Майя Удеева
Опыт работы «Игровые технологии в развитии речи в средней группе»
Сообщение на педсовете «Игровые технологии в развитии речи в средней группе»
Что может быть проще - рассказать о том, что нарисовано на картинке, или рассказать о своей любимой игрушке, о своих впечатлениях от увиденного или услышанного? Однако и воспитатели детских садов и учителя школ отмечают, что при составлении рассказа у детей возникают значительные трудности. Почему так происходит?
Публикация «Опыт работы „Игровые технологии в развитии речи в средней группе“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Во-первых, может быть педагоги не уделяют должного внимания, когда готовят детей к составлению различных рассказов, недостаточно хорошо рассматривают предмет или картину.
Во-вторых, анализ таких рассказов показывает, что дети испытывают трудности в умении передавать содержание интересно, логично, последовательно.
В-третьих, в рассказах детей сразу заметен скудный словарный запас, некоторая речевая стереотипность, использование повторяющихся речевых штампов.
В-четвертых, возможно, в обучении детей рассказыванию,, нет необходимая система, и не используются разнообразные технологии и нужные приемы.
В игре же ребенок чувствует себя свободным, действует непринужденно. Игры возбуждают у детей интерес к деятельности, обогащают словарный запас, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей. Использование игровых технологий в развитии речи детей будет эффективным средством только в том случае, если будут соблюдаться принципы развивающего обучения, последовательность, комплексный подход к развитию речи детей и индивидуальный подход к каждому ребенку. Понятие «игровые педагогические технологии» это достаточно объемная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических играх. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим результатам, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятия создается при помощи игровых приемов и, которые выступают как средства, стимулирования детей к учебной деятельности.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённая общим содержанием, персонажем.
В работе по формированию у детей навыков рассказывания мы использовали такие игры – занятия, как:
1. Занятие – игра-путешествие.
2. Занятие - сюжетно-ролевая игра.
3. Занятие – дидактическая игра.
Все занятия были объединены сюжетом сказки ”Теремок”.
Работу начали с обучения пересказу сказки. В это занятие ввели:
- игрового персонажа,
- включили дидактические игры: «Найди героя сказки», «Исправь ошибку»
- дидактическое упражнение «Расскажи сказку по цепочке».
Использование разнообразных игровых приемов в занятии позволило детям в интересной для них форме поупражняться в монологических высказываниях, в пересказе текста различными способами.
На следующем занятии учили детей составлять описательный рассказ по игрушке. В ход занятия включали:
1. Дидактическую игру «Принеси игрушку - героя сказки «Теремок»
2. Совместное описание игрушки (цвет, форма, текстура)
3. Игровое упражнение «Верно-неверно».
Использовали различные игровые приё мы при составлении рассказа по картине: дидактическая игра «Найди пару» (нашли пару детенышу, рассмотрели картину, провели игровое упражнение с мячом «Кто в теремочке живет», составляли рассказ по картине.
Как средство закрепление, уточнение и расширения знаний, полученных детьми на других занятиях, была проведена игра – путешествие «Путешествие в сказку». В ходе занятия была использована дидактическая игра «Волшебная коробочка», ввели игрового персонажа (героя сказки «Теремок», рассматривали иллюстрации к сказке «Теремок». В работе использовали не только групповые, но и индивидуальные приемы с детьми. В индивидуальной работе использовали дидактические игры: «Правда-неправда «Магазин игрушек», «Где пара», «Кто заблудился». Во все эти игры так же старались вводить персонажей той же сказки. Тем самым, задачу по обучению детей рассказыванию мы решали через разные виды игр объединенных сюжетом одной сказки.
Используя в работе дидактические, сюжетно - ролевые игры, игры- путешествия, мы помогли детям овладеть знаниями о структуре текста; умением описывать предмет, игрушку; логически рассуждать, думать, объяснять, доказывать, обобщать. Значительно повысился уровень навыков монологической речи. Такая игровая технология показывает очень даже хорошие результаты.