Суздальцева Алла
Сообщение на тему Применение нетрадиционной техники-пластилинографии, в изобразительной деятельности детей.
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение на тему :
«Применение нетрадиционной техники - пластилинографии, в изобразительной деятельности детей».
Все мы знаем виды изобразительной деятельности- это : рисование, аппликация, лепка, конструирование. В перечисленных видах изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для проявления творчества, способностей.
Публикация «Сообщение на тему Применение нетрадиционной техники-пластилинографии, в изобразительной деятельности детей,» размещена в разделах
«Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
… По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребёнка является не искусством, а речью. Рисование даёт возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребёнок абсолютно свободен и может творить».
Как я заметила, что многим детям проще работать именно в нетрадиционной технике. Использование нетрадиционных техник изобразительной дея-ти помогает детям создать выразительный образ, способствует снятию мышечного и психического напряжения.
Чаще всего педагоги детских садов применяют в работе нетрадиционные техники рисования и аппликации. Нетрадиционная же лепка, обычно, ограничивается применением дополнительных материалов при изготовлении поделок, либо тестопластикой. В своей работе, я часто применяю нетрадиционную изобразительную методику
Занятия пластилинографией представляют собой большую возможность для развития и обучения детей. Они способствуют:
1. Развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения.
2. Развитию творческих способностей.
3. Развитию мелкой моторики рук: укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Рука ребёнка подготавливается к освоению такого сложного навыка, как письмо.
4. Деятельность по пластилинографии так же способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению.
•Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии является интеграция образовательных областей (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.) .
•Техника доступна детям уже с младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.
•При успешном овладении техникой пластилинографии - можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.
Основными целями и задачами обучения детей данной технике являются :
- формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;
- освоение новых приёмов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;
- обучение умению ориентироваться на бумаге;
- развитие мелкой моторики;
- ознакомление с окружающим миром;
- развитие эмоций и фантазии.
Эту методику можно использовать для развития творческих способностей, эстетического восприятия и художественного вкуса детей любого дошкольного возраста. Пластилиновые работы способствуют развитию мелкой моторики, так как, создавая работу надо пользоваться таким «инструментом», как ладони и пальцы. Необходимо помнить и о сложности выполнения пластилинографии, цели и задачи должны соответствовать уровню развития ребёнка. Например : можно выполнить пластилиновую картину» яблоко». В младшей группе даётся изображение дерева и предлагается «вырастить» на нём яблоки методом отщипывания и надавливания. Дети 2-4 лет могут начинать выполнять пластилиновую картину с того, что начнут «Кормить цыплят» или красиво украшать «Осенние деревья», а для детей 5-7 лет, уже не интересно, им хочется выполнять работы сложнее, например по сюжету сказки.
Рекомендации по работе в технике «Пластилинография» :
При работе с пластилином руки должны быть тёплыми, пальчики во время работы находятся в постоянном движении, в результате усиливается кровообращение, развивается и увеличивается особая тонкая чувствительность пальцев. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей. Увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.
Взрослый показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении. Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо
- в работе лучше всего использовать яркий и мягкий пластилин.
- твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде или на батареи. Но не долго.
- при лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином.
Пластилин – материал жирный, в качестве основы следует использовать плотный картон, так как на обычной бумаге или картоне от него могут оставаться жирные пятна, разводы. Конечно если вся поверхность покрывается пластилином, то это не страшно, если же оставляется фон тогда лучше брать иную поверхность: стекло, пластик, фанерну; очень яркие и весёлые картины можно создавать, заклеив предварительно лист картона самоклейкой любого цвета.
- основу перед началом работы покрывают скотчем;
- на рабочем столе обязательно должна быть доска, клеёнка, салфетка;
- чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками.
Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков.
Материалы и инструменты.
Рисование пластилином позволяет использовать бросовый материал (катушки, диски, бусинки, лента, пластиковые трубочки, формочки. спички, различные пайетки в виде звёзд, цветов, бисер, и др.) и природный (шишки, ракушки и т. д.)., а также необходима доска, картон, стека, скалка, пустой шприц, салфетки, копировальная бумага.
Работа с дополнительным материалом получаются ещё интереснее. Выполнение основного изображения может занять много времени, для этого продумываются и планируются заранее все этапы работы, распределяя время, рассчитывать на возможность своих воспитанников.
Основные приёмы лепки
1. Раскатывание - кусочек положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.
2. Скатывание – кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней и пальцами скатывается в шарик.
3. Оттягивание – слегка потянув щепоткой часть пластилина. Можно сформировать часть изображения.
4. Заглаживание - требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев.
5. Сплющивание – наиболее применяемый приём, для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием – нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов – трубочек, зубчатых колёсиков.
6. Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.
7. Придавливание и размазывание – важно научить детей прилагать усилия пальчиками.
8. И новый способ- Резание - оригинальный приём обработки пластилина, несколько кусочков пластилина разных цветов укладываются слоями различными способами, а затем многократно разрезаются. Для работы понадобится – очень тонкая проволока (скрученная в петельку) чтобы разрезать пластилин.
1. Скатать жгутик
2. Завернуть его в пластину такой же длины
3. Обрезать лишнее и придать изделию форму трубочки.
4. Взять заготовку большим и средним пальцем и поднести к ней проволочную петельку.
5. Расположить проволоку на одинаковом расстоянии от края и плавно проведя её сквозь пластилин.
6. Снять с заготовки получившийся диск, далее продолжать нарезать.
Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки. обучение следует проводить поэтапно, на каждом этапе перед ребёнком ставятся определённые задачи.
Этап №1 Подготовительный.
Задача перед ребёнком освоить приём надавливания. освоить приём вдавливания, приём размазывания пластилина подушечкой пальца, освоить правильную постановку пальца. Освоить приём отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальцами. Научиться работать на ограниченном пространстве.
Этап №2 Основной.
-Научиться не выходить за контур рисунка
-Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку
- Использовать несколько цветов пластилина
-Научиться доводить дело до конца, научиться выполнять коллективные композиции
-Научиться действовать по образцу воспитателя.
Этап №3 Заключительный.
-Самостоятельно решать творческие задачи
-Самостоятельно выбирать рисунок для работы
-Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
Вывод:
В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед детьми очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкрепить их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.
Надеюсь выбранная мною тема заинтересовала ещё кого-нибудь из педагогов и вы внесёте её в свою творческую работу. Самое главное в этой работе – сделать так, чтобы душа ребёнка радовалась полноценному творческому процессу и результату.
А сейчас приглашаю вас попробовать выполнить работу в технике пластилинографии.