Татьяна Башлаева
Современные здоровьесберегающие технологии в совместной работе воспитателя и музыкального руководителя
▼ Скачать
+ Заказать документы
Слайд №2) Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Дети стремятся к общению с искусством музыки, находя в ней способ самовыражения, взаимопонимания. Музыка является одним из ярких средств эстетического воспитания детей.
Публикация «Современные здоровьесберегающие технологии в совместной работе воспитателя и музыкального руководителя» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
(Слайд №3) Успехи в музыкальном развитии детей дошкольного возраста, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой не только музыкального руководителя, но и воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, понимающий задачи музыкального воспитания детей, является проводником музыки в повседневную жизнь детей в детском саду. Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей. Сущность задач совместного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя заключается в пробуждении творческой активности детей, развитии их музыкального воображения и мышления, стимулировании желания самостоятельно включатся в музыкально-творческую деятельность.
Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в дошкольном общеобразовательном учреждении – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального и художественно – эстетического развития дошкольников. Только в совместной согласованной деятельности обоих педагогов можно достигнуть цели, поставленной в программе: (Слайд №4)
Развитие музыкальности детей,
Развитие способности эмоционально воспринимать музыку;
А так же решить задачи: (Слайд №5)
Развитие художественно – эстетического вкуса детей;
Приобщение к музыкально-художественной деятельности;
Приобщение к музыкальному искусству.
Практика работы современного детского сада показывает, что основные вопросы художественно – эстетического и музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника. Однако на практике такое взаимодействие осуществляется не всегда.
(Слайд №6) Увы, нередки и такие случаи, когда воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать в процессе музыкальной образовательной деятельности, с целью поддержания дисциплины. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальной деятельности оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагогов большой активности.
Каковы же причины проблем в осуществления взаимного сотрудничества?[b](Слайд №7).[/b] Музыкальный руководитель не знает (или плохо знает) особенности общекультурной компетентности воспитателей конкретного детского сада, их музыкальные потребности и интересы, а так же плохо представляет свою роль в педагогическом процессе.
Воспитатель не знает (или плохо знает) функциональные обязанности музыкального руководителя, его роль в педагогическом процессе ДО.
(Слайд №8) Отсутствует профессиональная помощь и поддержка друг другу, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки.
Самоустранение педагогов от педагогического процесса в ДО
Педагоги не достаточно владеют знаниями основ педагогики и психологии дошкольников.
Отсутствует система совместной работы.
Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги — «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки. (Слайд №9). Перед музыкальным руководителем стоит не простая задача - он должен в короткие сроки дать педагогам конкретные знания по вопросам методики музыкально – эстетического развития детей, сформировать у них базовый уровень исполнительских умений, познакомить музыкальным репертуаром в области пения, движения, слушания, музыкальных и музыкально – дидактических игр.
Внедрение современных технологий в процесс художественно – эстетического и музыкального развития детей дошкольного возраста ставят перед музыкальным руководителем многие цели и задачи, решение которых невозможно без участия воспитателя.
(Слайд №10) Одним из основных направлений в моей работе с детьми является логоритмика. Внедрение логоритмики в непосредственную образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста не представляется возможной без участия воспитателя.
Логоритмика – это система музыкально - двигательных, речедвигательных, музыкально - речевых заданий и упражнений, она основана на использовании связи слова, музыки и движения. То есть это – система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыку.
Несомненно, что полноценное занятие по логоритмике может провести только специально обученный педагог – дефектолог, который при этом имеет дополнительное музыкальное образование, но внедрить элементы логоритмики в процесс музыкальной образовательной деятельности под силу и музыкальному руководителю в совместной работе с воспитателем. (Слайд №11).
Структура логоритмической деятельности включает в себя развитие: Памяти;
Внимания;
Оптико-пространственных функций;
Слуховых функций;
Двигательной сферы;
Мелкой моторики;
Артикуляционной моторики;
Речевой функциональной системы;
Звукопроизношения;
В образовательную деятельность с элементами логоритмики включаются: (Слайд №12) Пальчиковые игры;
Игровой самомассаж;
Игрогимнастика;
Игропластика;
Игровые танцевальные упражнения;
Различные виды ходьбы и бега под музыку;
Стихотворения, сопровождаемые движениями;
Логопедические упражнения;
Мимические упражнения;
Упражнения на релаксацию под музыку;
Речевые и музыкальные игры;
вокально – двигательные разминки;
Игры – превращения под ритмодекламацию.
(Слайд №13) Для реализации логоритмики в образовательном процессе музыкальный руководитель обеспечивает музыку и речь, а воспитатель обеспечивает речь и движение. Таким образом, все логоритмические упражнения и задания дети выполняют под музыкальное сопровождение и пение музыкального руководителя, с опорой на показ упражнений воспитателем, который сопровождает показ пением. Помимо показа, в процессе выполнения логоритмических упражнений, воспитатель производит контроль за правильным и качественным выполнением движений детьми. Следит за осанкой детей, произношением слов, качеством усвоения материала. Роль воспитателя меняется в зависимости от содержания логоритмического материала.
Наша практика в области логоритмики показывает, что регулярное проведение логоритмических упражнений по всем направлением логоритмической деятельности способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками. А так же… (Слайд №14)
В результате логоритмической деятельности реализуются следующие задачи:
Через игровую деятельность у детей повышается интерес к занятиям;
Совершенствуются основные виды движений;
Создаётся разносторонняя база жестов и движений у детей;
Эффективно развиваются двигательные способности;
Раскрывается творческий потенциал ребенка;
Через игровую деятельность развивается эмоциональность;
Формируется выразительность движений;
Развивается двигательное воображение и творческая фантазия и память;
Развивается чувство ритма и музыкальный слух;
Укрепляется и сохраняется физическое здоровье детей;
Формируются: правильная осанка, походка, грация движений;
Развивается правильная речь;
Развивается слуховое и зрительное восприятие;
Формируется положительный эмоциональный настрой у детей.
Хороших результатов в работе можно добиться только при совместной работе педагогов. Чем гармоничней творческий союз педагогов, тем выше уровень знаний и умений воспитанников, тем выше результат детской деятельности.
(Слайд №12) Тот опыт и материал, который перенимает воспитатель от музыкального руководителя в процессе образовательной деятельности (ритмический и речевой материал, он использует в совместной деятельности с детьми при проведении режимных моментов. Такая комплексная форма работы способствует речевому, двигательному, эмоциональному развитию детей, закреплению материала. Таким образом, музыка, движение и слово входит в ежедневный быт ребенка даже вне музыкальной образовательной деятельности.
Успех любой совместной работы гарантирован, если педагоги строят свои профессиональные отношения на простом человеческом общении, на чувстве взаимоуважения, взаимовыручки и конечно же на чувстве ответственности за ту работу, которую они выполняют. Спасибо за внимание!