Анна Лапштанова
Формирование положительной мотивации дошкольников перед образовательной деятельностью
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему: «Формирование положительной мотивации дошкольников перед образовательной деятельностью».
(Из опыта работы)
Подготовила: Лапштанова А. И.
Воспитатель подготовительной группы
г. Лукоянов, 2016
«Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить» К. Д. Ушинский.
Публикация «Формирование положительной мотивации дошкольников перед образовательной деятельностью» размещена в разделах
Образ, созданный детьми в результате творческой деятельности, нельзя отождествлять с художественным образом, созданным взрослым, так как глубокого обобщения они сделать не могут. Созданные ими образы обладают большей или меньшей выразительностью, зависящей от степени общего развития способностей и приобретенных навыков.
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. На занятиях я стараюсь создать ситуации так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у детей положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.
В условиях нашего детского сада я в своей подготовительной группе не провожу занятия по изодеятельности, но мы рисуем в свободное время по мотивам прочитанных произведений, создаём какие –то книжки по разным темам, привлекаем к совместному творчеству родителей. Например в рамках проектной деятельности по правилам дорожного движения мы с детьми лепили светофор, а дома они с мамами рисовали рисунки на тему «Мы идём через дорогу», из которых потом сделали выставку.
Очень часто я использую на занятиях кукол- персонажей, которые просят о помощи. Дети всегда быстрее откликаются на их просьбу и с удовольствием выполняют задания. Недавно было занятие по ознакомлению с окружающим на тему : «Лягушка». К детям в гости приходил лягушонок – перчаточная кукла, который всю жизнь живёт у нас в театральной комнате и ничего не знает о жизни настоящих лягушек. Он попросил ребят рассказать всё, что они знают о жизни лягушек (как рождаются, развиваются, где живут, чем питаются) и,чтоб он всё не забыл, попросил нарисовать ему рисунки. Мы с ребятами сделали потом книжку для Лягушонка.
Т. С. Комарова обращает внимание : «Однако, внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т. п.)».
Мне важно, чтобы на моих занятиях были условия, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвет, формы, выбирая их по своему желанию. Благодаря воспитанию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринимать окружающую действительность, что способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов.
Я убедилась, чем разнообразнее условия, в которых протекают занятия по изобразительной деятельности, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности. На занятиях по конструированию мы с детьми используем тот природный материал, который они сами заготовили для занятий, им приятно осознавать, что они являются частью образовательного процесса, это они всё принесли для творчества.
А ещё детям очень нравится радовать родных и близких людей своими работами, они всегда с большей охотой трудятся над подарками, чем просто на занятиях. Часто, придя в садик, они просят помочь нарисовать открытку на день рождения маме или бабушке или сделать какой – ни будь сюрприз для друга.
На прошлой неделе мы делали стенгазету к Дню матери, и вместе с детьми создавали фон этой газеты – ставили цветные отпечатки ладошек, которые хранят теплоту наших рук. Работа с нетрадиционными техниками изображения так же стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.
Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать копирование готового образца, так как демонстрируется лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Так как группа у меня подготовительная, то и выбор материала для создания фона – это было делом самих детей, их выбором. Они сами приготовили гуашь, кисточки, влажные салфетки, сами выбирали,какой краской будет их отпечаток, где лучше поставить свою ладошку, чтобы заполнить весь объём плаката. Старались, чтобы одинаковые краски не находились рядом. А как быстро дети бегали отмывать ладошки от краски, чтобы нанести другой цвет! Когда основа стенгазеты запестрела разноцветными ладошками, дети залюбовались своим творчеством и сказали, что такую красоту даже жалко будет заклеивать поздравлениями. Но потом решили, что для мам им ничего не жалко
Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии активизирую внимание дошкольника, побуждаю его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент, например, любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребят отправиться в путешествий;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
- музыкальное сопровождение
- просмотр мультфильма перед ОД или как поощрение после неё.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.
Кроме того, стараюсь живо, эмоционально объяснять воспитанникам способы действий и показывать приемы изображения.
Особо стоит остановиться на так называемых комплексных занятиях, где под одним тематическим содержанием объединяются разные виды художественной деятельности : рисование, лепка, аппликация, музыкальная (пение, танец, слушание, художественно-речевая. Таких занятий не может быть много, это, скорее, праздник. В нашем детском саду занятия подобного рода стали традицией. В них задействованы не только воспитатели, но и все педагоги: музыкальный работник, логопед, психолог, эколог, инструктор по физической культуре. Очень важно, чтобы у детей рождались эстетические чувства, радость от того, что они делают.