Татьяна Лапшенкова
Формирование у детей мотивации на здоровый образ жизни посредством музыкального воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей.
Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт и другие факторы агрессивно воздействуют на хрупкие детские организмы. По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка; подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровье сбережения.
Публикация «Формирование у детей мотивации на здоровый образ жизни посредством музыкального воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Новые подходы в вопросах формирования здоровья способствуют созданию новых образовательно - оздоровительных программ по валеологии, начиная с дошкольного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки здорового образы жизни.
Валеология- это интегральная наука о сохранении здоровья и здоровом образе жизни.
Главная задача-научить человека формировать и беречь своё здоровье.
Музыкально- валеологическое воспитание- это организованный педагогический процесс, целью которого является:
- укрепление психического и физического здоровья,
- развитие музыкальных и творческих способностей,
- формирование потребности в здоровом образе жизни.
Музыкально — валеологическая работа является одной из составляющих здоровье сберегающего пространства дошкольного учреждения - интегрированные музыкально-валеологические занятия; музыкально-физкультурные досуги и развлечения.
Музыкально - валеологические занятия носят интегрированный характер. Они в равной степени включают в себя задачи как музыкального, так и валеологического воспитания.
Такие занятия побуждают детей активно на самом высоком эмоциональном уровне познавать окружающий мир и свой организм, рассуждать, самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, анализировать. Но успех данных занятий полностью зависит от согласованной работы музыкального руководителя и воспитателя.
Алгоритм проведения музыкально-валеологических занятий отличается от традиционных музыкальных и имеют следующую структуру.
1. Валеологическая песенка - распевка.
2. Создание проблемной ситуации;
3. Решение проблемы посредством получения новых знаний, повторения и закрепления пройденного материала по валеологии, пение песен, слушание музыки, танцевальное творчество, игры в соответствии с содержанием занятия.
4. Закрепление полученных знаний, умений на практике (песенные и танцевальные импровизации, викторина, соревнование, рисование, аппликация, дидактическая игра, выставка и др.)
Что представляет собой валеологические песенки распевки?
Это доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок (авторы М. Л. Лазарев, М. Ю. Картушина) и приятная мелодия (мажорный лад) поднимают настроение, создают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению. Распевки сопровождаются самомассажем биологически активных зон лица и шеи, ритмичными движениями, звучащими жестами. Направлены на профилактику плоскостопия, формирование правильной осанки.
Также для формирования навыков здорового образа жизни на занятиях применяются:
Дыхательная гимнастика, которая способствует развитию дыхательной системы и певческих способностей детей.
Артикуляционная гимнастика направлена на выработку качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовку к правильному произнесению фонем.
Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся по рекомендации и под наблюдением педиатра детского учреждения для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
Игровой массаж нормализует вегето-сосудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.
Пальчиковые игры позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы
Речевые игры развивают эмоциональную выразительность речи детей, двигательную активность.
Ритмодекламация - это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки.
Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.
В результате внедрения системы музыкально-валеологического воспитания можно наблюдать тенденцию
- к уменьшению количества заболеваний верхних дыхательных путей и ОРЗ,
- повышение показателей общего физического развития детей,
- развития дыхательной системы детей;
- улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, координация, ориентирование в пространстве,
- музыкальности; совершенствование вокальных навыков и умений.
Исследование современных ученых доказывают позитивное влияние музыки на развитие личности:
- звучание ударных инструментов придает человеку физические силы и уверенность в себе;
- звуки духовых инструментов оказывают влияние на формирование эмоциональной сферы;
- развитию интеллектуальной сферы способствует клавишная музыка;
- струнная музыка развивает у человека чувство сострадания;
- регулярные занятия вокалом согласовывают ритмы организма с ритмами окружающей среды (С. А. Шушаржан) .
Музыкально-валеологические занятия (чаще всего, интегрированные) решают задачи музыкального и валеологического воспитания. Ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового образа жизни здесь является музыка. Занятия следует проводить примерно 1 раз месяц во всех возрастных группах детского учреждения совместно с воспитателями, на них необходимо пригласить медицинских работников, инструктора по физкультуре.
Занятия побуждают детей на самом высоком эмоциональном уровне познавать окружающий мир и свой организм, самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, анализировать. Здесь необходима согласованная работа музыкального руководителя и воспитателя. Ведь в такой короткий промежуток времени нужно уместить всю самую важную информацию по теме.
Музыкально-физкультурные досуги проводятся один раз в месяц во вторую половину дня в физкультурном зале или на спортивной площадке. Время проведения 35 – 40 минут.
Досуги включают в себя: валеологические песни, комплексы ОРУ, подвижные игры на разные виды движений (бег, прыжки, метание), здоровье сберегиющие технологии в игровой форме, песни, танцы, хороводы. Единая сюжетная линия или тема досуга вызывает у детей положительный эмоциональный отклик на спортивные упражнения, повышает интерес к валеологическим знаниям.
Таким образом, благодаря внедрению системы музыкально-валеологического воспитания в дошкольное учреждение можно увидеть,что музыка благоприятна для организма в целом, она является одним из средств физического развития ребенка. С другой стороны, использование здоровье сберегающих технологий (дыхательная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, игровой массаж, элементы танцетерапии) на занятиях музыкой, помогает развитию музыкальных способностей дошкольников, способствует снижению заболеваемости детей ОРЗ, способствует повышению творческого потенциала, развитию речи, памяти, внимания. Валеологические знания приучают ребенка заботиться о своем здоровье, жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.
Использование приёмов оздоровления и валеологического воспитания на каждом музыкальном занятии позволяет в непроизвольной форме, на высоком эмоциональном подъеме формировать у детей мотивацию здорового образа жизни.