Приложение МААМ

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды

Голуб Галина Анатольевна
Паспорт развивающей предметно-пространственной среды
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Паспорт развивающей предметно-пространственной среды»

Автор: Голуб Галина Анатольевна

Содержание паспорта:

1. Титульный лист.

2. Информационный лист.

3. Раздевалка.

4. Умывальная комната.

5. Групповая комната.

6. Центр «Безопасности и ПДД»

7. Центр труда, уголок дежурств

8. Центр «Сюжетно - ролевых игр»

9. Центр опытно - экспериментальной деятельности «Дом науки»

10. Центр патриотизма и краеведения «Моя Россия»

11. Центр математического развития

12. Центр конструктивной деятельности «Юный конструктор»

13. Центр «Космонавтики»

Темочки:

14. Центр коллекционирования

15. Экологический центр «Музей экологии»

16. Центр речи грамотности «Будем говорить правильно»

17. Книжный центр «Библиотека»

18. Центр «Дом творчества»

19. Центр «Дом художника»

20. Центр музыкально-театрализованной деятельности

21. Центр физического развития «Будь здоров!»

Нормативно - правовая и методическая база построения

развивающей предметно - пространственной среды группы

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании

в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. No

1155);

Письмо Минорбнауки России «Комментарии к ФГОС дошкольного образования», № 08-249

от 28.02.2014 г;

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,

содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря

2008 года;

Конвенция о правах ребенка;

В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова «Концепция построения развивающей среды для

организации жизни детей и взрослых в детском саду»;

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до

школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 г. №

08-249 (комментарии к ФГОС дошкольного образования);

Письмо Минобрнауки РФ и Департамента государственной политики в сфере общего

образования от 13 января 2014 года No 08-10;

Комментарии к ФГОС дошкольного образования Министерства образования и науки

Российской Федерации № 08-249 от 28 февраля 2014 года;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)

от 20 июля 2011 г. No 2151 г. Москва «Об утверждении федеральных государственных

требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного

образования».

Методические рекомендации по предметно-пространственной развивающей среде (ФИРО).

Принципы построения развивающей предметно - пространственной среды группы.

Принципы конструирования предметно - пространственной среды в образовательных учреждениях основаны на психолого - педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка.

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно - пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.

Для выполнения этой задачи РППС должна быть:

- Содержательно-насыщенной - включать средства обучения (в том числе, технические,материалы (в том числе, расходные, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

- Трансформируемой - обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей;

- Полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе, природных материалов) в разных видах детской активности;

- Доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- Безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как, санитарно - эпидемиологические правила и нормативы, и правила пожарной безопасности.

Вашему вниманию хочу предоставить сообщение вместе с презентацией по теме: «Паспорт развивающей предметно – пространственной среды в подготовительной группе по ФГОС ДО.

В подготовительной к школе группе работают воспитатели: Голуб Галина Анатольевна и Соколова Татьяна Павловна, младший воспитатель Абашева Галина Анатольевна.

Списочный состав группы: 31 ребенок из них 13 девочек и 18 мальчиков.

Группа находится на втором этаже и состоит из 5-х помещений:

• Раздевалка;

• Туалетная комната;

• Игровая комната;

• Экологическая комната;

• Спальная комната;

Информационная справка о раздевальной комнате

Цель: использование развивающей предметно - пространственной среды для информирования семей воспитанников с условиями пребывания детей в детском саду, осуществление хранения личных детских вещей.

Оснащение:

Информационный стенд (для родителей). Подставки «Мы лепим». Стенд «Наше творчество». Советы специалистов (консультации). Советы воспитателей (консультации). Индивидуальные шкафчики для раздевания по количеству детей с индивидуальной маркировкой. Банкетки. Шкаф для одежды педагогов.

1. Информационный стенд (для родителей);

2. Уголок учителей-логопедов;

3. Подставки для лепки (по кол-ву детей);

4. Советы воспитателей (консультации);

5. Папки-передвижки;

6. Стенд «Наше творчество»;

7. Индивидуальные шкафчики для раздевания (по кол-ву детей) с индивидуальной маркировкой;

8. Банкетки 4 шт. ;

9. Ковровая дорожка.

Информационная справка об умывальной комнате

Цель: формирование у детей культурно – гигиенических навыков.

Оснащение, наполняемость:

Раковины, шкафчики для полотенец, шкаф для хоз. нужд, шкаф для одежды педагогов, унитазы, зеркало, уголок «Будь здоров!».

Информационная справка о групповой комнате

Цель: использование предметно-пространственной развивающей среды группы для развития и комфортных условий пребывания детей в детском саду.

Оснащение:

Магнитная доска, экран с проектором, стол для педагогов, парты 16шт, стулья по количеству детей, мебельные стеллажи для методического, наглядно - информационного и дидактического пособия, мебельные шкафы и тумбы для творческих и игровых центров, ширма – театр, ковер расположенный в игровой зоне.

Предметно – пространственная развивающая среда организована с учетом требований ФГОС ДО по образовательным областям:

- Социально - коммуникативное развитие;

- Познавательное развитие;

- Речевое развитие;

- Художественно - эстетическое развитие;

- Физическое развитие.

Начнем с социально – коммуникативного развития.

Центр «Безопасности»

Цель: формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Оснащение:

Мебельная тумба в виде замка с секциями.

Наполняемость:

Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащен необходимыми атрибутами, игрушками: Хозяин – Светофорик, макеты домов с перекрёстком, с помощью которого дети могут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, набор дорожных знаков, дидактические игры, схемы жестов регулировщика, атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка, спец. Форма, рули, тематические альбомы: «Профилактика дорожно-транспортных происшествий» и «Изучение правил дорожного движения».

Атрибуты инспектора пожарной безопасности: каска, спец. форма, жилеты МЧС; - рупор; огнетушитель пластиковый, пожарная машина для обыгрывания сюжетных игр; - тематические альбомы по профилактике пожарной безопасности, по формирование умения беречь своё здоровье.

Центр труда, уголок дежурств

Цель: формировать у детей нравственные ориентиры, трудолюбие, осознание полезности труда.

Наполняемость:

Дидактическое пособие «Куб выбора» для организации труда детей (определения числа участников, вида трудовой деятельности, объединения в группы, распределения видов работ, определения вида дежурств и поручений.

Тематические альбомы для формирования представления о труде взрослых, о разнообразии профессий, современной технике, задействованных в труде человека и их роли, подборка презентаций для детей, дидактические игры.

Центр «Сюжетно - ролевых игр»

Оснащение, наполняемость:

В «Игровом центре» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их под свои игровые творческие замыслы. В связи с тем, что игровые замыслы старших дошкольников весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. В данном центре находятся атрибуты для таких игр как: «Парикмахерская», «Магазин», «Больница», «Семья».

Куклы — «мальчики» и «девочки» разных размеров, набор для кухни: плита,

кукольные сервизы, столовые приборы, посуда. Наборы овощей и фруктов,

хлебобулочные изделия, весы двух видов, касса, сумки. Набор для уборки:

утюги, гладильная доска, стиральная машинка. Коляска для кукол 2 шт. Кукла - «Доктор», чемоданчик с медицинскими атрибутами, костюм мед. работника.

Комплекты одежды, для кукол по сезонам, постельные принадлежности. Атрибуты для ряженья. Небольшой домик с мебелью и мелкими куклами для игры в семью.

Познавательное развитие.

Центр опытно - экспериментальной деятельности «Дом науки»

Цель: развивать познавательный интерес и наблюдательность ребенка

в процессе экспериментирования.

Оснащение, наполняемость:

Стеллаж с полками и секциями.

В данном центре находятся материалы для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, алгоритмы для проведения опытов, мензурки, мерные стаканчики, трубочки, песочные часы, зеркало воздушные шары, колбы, мука, соль, сахар и т. д. Картотека опытов, книги познавательного характера из серии «Маленькому почемучке», игры с магнитами.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в центре экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Центр патриотизма и краеведения «Моя Россия»

Цель: Развивать и воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Оснащение и наполняемость:

Мебельный стеллаж с полками в котором находятся:

Государственная символика России: флаг России, герб России, портреты президента России, государственный гимн РФ. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства. Герб города Королев, фотокарточки достопримечательностей родного города. Художественная литература: произведения о Россини, о родном городе. Альбомы: «Достопримечательности родного города», «Москва - столица», «Великая отечественная война», «Защитники Отечества», «Дети герои», «Награды войны» и много другое.

Центр математического развития

Цель: формировать у детей интерес к элементарной математической деятельности. Развивать качества и свойства в личности ребенка, необходимые для успешного овладения математикой в дальнейшем.

Оснащение, наполняемость:

Мебельный шкаф с полками.

В данном центре располагаются нормативно — знаковый материал: наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, счетные палочки, рабочие тетради по математике. Игры на развитие мелкой моторики руки. Развивающие игры Воскобовича, «Палочки Кюизенера, «Разрезной квадрат» Никитина, «Логические блоки Дьенеша» и др. Большой перечень дидактических игр математической направленности.

В данном центре размещен разнообразный занимательный материал, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.

Центр конструктивной деятельности «Юный конструктор»

Цель: формировать интерес к техническим видам творчества, развивать конструктивное мышление. Формировать у дошкольников основные навыки конструирования.

Оснащение, наполняемость:

Мебельный шкаф с полками и выдвижными ящиками, контейнеры для хранения различных видов конструктора: «Лего», «Корбо», «Кликс», «Магнитный», крупный и мелкий деревянный конструкторы, радужная мозаика 3 D. Так же в данном центре находится металлический конструктор для индивидуальных занятий с детьми. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, макеты деревьев и кустарников, машинки). Более сложные схемы построек и алгоритм их выполнения, рисунки, фотографии, чертежи.

Центр «Космонавтики»

Цель: формировать представления детей о космосе, развивать воображение, фантазию, стремление познавать и изучать неизведанное.

Оснащение, наполняемость:

Мебельный шкаф с тумбами и полками в виде ракеты. Портреты советских космонавтов, и собак Белки и Стрелки, модели солнечной системы, большой и маленькой ракет, лунохода, спутника, скафандр, кукла космонавт, роботы,

чемоданчик для обыгрывания, фотоаппараты, телескоп, дидактические игры данной направленности: «Метеориты», «Логика», «Что лишнее?», «Правильно расставь планеты», «Мое созвездие», «Найди тень», «Планеты Солнечной системы», ходилки «Космическое путешествие», дидактическое пособие из серии «Расскажите детям» - «О космосе» и «О космонавтике» и т. д.

Центр коллекционирования

Цель: знакомить детей с объектами, для обучения классификации по различным признакам и сенсорным навыкам.

Оснащение, наполняемость:

Мебельная тумба с выдвижными ящиками.

Коллекция должна включать прежде всего те объекты, которые могут собрать сами дошкольники: необычная техника, солдатики, герои мультфильмов, куклы мира, открытки, различные пишущие предметы, карты мира, календари, фантики и т. д.

Информационная справка об экологическом центре «Музей экологии»

Цель: формировать у детей дошкольного возраста основы экологического сознания и экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии.

Оснащение:

Мебельные стеллажи с полками 4 шт., парта, 1 круглый стол, 6 маленьких столов, 1 стол полумесяцем, тумба для книг, металлическая стойка для цветов, зеркало, стулья 2 шт.

Наполняемость:

Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки, палочки для рыхления, пульверизатор, лейки, тряпочки и др. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями. В данном центре присутствуют различные д/и. экологической направленности: «Кто что ест?», «Чей домик?» и т. д. «Лото овощи и фрукты», «Растения и их плоды», «Мир животных», серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», рисунки детей о природе, и поделки из природного материала, различные макеты. Коллекции муляжей овощей и фруктов. Оборудование для экспериментов: лупы, микроскопы, весы. Природный и бросовый материал. Художественная литература: «Рассказы о природе»; Атлас животных; энциклопедия «Географ», видеотека «Ребятам о зверятах». Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды.

Речевое развитие

Центр речи грамотности

«Будем говорить правильно» Логопедический уголок

Оснащение, наполняемость:

Мебельный стеллаж и шкаф с полками, на которых расположены: план-схемы для составления описательных рассказов; условные схематические изображения предметов, способствующие установлению сходства и различия, классификационных признаков (наборы карточек с разнообразными изображениями).

Дидактические и настольно-печатные игры на развитие тактильных ощущений, на познание и закрепление свойств окружающих предметов, зрительного и слухового восприятия такие как: «Поиграйте в слова», «Подбери картинку», «Узнай и назови», «Словодел» и т. д. Картотеки артикуляционных, дыхательных и голосовых упр. и стихотворений для заучивания с детьми; зеркала по кол-ву детей, конверты с фигурами для составления схем предложений и многое другое.

Книжный центр «Библиотека»

Цель: формировать у дошкольников интерес к художественной литературе. Прививать любовь к чтению. Воспитывать бережное отношение к книгам.

Оснащение, наполняемость:

Мебельный стеллаж с полками и секциями для книг, в которых расположены: «Больничка для книг» (клей, ножницы, скотч). Книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Постоянно меняемые детские журналы, энциклопедии, справочная литература по всем отраслям знаний, словари, книги по интересам, по истории и культуре русского народа. Иллюстративный материал в соответствии с рекомендациями программы, портрет писателя. Альбомы с детскими рисунками «Мои любимые сказки».

Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста.

Художественно - эстетическое развитие.

Центр «Дом творчества» Центр «Дом художника»

Цель: формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворять потребности детей в самовыражении. Обогащать сенсорный опыт.

Оснащение, наполняемость:

Мебельные тумбы с полками и ящиками 2 шт.

В данных центрах находятся различные материалы для развития продуктивной деятельности детей. Подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты их оформления, схемы последовательности работы. По желанию ребенок может воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. Материалы и оборудование: Бусины, пайетки ленты, ножницы, клей, кисти, бумага разной фактуры размера и цвета, картон, фантики, фольга, трафареты, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашь, акварельные краски, баночки для воды, кисти разных размеров и ворса, подставки под кисти, палитры, ластики, раскраски, пластилин, дощечки, стеки, образцы народно-прикладного искусства, наборы альбомов по живописи: «Народные игрушки», «Народные росписи», «Городецкая роспись», «Чудесная гжель», «Лепим игрушки», «Лепим народную игрушку», «Дымковская игрушка», «Жостовкий букет», «Хохломская роспись». плакаты: «Цвета и формы»; «Цвета» и т. д.

Центр музыкально-театрализованной деятельности

Оснащение, наполняемость:

Мебельная тумба с полками и ящиками, ширма.

Музыкальное развитие ребенка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. В данном центре размещены - музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, игрушечное пианино и магнитофон, бубен, губная гармошка, гармошка, неваляшка. Д/и: «Ступеньки», «Определи по ритму», «На чем играю?». Аудиокассеты с записью детских песен и музыки.

«Музыкально - театрализованная деятельность» - это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Атрибуты: 2 ширмы для кукольного и настольного театра. Костюмы, маски, атрибуты для

постановки сказок. Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной,

кукольный, настольный, пальчиковый, бибабо).

Центр физического развития спортивный уголок «Будь здоров!»

Оснащение, наполняемость:

Мебельный стеллаж с полками в котором находится спортивное оборудование: мячи большие, малые, средние, толстая веревка флажки, султанчики, кольцеброс, кегли, «Дорожки движения» с моделями и схемами выполнения заданий, эспандер, палочки-моталочки, длинная и короткая скакалки, бадминтон, городки, мешочки с грузом малый и большой, ленты с кольцами, серсо, гантели детские, картотека подвижных игр, альбомы «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта», «Расскажите детям об Олимпийских играх», «Мячи всего мира», знаковые обозначения физических упражнений. Оборудование для закаливания: ребристая дорожка для массажа стоп ног.

Информационная справка о спальной комнате

Цель: удовлетворять потребность детей в дневном отдыхе.

Цель: формировать представления детей о космосе, развивать воображение, фантазию, стремление познавать и изучать неизведанное.

Оснащение и наполняемость:

Кровати и стулья по кол-ву детей, стол письменный, тумбы 5 шт., дидактические пособия о космосе из серии «Расскажи детям», сказки и рассказы по данной теме.

Спальная комната помимо ее основных функций, является также образовательным пространством, которое представляет тематику космоса, что позволяет закреплять знания детей о планетах солнечной системы и созвездиях, которые изображены на стенах данного помещения. Перед сном мы рисуем детям по одному созвездию и читаем о нем сказку автора Любови Талимоновой.

В течение учебного года планируем расширить РППС группы, разместить центр «Уединения», пополнить центр «Сюжетно-ролевых игр» создать «Ателье», добавить математические игры, пополнить материал в уголке речевого развития.

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Аналитическая справка об организации развивающей предметно — пространственной среды Аналитическая справка воспитателя Гришкевич Т. П. об организации развивающей предметно – пространственной среды в старшей группе МБДОУ д/с.

Аналитическая справка развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно-пространственная среда моей возрастной группы организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься.

Аналитическая справка развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно-пространственная среда моей возрастной группы организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься.

Анализ предметно-пространственной развивающей средыАнализ предметно-пространственной развивающей среды Анализ предметно-пространственной развивающей среды в группе «Гномики» МБДОУ «Детский сад «Колосок» города Заозерного» в соответствии с.

Пособие развивающей предметно-пространственной среды по пожарной безопасностиПособие развивающей предметно-пространственной среды по пожарной безопасности Данное пособие ориентировано на удовлетворение потребностей: 1. Личности ребенка: В приобретении знаний по пожарной безопасности, навыков.

Об особенностях развивающей предметно-пространственной среды .

Организация предметно-пространственной развивающей среды в старшей группеОрганизация предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе b]Организация предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе. [/b]Автор Герасимовская Т. С. - воспитатель первой квалификационной.

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды старшей группы Содержание Организация развивающей предметно-пространственной среды 3 Назначение и цели организации РППС 3 Требования к организации развивающей.

Экологический паспорт, как важный компонент экологизации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ «Экологический паспорт как важный компонент экологизации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ. Природа – это уникальная.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Развивающая среда – это необходимый фактор для развития ребенка. Чем богаче и насыщенней развивающая среда, тем интереснее и познавательнее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Паспорт развивающей предметно-пространственной среды
Опубликовано: 21 октября 2018 в 22:02
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Паспорт развивающей предметно-пространственной среды» (включая файлы) размещена пользователем Голуб Галина Анатольевна (УИ 343023) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД