Папки-передвижки

Опыт работы на тему «Знакомство детей с профессией взрослых через сюжетно-ролевые игры»

Чубарь Юлия
Опыт работы на тему «Знакомство детей с профессией взрослых через сюжетно-ролевые игры»

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Одной, наиболее доступной, формой в ознакомлении детей с миром профессий, является сюжетно - ролевая игра, где ребенок берет на себя роль, в которой может использовать полученные на подготовительном этапе развития ролевой игры новые знания о профессии.

Публикация «Опыт работы на тему „Знакомство детей с профессией взрослых через сюжетно-ролевые игры“» размещена в разделах

Педагогу необходимо научить ребенка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также выбор персонажей и их взаимодействие. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений.

В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт, посредством которого эти знания ребенком присваиваются. Подтверждение этому будут положительные изменения количественных и качественных показателей в уровнях сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых и ранней профориентации.

На каждом возрастном этапе ознакомление с профессиями, трудом взрослых, через сюжетно-ролевую игру, я провожу с постепенным усложнением ее содержания и характера.

(2-3 сл.) В младших группах я развиваю игры, изображающие труд взрослых в детском саду, работу водителей, летчиков. Дети в игре начинают отображать труд взрослых.

(4 сл) В средней группе я развиваю игры с более сложным сюжетом : построение дома – это работа строителей, перевоз пассажиров и грузов это работа водители автобусов и грузовых машин, а так же труд врачей, медсестер, продавцов. Дети сами начинают придумывать несложные сюжеты.

(5 сл.) В старшей группе я поощряю игры, показывающие работу учреждений (магазин, аптека, поликлиника, театр). Стараюсь совершенствовать игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. Так же в играх продолжаем отображать профессии родителей.

С Дошкольниками седьмого года жизни я также продолжаю изображать в сюжетно-ролевых играх работу членов семьи, их профессии. Расширяю и углубляю представления о разных специальностях: например на пароходе есть не только капитан, но и штурман, матрос, кок и т. д., развиваю способность детей самим намечать тему.

(6 сл.) При организации сюжетно-ролевой игры я придерживаюсь использования 3 основных направлений:

1. Помощь в организации игры - это сговор на игру, распределение ролей, определение общей цели.

2. Обогащение событийной стороны содержания игровых мизансцен игры, согласование игровых замыслов

3. Создание игровой среды.

(7 сл.) При организации сюжетно-ролевой игры использую две группы приемов руководства игрой: прямые и косвенные.

Прямые - это когда включаются приемы непосредственного включения в игру. Это и ролевое участие педагога в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры.

Вначале я как партнер, вношу в игру игровые идеи, пытаюсь организовать общение в игре. Далее, выступаю как координатор игровых замыслов и общения детей, оказываю помощь в развертывании сюжета игры. Когда опыт осуществления игры освоен, я становлюсь наблюдателем за играми детей, оказываю помощь при трудностях в общении, проблемных ситуациях, изменений в предметной среде.

Косвенные - без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

Для развития сюжетно-ролевой игры провожу экскурсии, показ презентаций, чтение книг, беседы, дидактические игры, проигрываю игровые ситуации.

Для руководства сюжетной игрой детей в младшем и старшем дошкольном возрасте использую обе группы приемов. В младшем возрасте идет преобладание прямых приемов, в старшем возрасте - косвенных. Нужно не забывать, что основное условие использования этих приемов - сохранение и развитие самостоятельности детей в игре. Я стараюсь быть партнером ребенка в игре. Это качество называется игровой позицией воспитателя.

(8 -10 сл.) Существует 3 этапа формирования сюжетно - ролевой игры :

На первом этапе с 1, 5 – 3 лет воспитатель стимулирует детей к осуществлению условных действий с предметами.

(11-12 сл.) На втором этапе с 3лет до 5 лет воспитатель формирует у детей умение принимать роль, переходить в игре от одной роли к другой.

Начиная с 3лет я стараюсь переводить внимание ребенка в игре от действия с игрушками на взаимодействие с партнером - взрослым. Я учу детей брать на себя игровую роль, чтобы все понимали, что это не мальчик Рома, а шофер. Для формирования ролевого поведения начиная совместную игру с детьми, использую парные роли, хорошо знакомые ребенку по его жизненной практике например «семейные» роли: мама – дочка (сынок, бабушка - внучка, а также : доктор - больной, продавец -покупатель и т. д.

Чтобы ребенок полноценно овладел ролью, учу ребенка действовать с предметами: доктор делает укол, ставит градусник, шофер ведет машину. Учу ролевому взаимодействию, чтобы ребенок мог вести ролевой диалог.

Непременным условием игры с детьми является неоднократное называние им своей роли «Я доктор, полечу больного мишку» и т. п., и обращение к партнеру как носителю роли «Заходите, больной» и т. п., разговор с ним.

Если я вижу, что один из мальчиков сидя на стуле в одиночестве вращает руль. То стараюсь предложить кому-нибудь из детей : «Рома, давай вместе с Сашей поиграем? Он на машине куда-то едет. Саша, ты кто? Водитель? Можно, мы с Ромой будем пассажирами? Я пассажир. Водитель, скажите пожалуйста, что мне делать пристёгивать ремень безопасности или нет? Сколько я должна вам заплатить за проезд до города Фокино? Рома, а ты тоже спроси у водителя, что тебе делать».

В ходе таких совместных игр я своими вопросами, репликами стараюсь максимально активизировать сюжет и ролевую речь детей.

Моя задача в работе с детьми 5-го года жизни - переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, учить менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры. Организовывая игру можно предложить Юля, София давайте поиграем.

Начинать такую работу целесообразно с каждым из детей индивидуально, но мы не всегда располагает реальными возможностями часто играть с каждым ребенком, поэтому лучше играть с небольшой подгруппой. Каким образом можно это делать?

Например я выбираю одного из детей в качестве своего основного партнера. Если ребенок уже занят игрой, то подключаемся к ней, если нет — предлагаю ребенку основную в сюжете роль (например, «врача», а себе берем («пациента»). Начав игру, предлагаю такую же роль, как у себя самой, еще нескольким детям: «Давайте, вы тоже заболели и пришли к доктору!», «Полечившись» у доктора и уступив место следующему пациенту, я меняю свою роль: «Я теперь медсестра. Доктор, давайте, я вам буду помогать». Затем на роль «медсестры» снова привлекаю кого-нибудь из детей (из пациентов, ожидающих своей очереди, а сама становлюсь «другим врачом».

Меняя роли в игре, мы каждый раз развертываем новый диалог со своим основным партнером (разговариваем с врачом как пациент, как медсестра, как равный товарищ по работе). При этом последовательно сменяя роли мы изменяем взаимодействие с ребенком-«врачом» это является как бы моделью развертывания игры для других, включенных в нее детей. В такую игру можно намеренно вовлечь от трех до семи детей.

(13 сл.) На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать разнообразные сюжеты игр.

На примере игры в библиотеку (театр) мы уже можем показать как развивается у детей самостоятельность, формируется умение договариваться, как меняется сюжет игры приводя детей к преобразованиям уже знакомого сюжета.

Сюжетно-ролевая игра «Театр» предназначена для старших дошкольников.

При подготовке к игре можно обратить внимание детей на то, что посещая театр мы приобщаемся к миру искусства, знакомимся с новыми интересными профессиями и можем получить множество положительных эмоций, а ещё сами можем стать участниками театрального действа. С помощью театральных постановок мы можем окунуться в мир прошлого, настоящего и даже будущего. Больше узнать о добре и зле честности, дружбе, отзывчивости и т. д. Можно рассказать детям историю появления театра. Познакомить детей с правилами поведения в театре. Рассказать о профессиях людей работающих в театре. Изготовить афишу, сопутствующие атрибуты для игры (программки, билеты, таблички «касса», «буфет», бейджики и т. д.)

Предложить открыть и посетить театр в группе. После этого выбрав шофёра и кондуктора сесть в автобус, купить билеты и отправиться в театр. По приезде на нужную остановку зайти в театр и пройти в кассу (14 сл., где выбранный из детей кассир продаст детям билет.

Кассир:

Поспешите купить билетик,

Потому что очень скоро,

Рано утром на рассвете

Театр уедет в новый город.

(На входе зрители покупают билеты, и цветы.) (15 сл.)

(16 сл.) Контролер проверяет билеты: «Покажите, пожалуйста, билеты. Пройдите в зрительный зал. Уважаемые зрители, занимайте места согласно купленным билетам».

До начала спектакля можно предложить детям почитать программку, посетить буфет.

(17 сл.) Продавец (Буфетчица) обслуживает посетителей: «Пожалуйста, покупайте вкусные свежие пирожные. Сок не желаете? Лимонад? Вам горький или молочный шоколад? Вам кофе с молоком или нет? Приятного вам аппетита».

Дети играют согласно распределенным ролям. Воспитатель подходит к детям смотрит, как они справляются со своими обязанностями, по необходимости помогает.

Звенит первый звонок. Зрители занимают свои места согласно купленным билетам. Звенит второй, третий.

Начинается спектакль. (18 сл.)

Ведущая-воспитатель приветствует зрителей, читает слова автора, а артисты приступают к исполнению своих ролей.

После окончания спектакля зрители аплодируют артистам, артисты выходят на поклон (19 сл.) и зрители дарят им цветы. (20 сл.)

Затем уже в следующей игре роль автора можно предложить ребенку, а роли можно распределить с помощью считалки. Воспитатель стоит неподалёку и может участвовать в роли зрителя, объясняя это тем, что тоже очень любит театр. Он может еще раз продемонстрировать образцы диалогов и поведения. Поддерживает диалог покупателя в цветочном киоске и в буфете, вводит реплики, даёт советы.

Воспитатель предлагает показать тот или иной спектакль, отталкиваясь от хорошо знакомых детям сказок и произведений, помогает подобрать необходимые атрибуты для игры.

Всё это поможет поддержать интерес к игре на достаточно длительное время.

Ведь дети стремятся в своих играх подражать взрослым и воспроизводить их действия и деятельность. И именно в дошкольном возрасте широкое распространение получают сюжетно – ролевые игры, часть из которых имеет профессионально ориентированный характер. Уже в дошкольном возрасте можно сделать первые предположения о развитии интереса к труду взрослых. Ведь у реб нка в этом возрасте закладываются предпосылки будущей профессиональной деятельности.

Именно поэтому, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий – является важным направлением социального и познавательного развития дошкольников.

Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о труде взрослых через сюжетно-ролевую – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет воспитатель, используя в своей деятельности все возможности для обучения и приобщения их к миру профессий, согласованию ролей, взаимопониманию.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Сюжетно-ролевые игры»Фотоотчёт «Сюжетно-ролевые игры» Организация игры в дошкольном детстве является неотъемлемой частью нахождения наших воспитанников в дошкольном учреждении. Предлагая детям.

Сюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возрастаСюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возраста «Сюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возраста.» В современном мире проблема социального развития подрастающего.

Фотоотчет «Знакомство детей с профессией медика» через сюжетно-ролевую игруФотоотчет «Знакомство детей с профессией медика» через сюжетно-ролевую игру «Поликлиника» Задачи: Вызвать у детей интерес к профессии врача. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость,.

Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевые игры с 3–4 лет»Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевые игры с 3–4 лет» Консультация для педагогов «Играйте в сюжетно- ролевые игры с 3- 4 лет» Вот пришли к нам в группу новые малыши. Настроение у всех разные,.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Опыт работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс»Опыт работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс» Развитие ребенка через игру «Марблс»21 век - век компьютерных технологий. С первых месяцев жизни ребенок сталкивается с благами цивилизации,.

Сюжетно-ролевые игры «Кафе» и «Супермаркет» при обучении финансовой грамотности детей подготовительной группыСюжетно-ролевые игры «Кафе» и «Супермаркет» при обучении финансовой грамотности детей подготовительной группы Сюжетно-ролевые игры "Кафе" и "Супермаркет" при обучении детей подготовительной группы по финансовой грамотности. Детский сад — второй.

Сюжетно-ролевые игры (продолжение)Сюжетно-ролевые игры (продолжение) В продолжение темы о сюжетно - ролевых играх, 1 часть и 2 часть, приготовленных мной на конкурс, хочу предложить вниманию коллег -маамовцев.

Сюжетно-ролевые игры в младшей группе Сюжетно-ролевая игра является основным видом игры ребенка дошкольного возраста. Основным источником сюжетно-ролевой игры ребенка является.

Сюжетно-ролевые игры в средней группеСюжетно-ролевые игры в средней группе Сюжетно-ролевые игры в средней группе. Сюжетно-ролевая игра «Ателье» Тип деятельности: Социализация. Задачи: познакомить с профессиями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы на тему «Знакомство детей с профессией взрослых через сюжетно-ролевые игры»
Опубликовано: 19 марта 2022 в 21:08
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы на тему «Знакомство детей с профессией взрослых через сюжетно-ролевые игры»» (включая файлы) размещена пользователем Чубарь Юлия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД