Татьяна Еделева
Трудовая деятельность детей (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Заслуженный педагог, Антон Семёнович Макаренко, писал:
«Труд - это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания.
Основой является именно труд. Но что такое труд - это совсем не то, чем заняты руки ребенка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться».
Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека духовно богатым.
Публикация «Трудовая деятельность детей (из опыта работы)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость это необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Главная цель трудового воспитания дошкольников - формирование бережного отношения к любому труду и четкое представление о трудовой деятельности взрослых. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.
В связи с данной целью федеральный государственный образовательный стандарт выделяет следующие основные задачи:
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— формирование позитивных установок к различным видам труда.
Развивающий компонент трудового воспитания заключается в усложнении содержания трудовых заданий и поручений.
Виды труда.
Различают четыре основных вида детского труда : самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд
Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, подготовка рабочего места и т. п.). Особое значение приобретает пример старших детей для малышей. В силу своей склонности к подражанию младшие постепенно перенимают все положительные качества старших.
Для обучения и закрепления навыков самообслуживания воспитатели часто используют алгоритмы
Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.
Дети учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. Также дети старшего возраста помогают младшим.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе.
Труд в природе помогает решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости.
Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки, формирует интерес к работе, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше.
Воспитатель учит ремонтировать книги и пособия.
Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Например, обучаясь изготовлению предметов из бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что очень важно включать в план по воспитанию все виды труда, ведь только благодаря этому воспитатель сможет выпустить из детского сада, полностью подготовленного к школе и взрослой жизни человека.
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.
Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети.
Средства трудового воспитания дошкольников
Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности детей, ознакомления с трудом взрослых и художественных средств.
Знакомство дошкольников с трудом взрослых открывает возможности для расширения содержания детских игр, в которых отражаются представления о разнообразном труде взрослых.
Для ознакомления с трудом взрослых проводятся наблюдения и экскурсии.
В работе применяем наглядные способы, сочетаем их со словесными (рассказы, беседы). Особое место среди словесных методов занимает детская художественная литература. Воспитатели знакомят детей с пословицами и поговорками, например: «У лодыря Федорки всегда отговорки», «Ленивые руки чужие труды любят», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи».
Для развития трудовых умений детей используется разнообразный материал:
- природный, бросовый;
- материал для развития мелкой моторики рук;
- конструкторы.
Работа с педагогами.
В детском саду проводится работа с педагогами по трудовому воспитанию детей. Смотр-конкурс: «Уголок дежурства», педагогические проекты: «Огород на подоконнике», консультации и сообщения по трудовому воспитанию детей на педсоветах, мастер-классы, анкетирование воспитателей: «Трудности в организации трудовой деятельности детей».
Взаимодействие с родителями
Трудовое воспитание детей осуществляется успешно только при условии совместной работы детского сада и семьи. Важно добиться того, чтобы родители поняли необходимость совместной с детским садом работы по трудовому воспитанию детей, поддерживали и продолжали её дома.
Взаимодействие с родителями проходит в форме
Родительских собраний (встреч)
Мастер-классов
Бесед
Рекомендаций
Полезная информация размещается на тематических стендах
Родители вместе с детьми принимают участие в конкурсах и выставках.
На фотографиях трудовая акция «Красивая клумба», папы помогают собрать новую мебель, на мастер-классе мамы и бабушки готовят лопаточный театр для детей.
В апреле этого года в детском саду будет проходить акция «Пусть цветет наш детский сад!». В ней примут участие наши сотрудники, родители и дети. Работа предполагает озеленение и облагораживание территории детского сада.
Наши перспективы на будущее:
• Пополнить методический кабинет новым современным материалом.
• Увеличить количество совместных мероприятий по трудовой деятельности с родителями и детьми.
Подводя итог, можно сказать, что трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешного развития и самоутверждения дошкольников.
Детей важно научить понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. И коллектив детского сада «Тополек» добивается в этом определенных положительных результатов.
Заканчивая выступление, приведем слова Константина Дмитриевича Ушинского: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач».