Елена Ширшина
Сообщение «Коррекционные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Не секрет, что именно в дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Публикация «Сообщение „Коррекционные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми“» размещена в разделах
I. Что же включают в себя понятия здоровье и здоровьесберегающие технологии? Слайд 2.
Выделяются три группы здоровьесберегающих технологий Слайд 3.
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья : ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни : физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж.
3. Коррекционные технологии : арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
II. Использование коррекционных здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе КРО.
У детей нашей группы обнаруживается сочетание нарушения речи, развития психических процессов (память, внимание, мышление) и эмоциональной сферы. В связи с этим у детей часто наблюдаются трудности в общении со сверстниками, многие из них гиперактивны или наоборот зажаты. Дети нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке со стороны взрослых, которая необходима им для преодоления эмоциональных барьеров общения. Для этого мы используем коррекционные здоровьесберегающие технологии. Слайд 4.
В нашей группе созданы условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме, оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.
Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников : воспитателя, музыкального руководителя, логопеда.
Цель коррекционных здоровьесберегающих технологий : снятие психоэмоционального напряжения детей.
Сказкотерапия
Используем для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. В своей работе чаще используем авторские сказки, т. к. в них есть много поучительного. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Слайд 5
Технологии музыкального воздействия
Широко используем музыку для сопровождения НОД детей (изодеятельность, конструирование, ознакомлению с окружающим миром, а также в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.) Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает антистрессовое воздействие, создаёт положительный эмоциональный фон (снятие фактора тревожности); стимулирует двигательные функции; развивает и корректирует двигательные процессы
(ощущения, восприятия, представления) и сенсорные способности; растормаживает речевые функции. Слайд 6.
Арттерапия
Используем в работе приёмы изотерапии, такие как: красочная живопись с помощью пальцев, оттиск сухими листьями, рисование по мокрой бумаге, пастельными мелками (проступающий рисунок, пластилинография, рисование нитью, живопись с помощью пальцев на крупе (манка, отпечатки рук на прохладном, теплом песке (в тёплое время года).
Такие упражнения помогают снять у детей нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма. Слайд 7.
Игротерапия
Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация. Мы используем игры как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – со средней степенью подвижности. Игры подбираем в соответствии с возрастом детей, местом и временем ее проведения. Слайд 8.
Релаксация
Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе мы используем специально подобранные упражнения и этюды на расслабление определенных частей тела и всего организма. Для этой работы используем спокойную, классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы. Слайд 9.
Логоритмика.
Систематически вводя элементы логоритмики мы убедились, что синтез слова, музыки и движения помогают воспитывать в детях активность, уверенность в себе, своих силах. Чередование различных средств логоритмики требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, а это совершенствует координацию движений, способствует развитию артикуляции, слухового внимания и зрительной ориентировки.
Речевые упражнения стараемся подбирать так, чтобы дети могли соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Слайд 10.
Психогимнастика.
Чтобы научить детей сдерживать, контролировать свои эмоции, мы используем упражнения на расслабление, снятие напряжения, создание игровой ситуации. Упражняем детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Слайд 11.
III. Вывод:
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе способствуют :
снижению уровня заболеваемости;
развитию общей и мелкой моторики,
повышению речевой активности;
улучшению внимания, памяти, восприятия;
умению видеть, слышать, рассуждать;
коррекции поведения и преодолению психологических трудностей;
снятию эмоционального напряжения и тревожности