Анна Сенокосова
Адаптация детей дошкольного возраста
КГКУЗ КК Дом ребенка №2
"Адаптация детей дошкольного возраста"
Выполнила: Сенокосова А. В.
Канск 2017 год
Адаптация - приспособление (физиологическое, психологическое, деятельностное, социально-поведенческое) к изменённым внешним условиям, то есть адаптация проявляется на психологическом (чувство комфорта/дискомфорта, физиологическом (благоприятное самочувствие/ соматическая ослабленность) и поведенческом (адекватное/неадекватное поведение) уровнях.
Публикация «Адаптация детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Переход ребенка в учреждение почти всегда сопровождается психологическими трудностями для него, поскольку ребенок попадает из знакомой обстановки в новую среду, в новый коллектив. Новые для человека социальные условия требуют приспособления к ним, адаптации.
Как происходит адаптация ребенка
Адаптация ребенка к новой ситуации, к новому месту и незнакомым людям происходит всегда. Но может протекать по-разному.
Изменение образа жизни в первую очередь нарушает эмоциональное состояние ребенка. В адаптационный период детей отличает беспокойство или заторможенность: малыш много плачет, стремится к физическому контакту с взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от них, сторонится сверстников. Особенности поведения детей во многом связаны с особенностями их темперамента. Дети с флегматическим темпераментом становятся заторможенными, а дети с холерическим - наоборот, излишне возбужденными. Эмоциональное неблагополучие может сказаться на сне, аппетите малыша.
Меняется и активность ребё нка по отношению к предметному миру: интерес к окружающему снижается, падает уровень речевой активности. Ребенок становится подавленным, раздражительным. Кроме того, ребёнок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, что приводит к частым болезням.
По наблюдениям педагогов-психологов средний срок адаптации детей раннего возраста в норме составляет примерно один месяц. По мере взросления детей адаптационный период постепенно удлиняется, отражая этим возрастающий уровень самосознания и критичности.
Врачи и психологи различают четыре степени адаптации : легкую, среднюю, тяжелую и крайне тяжелую. Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации эмоционального самоощущения ребенка, его отношения к взрослым и сверстникам, предметному миру, частота и длительность острых заболеваний.
1. Период лёгкой адаптации. Длится 1-2 недели.
Ребёнок достаточно активен, но не возбуждён. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу 2-3-й недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает. У ребёнка постепенно нормализуются сон и аппетит, восстанавливаются эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
2. Период адаптации средней тяжести. Длится 3-6 недель.
Настроение ребенка неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность малыша: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, молчалив. Это продолжается до полутора месяцев. Отчё тливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: могут возникнуть функциональные нарушения стула, бледность, потливость, появятся тени под глазами, усилятся проявления экссудативного диатеза. Сон и аппетит восстанавливаются только через 15-40 дней.
3. Период тяжелой адаптации. Длится несколько месяцев.
Ребё нок может длительно и тяжело болеть: одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подрываются и уже не выполняют свою роль - не предохраняют малыша от инфекций. Частые болезни сочетаются с неадекватным поведением ребёнка. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребёнка. Он плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; его сон чуткий и короткий. Во время бодрствования малыш подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно. Улучшение его состояния происходит очень медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы развития ребёнка в этот период замедляются по всем направлениям.
4. Период крайне тяжелой адаптации. Длится от нескольких месяцев до года и более.
Крайне тяжелая адаптация чаще всего наблюдается у детей, имеющих выраженные проблемы со здоровьем (дефекты внешности, хронические соматические заболевания) или у детей с неврологической и психической патологией. Такой ребенок в период адаптации может полностью отказаться от пищи, общения. Также возможен и полный отказ от речи (мутизм). Нормализация состояния ребенка в этом случае сильно затруднена и требует активного вмешательства психолога и врача.
От чего зависит привыкание ребенка к новой обстановке, к новому коллективу.
1. От физического состояния ребёнка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями адаптации.
2. От возраста. Чем младше ребенок, тем тяжелее в самом начале будет проходить адаптация к учреждению, однако при этом адаптация, как правило, короче. По мере взросления детей адаптационный период постепенно удлиняется, отражая этим возрастающий уровень самосознания и критичности.
3. От привязанности ребенка к близким (и особенно к матери). Дети, которые испытывают трудности в привыкании к детскому учреждению, имеют в семье эмоциональные контакты преимущественно со взрослыми. Дома с ними мало играют, а если и играют, то не слишком поощряют инициативу, самостоятельность малышей. У таких детей чрезмерно развита потребность во внимании, ласке, физических контактах. Удовлетворить эту потребность в общении с посторонними людьми трудно.
4. От развития предметной деятельности ребёнка. Легче всего адаптация протекает у детей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно играть с игрушками. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью. А характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к новой среде является низкий уровень предметной и игровой деятельности.
5. От развития мотивационной деятельности ребенка. Адаптация легче всего происходит у детей, которые имеют устойчивые интересы, увлечены каким-то занятием. Такие дети с удовольствием ходят на занятие, увлечены самим процессом, и поэтому быстро находят общий язык с другими детьми и педагогом. При этом дети с неразвитой мотивационной сферой быстро пресыщаются игрой или занятием, не могут сами найти, чем заняться, постоянно требуют внимания взрослого, капризничают, если у них что-то не получается.
6. От отношения ребёнка к ровесникам. Дети, с трудом привыкающие к новой обстановке, часто сторонятся сверстников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов с взрослыми ещё больше отягощает сложность адаптационного периода.
Воспитатель, тот человек, который помогает ребенку успешно пройти уровень адаптации, мобилизировать силы малыша. Так самое главное для воспитателя завоевать доверие малыша, его привязанность. Нужно дать ему почувствовать, что его понимают и принимают таким какой он есть, используя в работе такие приемы как: не игнорировать слова ребенка, почаще одобрять и ободрять его, учитывать индивидуально типологические особенности ребенка.
Можно организовывать с малышами интересные успокаивающие занятия с водой, с песком, рисование пальчиками, эмоциональные игры и. т. д.
Педагоги работающие с детьми раннего возраста должны помнить, что для маленького ребенка очень важно постоянство среды. Он чувствует себя спокойнее, когда его окружают знакомые вещи, любимые игрушки. Это облегчит переживание одиночества, уменьшить страх разлуки с близкими людьми.
Есть несколько направлений работы воспитателей по оптимизации адаптационного периода детей раннего возраста :
- постепенно приучать ребенка к режиму дня в учреждении;
- научить обращаться с игрушкой, ребенку умеющему занять себя проще влиться в детский коллектив. Вовлекайте ребенка в совместные сюжетно-ролевые игры (куклы, домики, больница). Они учат ребенка общению, развивают эмоции, знакомят с окружающим миром;
- необходимо читать, и рассказывать ребенку стихи, сказки, тем самым развивать его внимание;
- укреплять здоровье ребенка, так как стресс который ребенок переживает в новых условиях, сам по себе снижает защитные силы организма;
- в период адаптации необходимо эмоционально поддерживать малыша, стараться избегать замечаний, чаще общаться с ребенком;
Любой педагог должен помнить, что ответственность за успешность адаптации лежит на нем. Необходимо быть терпимее, не жалеть времени на эмоционально – личностное общение с ребенком, почаще хвалить и поощрять ребенка.
Переход ребенка в новое учреждение почти всегда сопровождается психологическими трудностями для него, поскольку ребенок попадает из знакомой обстановки в новую среду, в новый коллектив. Новые для человека социальные условия требуют приспособления к ним, адаптации.
Адаптация - приспособление к изменённым внешним условиям, то есть адаптация проявляется на психологическом, физиологическом и поведенческом уровнях. Адаптация ребенка к новой ситуации, к новому месту и незнакомым людям происходит всегда. Но может протекать по-разному. Изменение образа жизни в первую очередь нарушает эмоциональное состояние ребенка. В адаптационный период детей отличает беспокойство или заторможенность: малыш много плачет, стремится к физическому контакту с взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от них, сторонится сверстников. Меняется и активность ребё нка по отношению к предметному миру: интерес к окружающему снижается, падает уровень речевой активности. Ребенок становится подавленным, раздражительным. Кроме того, ребёнок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, что приводит к частым болезням.
Врачи и психологи различают четыре степени адаптации : легкую, среднюю, тяжелую и крайне тяжелую.
1. Период лёгкой адаптации. Длится 1-2 недели.
Ребёнок достаточно активен, но не возбуждён. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу 2-3-й недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает. У ребёнка постепенно нормализуются сон и аппетит, восстанавливаются эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
2. Период адаптации средней тяжести. Длится 3-6 недель.
Настроение ребенка неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность малыша: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, молчалив. Это продолжается до полутора месяцев. Отчё тливо выражены изменения в деятельности нервной системы: могут возникнуть нарушения стула, бледность, потливость, появятся тени под глазами, усилятся проявления диатеза. Сон и аппетит восстанавливаются только через 15-40 дней.
3. Период тяжелой адаптации. Длится несколько месяцев.
Ребё нок может длительно и тяжело болеть: одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подрываются и уже не предохраняют малыша от инфекций. Частые болезни сочетаются с неадекватным поведением ребёнка. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребёнка. Он плохо засыпает, его сон чуткий и короткий. Во время бодрствования малыш подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно. Улучшение его состояния происходит очень медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы развития ребёнка в этот период замедляются по всем направлениям.
4. Период крайне тяжелой адаптации. Длится от нескольких месяцев до года и более.
Крайне тяжелая адаптация чаще всего наблюдается у детей, имеющих выраженные проблемы со здоровьем (дефекты внешности, хронические соматические заболевания) или у детей с неврологической и психической патологией. Такой ребенок в период адаптации может полностью отказаться от пищи, общения. Также возможен и полный отказ от речи (мутизм). Нормализация состояния ребенка в этом случае сильно затруднена и требует активного вмешательства психолога и врача.
Воспитатель, тот человек, который помогает ребенку успешно пройти уровень адаптации, мобилизировать силы малыша. Так самое главное для воспитателя завоевать доверие малыша, его привязанность. Нужно дать ему почувствовать, что его понимают и принимают таким какой он есть, используя в работе такие приемы как: не игнорировать слова ребенка, почаще одобрять и ободрять его, учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Можно организовывать с малышами интересные успокаивающие занятия с водой, с песком, рисование пальчиками, эмоциональные игры и. т. д.
Педагоги, работающие с детьми раннего возраста должны помнить, что для маленького ребенка очень важно постоянство среды. Он чувствует себя спокойнее, когда его окружают знакомые вещи, любимые игрушки. Это облегчит переживание одиночества, уменьшить страх разлуки с близкими людьми.
Есть несколько направлений работы воспитателей по оптимизации адаптационного периода детей раннего возраста :
- постепенно приучать ребенка к режиму дня в учреждении;
- научить обращаться с игрушкой, ребенку умеющему занять себя проще влиться в детский коллектив. Вовлекайте ребенка в совместные сюжетно-ролевые игры (куклы, домики, больница). Они учат ребенка общению, развивают эмоции, знакомят с окружающим миром;
- необходимо читать, и рассказывать ребенку стихи, сказки, тем самым развивать его внимание;
- укреплять здоровье ребенка, так как стресс, который ребенок переживает в новых условиях, сам по себе снижает защитные силы организма;
- в период адаптации необходимо эмоционально поддерживать малыша, стараться избегать замечаний, чаще общаться с ребенком;
Любой педагог должен помнить, что ответственность за успешность адаптации лежит на нем. Необходимо быть терпимее, не жалеть времени на эмоционально – личностное общение с ребенком, почаще хвалить и поощрять ребенка.