Евгения Ендерюкова
«Развитие положительной самооценки старших дошкольников средствами театрализованной игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Самооценка как свойство человеческой личности, активно развивается в дошкольном возрасте на основе формирующегося самосознания, способов оценивания своих умений, знаний о себе усвоенных от взрослых [1;55]. Самооценка старшего дошкольника влияет на регуляцию его поведения, формируясь в процессе общения и взаимодействия с окружающими, она проявляется в характере, поведении, совместной деятельности ребенка со сверстниками и взрослыми [2;36].
Публикация «„Развитие положительной самооценки старших дошкольников средствами театрализованной игры“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Самооценка детей старшего дошкольного возраста может быть завышенной, адекватной или заниженной. Адекватность самооценки проявляется в способности оценивать свои действия и ее результаты, уверенности в своих силах, проявлении в поведении контактности, позитивного отношения к своим ошибкам. Развитие положительной самооценки у старших дошкольников необходимо для формирования школьной готовности, возможности осуществления учебной деятельности, полноценного общения ребенка с окружающими. В ее структуре самооценки выделяются следующие компоненты: когнитивный (наличие представлений ребенка о себе, эмоциональный (эмоциональные проявления отношения ребенка к самому себе) и поведенческий (проявления в поведении ребенка действий связанных с самооценкой своих возможностей) [3;79].
Театрализованная деятельность как вид детского творчества и форма отражения жизненных впечатлений, является необходимым условием психического развития старших дошкольников [6;7]. В театрализованной игре развитие положительной самооценки у старших дошкольников происходит благодаря усвоению нравственной стороны поступков главных героев, соотнесения их со своими поступками, глубоким осознанием своих возможностей в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками при подготовке и проведении игры, усвоения навыков оценивания действий других людей, обучения оценочным высказываниям, одобрения действий ребенка в игре взрослыми и сверстниками [4;91].
Организация и проведение театрализованной игры для развития положительной самооценки у старших организуется должны соответствовать возрастными особенностями детей. Проведение театрализованной игры включает в себя постепенный переход обучения детей усвоения содержания одного литературного произведения, построению сюжета игры, реализации имеющихся игровых способностей детей, импровизации по содержанию игры, усвоению умений связанных с разными игровыми позициями [5;10].
Для развития положительной самооценки в театрализованных играх с детьми старшего дошкольного возраста необходимо наличие следующих условий: создание воспитателем ситуации успеха; закрепление положительного отношения к себе и сверстникам в группе; стимуляция интереса к театрализованным играм; наличие в играх личного общения воспитателя с каждым ребенком; одобрение детской инициативы и творчества; обучение способам обращения с театральными атрибутами; организация коллективных игровых действий детей.
Закреплению положительной самооценки и стимуляции интереса к театрализованным играм в группе служит организация предметно-развивающей среды с театральной зоной, которая будет способствовать осуществлению самостоятельных театрализованных детских игр [7;66].
Список использованной литературы
1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л. И. Божович. - М. : Бином, 2009. – 258 с.
2. Буре, Р. С. Воспитатель и дети. /Р. С. Буре. - М. : Аванта-Пресс, 2009. – 248 с.
3. Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до шести. / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. - М. : Проспект-М, 2010. – 217 с.
4. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. / Н. Ф. Губанова. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.
5. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду. / Н. Я. Михайленко. - М. : Линка-Пресс, 2013. – 129 с.
6. Мостова, О. Н. Ребенок в театрализованной игре. / О. Н. Мостова // Дошкольное воспитание. - М., 2009. - № 10. - С. 7-8.
7. Холмогорова, В. Т. Игры для формирования положительной самооценки. / В. Т. Холмогорова. - СПб. : Развитие, 2009. - 96 с.