Зульфия Равхатовна Мельник
Адаптация детей в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
I. Актуальность проблемы адаптации.
Дети - очаровательные существа. Наблюдать за ними одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего – обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.
Публикация «Адаптация детей в детском саду» размещена в разделах
Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие – соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Отрыв от дома и близких людей, встреча с новыми незнакомыми взрослыми, а так же с другими детьми, могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, без травмы. Как помочь ему пройти период адаптации безболезненно, создать для этого наиболее благоприятные условия?
Конечно, для любого педагога период, когда в группу приходит много новичков, является большим испытанием. Особенно важно в это время для меня было заложить основы доброжелательных отношений между детьми в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребёнка. Я отчётливо понимала, что дальнейшие задачи связанные, например, с обучением, самообслуживанием и т. д. являются вторичными, так как их реализация может быть возможна позже, когда дети эмоционально успокоятся и пойдут на контакт. Работая с детьми, впервые пришедшими в детский сад, я столкнулась с тем, что все ребята очень разные по своим умениям, уровню физического и психологического развития. Кто – то очень плохо говорил, не ел самостоятельно, кто- то боялся детей и прибывал в постоянной тоске по маме. Некоторые дети умели всё, но не были часто в коллективе, поэтому могли ударить или толкнуть тех, кто приближался в их личное пространство. Некоторые из них были ослабленные, избалованны, капризны, отдельные дети дрались, кусались, не умели действовать с игрушкой. Малыши по-разному привыкали к детскому саду. Все это меня настораживало. Вот почему я решила заняться адаптацией детей к условиям ДОУ.
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке.
Актуальность избранной проблемы определяется ее значимостью для успешного развития и воспитания ребенка в условиях дошкольного учреждения.
Новизна проявляется в том, что, систематизировав теоретические знания по вопросам адаптации, подкрепив их практическим опытом и опытом народной педагогики, сформировалась оптимальная система работы.
II. Цели и задачи процесса адаптации.
Актуальность проблемы адаптации на современном этапе определила выбор цели моей работы: создание оптимальных условий для успешной адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:
-изучить проблему адаптации, ее виды и способы и выявить особенности адаптации детей к ДОУ.
- организовать воспитательно-образовательный процесс, в соответствии с возрастными особенностями детей и программой ДОУ.
- создать систему взаимодействия с родителями.
Принципами моей работы по адаптации детей в ДОУ являются :
- создание предметно-развивающей среды в группе,
- методы и приемы первого контакта взрослых с детьми,
- гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации,
- индивидуальный подход к ребенку,
-учет возрастных и психологических особенностей детей раннего возраста,
- контроль над физическим состоянием ребенка,
- работа с родителями.
III. Особенности условий адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
1. Формы и способы адаптации детей.
Переступив порог детского сада, ребенок попадает в общество равных себе. Режим ставит его перед необходимостью действовать, как все дети. Мне предстояло приобщить детей к единому образу жизни, обстановке, порядку, а главное к новым людям – к сверстникам и взрослым.
В процессе адаптации ребенка в ДОУ я использовала такие формы и способы адаптации детей как :
- элементы телесной терапии (обнять, погладить);
- знакомила малыша и родителей с группой, с расположением и назначением комнат;
- показывала развивающую среду, игровые зоны;
- предлагала родителям принести в группу любимую игрушку малыша;
- устанавливала правильные взаимоотношения со сверстниками;
-для поддержания и развития благоприятной атмосферы группе, развития навыков социального поведения и уверенности в себе, использую ритуалы: торжественную встречу детей каждый понедельник под названием «Утро радостных встреч», «Встреча с новой игрушкой».
-проводила совместные игры на сближение, например «Поезд», «Каравай», «Карусель», «Найди друга», «Давайте познакомимся»;
-создавала игровые ситуации, например «Поиграл – дай сверстнику», «Покажем Петрушке, как правильно одеваться, мыть ручки и т. д.);
-при первом знакомстве с родителями моих воспитанников я рассказывала им об особенностях периода адаптации, режиме дня, необходимости в это время быть терпеливыми и внимательными к своему ребенку.
2. Организация условий для адаптации детей раннего возраста.
Свою работу начала с создания условий в группе. Позаботилась об оформлении, создала необходимый уют, обеспечила игры детей пособиями, игрушками, организовала игровые уголки. Хорошая обстановка важна тем, что снимает неудовлетворенность в настроении детей. А разнообразие и правильное расположения игрушек помогают в налаживании дружеских отношений детей.
Привыкание ребенка к детскому саду старалась облегчить тем, что первые 1-2 дня прием нового малыша, проводила на прогулке, где он присматривался к другим ребятам, ко мне, играл с мамой. Затем принимала ребенка на несколько часов в группе, с постепенным удлинением пребывания. В первые дни ребенок находился все время около меня, за всем происходящим он только наблюдал. Необходимо сформировать у него чувство уверенности, сознание того, что в детском саду ему будет хорошо и интересно. Для этого старалась с ребенком устанавливать такие отношения, чтобы я для него стала близким человеком – «второй мамой». В результате ребенок охотно начинает ходить в группу, улыбается, радуется, когда видит меня, обращается ко мне за помощью.
Вся работа проводится в игровой форме - это способствует заинтересованности каждого малыша. Непосредственная образовательная деятельность включает в себя много предварительной и индивидуальной работы (наблюдения, эксперименты, дидактические игры, беседы и т. д.) и работу для закрепления нового материала и обрабатывания техник и приёмов.
Дети раннего возраста подвержены частыми инфекционными заболеваниями. Поэтому большое внимание в нашей группе уделено оздоровлению и здоровье - сберегающему фактору.
Каждый новый день начинается с утренней гимнастики, чаще в стихотворной и игровой форме.
Продолжение - полноценный завтрак. Маленьких детей сложно уговорить поесть, поэтому мы устраиваем конкурс «чистых тарелок», приводим примеры итогов поедания вкусной кашки. При этом не забываем интересные потешки, песенки «Кашка из гречки - где варилась? В печке. Сварилась, упрела, чтоб деточки ели!».
Очень важно для детей каждодневное пребывание на свежем воздухе. Это утренний приём, прогулки и вечернее прощание с детьми.
Большое внимание уделяю обучению детей культурно-гигиеническим навыкам. Не у всех это получается, некоторые до сих пор могут намыливать руки, пока не остановишь. Но фундамент в гигиеническом воспитании, конечно, заложен.
Каждый день в режимных процессах мы используем упражнения на дыхание «Пузырь», «Воздушный шарик», и т. д., различные физминутки. В данный момент большинство детей из группы чётко и с движениями воспроизводят физминутки.
Сон для малыша - главная составляющая его самочувствия и хорошего настроения. Поэтому я старюсь уложить каждого ребёнка в индивидуальном порядке. Не секрет, что многие дети не любят засыпать в детском саду, а значение полноценного отдыха для детей дошкольного возраста трудно переоценить. Поэтому с целью снижения тревоги и создания положительной мотивации на режимный момент сна использовала мягкие игрушки, объясняя присутствие данных игрушек в спальне тем, что это «Сонные игрушки», им очень хочется спать, но они не могут уснуть без вашей помощи. Дети укладывают игрушку рядом с собой, поглаживая ее, засыпают. Использование таких «Сонных игрушек» позволило улучшить эмоциональный фон сна как режимного момента, снять беспокойство, уменьшить количество трудно засыпающих детей.
Следующая ступень - гимнастика пробуждения. В группе имеются специальные дорожки, которые благоприятно влияют на кровообращение стопы ребенка.
Постаралась организовать и предметно – развивающую среду. Чтобы дети могли найти себе занятие по душе, помещение группы я разделила на игровые зоны:
- первая зона «Центр развивающих игр». Сюда вошли игры на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи. Это пирамидки, рамки - вкладыши, игры - шнуровки, кубики и т. д ;
- вторая зона «Игровая». Она разделена на две секции: уголок для девочек, уголок для мальчиков. Здесь находятся разнообразные игрушки: куклы, мебель, посуда, машинки, игровые модули;
- третья зона «Театральная». Здесь находятся маски животных, костюмы для ряженья, пальчиковый и кукольный театр. Детям очень нравится театрализованная деятельность;
- четвертая зона «Зона двигательной активности». Это дорожка здоровья, массажные коврики, игровые и двигательные модули, спортивный инвентарь (мячи, кегли т. д.) ;
- пятая зона «Музыкальная».Здесь присутствуют детские погремушки, бубны, дудки, детские музыкальные инструменты;
- шестая зона «Конструирование».Здесь находится большое количество строительного материала, различные виды конструкторов;
- седьмая зона «Уголок для чтения». Здесь расположены разнообразные книги со сказками, картинками, детскими стихами;
- восьмая зона «Уголок для творчества».Это карандаши,краски, раскраски, трафареты для рисования, пластилин.
Многообразие созданных игровых зон способствует познанию детьми целостной картины окружающего мира.
В приемной оформлен красочный стенд «Для вас, родители!». Информация с советами по воспитанию, предстоящие праздники, задачи и цели нашей работы меняются каждую неделю. Очень важно приобщать родителей к совместному творчеству и участию в жизни детского сада. Необходимо, чтобы родители в этот период относились к ребенку очень бережно и внимательно, стремились помочь ему пережить этот трудный момент жизни, а не упорствовали в своих воспитательных планах, не боролись с капризами. Главное условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
IV. Результаты и выводы.
Период адаптации условно разделяют на три уровня:
1 уровень - период адаптации к детскому дошкольному учреждению дети проявляют тревогу, беспокойство. Требуют к себе постоянного внимания со стороны воспитателя, не замечают сверстников. Тяжелый уровень адаптации (от 2 до 6 месяцев).
2 уровень - дети этого уровня характеризуются привыканием к детскому саду, адекватным поведением: наблюдают за действиями взрослых и сверстников, сначала плачут, вспоминают родителей после их ухода, а в течение дня играют со сверстниками, общаются с взрослыми. Средний уровень адаптации (20-40 дней).
3 уровень - при ознакомлении с окружающим легко включается в предметную, самостоятельную деятельность или игру. В игре могут играть как самостоятельно, так и со сверстниками. Быстро устанавливают контакт со сверстниками и взрослыми. Легкий уровень адаптации (10-15 дней).
Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и просыпается в бодром настроении, играет со сверстниками. Длительность адаптации зависит от уровня развития ребенка.
В конце сентября я проводила анкетирование родителей, цель которого была ответить на главный вопрос: как прошла адаптация ребенка к ДОУ, попутно выявляла все «плюсы» и «минусы» своей работы.
Была проведена также и оценка эмоционального благополучия детей, эта характеристика была выбрана как показатель адаптации ребенка к ДОУ.
Обобщая результаты опыта видно, что при поступлении детей в группу, то есть в начале адаптационного процесса эмоциональное благополучие детей было низким – 11 человек показали именно такой уровень, у 3 человек наблюдался средний уровень, лишь у 2 детей уровень эмоционального благополучия был высоким, то есть адаптация протекала легко. В конце адаптационного периода изучая эмоциональное благополучие детей, наблюдаем совершенно иную картину. Почти никто из детей не испытывал эмоционального дискомфорта от нахождения в группе, в большинстве своем, 5 человек ощущают себя комфортно. У 18 человек отмечен высокий уровень эмоционального благополучия, это значит, что они прошли адаптационный период к ДОУ, и посещение детского сада более для них не является стрессом. Лишь один ребенок остался на низком уровне эмоционального благополучия. Степень адаптации в основном легкая и средняя.
Проводя анализ результатов, можно заключить, что проделанная мной работа является успешной, так как наблюдается значительное улучшение показателей эмоционального благополучия детей, а созданные условия – благополучными. Следует отметить, что целенаправленная подготовка родителей и воспитателей дает свои положительные результаты и облегчает привыкание ребенка к новым условиям.