семьи, их профессии. Расширяю и углубляю представления о разных специальностях: например на пароходе есть не только капитан, но и штурман, матрос, кок и т. д., развиваю способность детей самим намечать тему.
(6 сл.) При организации сюжетно-ролевой игры я придерживаюсь использования 3 основных направлений:
1. Помощь в организации игры - это сговор на игру, распределение ролей, определение общей цели.
2. Обогащение событийной стороны содержания игровых мизансцен игры, согласование игровых замыслов
3. Создание игровой среды.
(7 сл.) При организации сюжетно-ролевой игры использую две группы приемов руководства игрой: прямые и косвенные.
Прямые - это когда включаются приемы непосредственного включения в игру. Это и ролевое участие педагога в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры.
Вначале я как партнер, вношу в игру игровые идеи, пытаюсь организовать общение в игре. Далее, выступаю как координатор игровых замыслов и общения детей, оказываю помощь в развертывании сюжета игры. Когда опыт осуществления игры освоен, я становлюсь наблюдателем за играми детей, оказываю помощь при трудностях в общении, проблемных ситуациях, изменений в предметной среде.
Косвенные - без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).
Для развития сюжетно-ролевой игры провожу экскурсии, показ презентаций, чтение книг, беседы, дидактические игры, проигрываю игровые ситуации.
Для руководства сюжетной игрой детей в младшем и старшем дошкольном возрасте использую обе группы приемов. В младшем возрасте идет преобладание прямых приемов, в старшем возрасте - косвенных. Нужно не забывать, что основное условие использования этих приемов - сохранение и развитие самостоятельности детей в игре. Я стараюсь быть партнером ребенка в игре. Это качество называется игровой позицией воспитателя.
(8 -10 сл.) Существует 3 этапа формирования сюжетно - ролевой игры :
На первом этапе с 1, 5 – 3 лет воспитатель стимулирует детей к осуществлению условных действий с предметами.
(11-12 сл.) На втором этапе с 3лет до 5 лет воспитатель формирует у детей умение принимать роль, переходить в игре от одной роли к другой.
Начиная с 3лет я стараюсь переводить внимание ребенка в игре от действия с игрушками на взаимодействие с партнером - взрослым. Я учу детей брать на себя игровую роль, чтобы все понимали, что это не мальчик Рома, а шофер. Для формирования ролевого поведения начиная совместную игру с детьми, использую парные роли, хорошо знакомые ребенку по его жизненной практике например «семейные» роли: мама – дочка (сынок, бабушка - внучка, а также : доктор - больной, продавец -покупатель и т. д.
Чтобы ребенок полноценно овладел ролью, учу ребенка действовать с предметами: доктор делает укол, ставит градусник, шофер ведет машину. Учу ролевому взаимодействию, чтобы ребенок мог вести ролевой диалог.
Непременным условием игры с детьми является неоднократное называние им своей роли «Я доктор, полечу больного мишку» и т. п., и обращение к партнеру как носителю роли «Заходите, больной» и т. п., разговор с ним.
Если я вижу, что один из мальчиков сидя на стуле в одиночестве вращает руль. То стараюсь предложить кому-нибудь из детей : «Рома, давай вместе с Сашей поиграем? Он на машине куда-то едет. Саша, ты кто? Водитель? Можно, мы с Ромой будем пассажирами? Я пассажир. Водитель, скажите пожалуйста, что мне делать пристёгивать ремень безопасности или нет? Сколько я должна вам заплатить за проезд до города Фокино? Рома, а ты тоже спроси у водителя, что тебе делать».
В ходе таких совместных игр я своими вопросами, репликами стараюсь максимально активизировать сюжет и ролевую речь детей.
Моя задача в работе с детьми 5-го года жизни - переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, учить менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры. Организовывая игру можно предложить Юля, София давайте поиграем.
Начинать такую работу целесообразно с каждым из детей индивидуально, но мы не всегда располагает реальными возможностями часто играть с каждым ребенком, поэтому лучше играть с небольшой подгруппой. Каким образом можно это делать?
Например я выбираю одного из детей в качестве своего основного партнера. Если ребенок уже занят игрой, то подключаемся к ней, если нет — предлагаю ребенку основную в сюжете роль (например, «врача», а себе берем («пациента»). Начав игру, предлагаю такую же роль, как у себя самой, еще нескольким детям: «Давайте, вы тоже заболели и пришли к доктору!», «Полечившись» у доктора и уступив место следующему пациенту, я меняю свою роль: «Я теперь медсестра. Доктор, давайте, я вам буду помогать». Затем на роль «медсестры» снова привлекаю кого-нибудь из детей (из пациентов, ожидающих своей очереди, а сама становлюсь «другим врачом».
Меняя роли в игре, мы каждый раз развертываем новый диалог со своим основным партнером (разговариваем с врачом как пациент, как медсестра, как равный товарищ по работе). При этом последовательно сменяя роли мы изменяем взаимодействие с ребенком-«врачом» это является как бы моделью развертывания игры для других, включенных в нее детей. В такую игру можно намеренно вовлечь от трех до семи детей.
(13 сл.) На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать разнообразные сюжеты игр.
На примере игры в библиотеку (театр) мы уже можем показать как развивается у детей самостоятельность, формируется умение договариваться, как меняется сюжет игры приводя детей к преобразованиям уже знакомого сюжета.
Сюжетно-ролевая игра «Театр» предназначена для старших дошкольников.
При подготовке к игре можно обратить внимание детей на то, что посещая театр мы приобщаемся к миру искусства, знакомимся с новыми интересными профессиями и можем получить множество положительных эмоций, а ещё сами можем стать участниками театрального действа. С помощью театральных постановок мы можем окунуться в мир прошлого, настоящего и даже будущего. Больше узнать о добре и зле честности, дружбе, отзывчивости и т. д. Можно рассказать детям историю появления театра. Познакомить детей с правилами поведения в театре. Рассказать о профессиях людей работающих в театре. Изготовить афишу, сопутствующие атрибуты для игры (программки, билеты, таблички «касса», «буфет», бейджики и т. д.)
Предложить открыть и посетить театр в группе. После этого выбрав шофёра и кондуктора сесть в автобус, купить билеты и отправиться в театр. По приезде на нужную остановку зайти в театр и пройти в кассу (14 сл., где выбранный из детей кассир продаст детям билет.
Кассир:
Поспешите купить билетик,
Потому что очень скоро,
Рано утром на рассвете
Театр уедет в новый город.
(На входе зрители покупают билеты, и цветы.) (15 сл.)
(16 сл.) Контролер проверяет билеты: «Покажите, пожалуйста, билеты. Пройдите в зрительный зал. Уважаемые зрители, занимайте места согласно купленным билетам».
До начала спектакля можно предложить детям почитать программку, посетить буфет.
(17 сл.) Продавец (Буфетчица) обслуживает посетителей: «Пожалуйста, покупайте вкусные свежие пирожные. Сок не желаете? Лимонад? Вам горький или молочный шоколад? Вам кофе с молоком или нет? Приятного вам аппетита».
Дети играют согласно распределенным ролям. Воспитатель подходит к детям смотрит, как они справляются со своими обязанностями, по необходимости помогает.
Звенит первый звонок. Зрители занимают свои места согласно купленным билетам. Звенит второй, третий.
Начинается спектакль. (18 сл.)
Ведущая-воспитатель приветствует зрителей, читает слова автора, а артисты приступают к исполнению своих ролей.
После окончания спектакля зрители аплодируют артистам, артисты выходят на поклон (19 сл.) и зрители дарят им цветы. (20 сл.)
Затем уже в следующей игре роль автора можно предложить ребенку, а роли можно распределить с помощью считалки. Воспитатель стоит неподалёку и может участвовать в роли зрителя, объясняя это тем, что тоже очень любит театр. Он может еще раз продемонстрировать образцы диалогов и поведения. Поддерживает диалог покупателя в цветочном киоске и в буфете, вводит реплики, даёт советы.
Воспитатель предлагает показать тот или иной спектакль, отталкиваясь от хорошо знакомых детям сказок и произведений, помогает подобрать необходимые атрибуты для игры.
Всё это поможет поддержать интерес к игре на достаточно длительное время.
Ведь дети стремятся в своих играх подражать взрослым и воспроизводить их действия и деятельность. И именно в дошкольном возрасте широкое распространение получают сюжетно – ролевые игры, часть из которых имеет профессионально ориентированный характер. Уже в дошкольном возрасте можно сделать первые предположения о развитии интереса к труду взрослых. Ведь у реб нка в этом возрасте закладываются предпосылки будущей профессиональной деятельности.
Именно поэтому, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий – является важным направлением социального и познавательного развития дошкольников.
Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о труде взрослых через сюжетно-ролевую – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет воспитатель, используя в своей деятельности все возможности для обучения и приобщения их к миру профессий, согласованию ролей, взаимопониманию.