Голуб Галина Анатольевна
Паспорт развивающей предметно-пространственной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Паспорт развивающей предметно-пространственной среды»
Автор: Голуб Галина Анатольевна
Содержание паспорта:
1. Титульный лист.
2. Информационный лист.
3. Раздевалка.
4. Умывальная комната.
5. Групповая комната.
6. Центр «Безопасности и ПДД»
7. Центр труда, уголок дежурств
8. Центр «Сюжетно - ролевых игр»
9. Центр опытно - экспериментальной деятельности «Дом науки»
10. Центр патриотизма и краеведения «Моя Россия»
11. Центр математического развития
12. Центр конструктивной деятельности «Юный конструктор»
13. Центр «Космонавтики»
Темочки:
14. Центр коллекционирования
15. Экологический центр «Музей экологии»
16. Центр речи грамотности «Будем говорить правильно»
17. Книжный центр «Библиотека»
18. Центр «Дом творчества»
19. Центр «Дом художника»
20. Центр музыкально-театрализованной деятельности
21. Центр физического развития «Будь здоров!»
Нормативно - правовая и методическая база построения
развивающей предметно - пространственной среды группы
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. No
1155);
Письмо Минорбнауки России «Комментарии к ФГОС дошкольного образования», № 08-249
от 28.02.2014 г;
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря
2008 года;
Конвенция о правах ребенка;
В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова «Концепция построения развивающей среды для
организации жизни детей и взрослых в детском саду»;
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до
школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 г. №
08-249 (комментарии к ФГОС дошкольного образования);
Письмо Минобрнауки РФ и Департамента государственной политики в сфере общего
образования от 13 января 2014 года No 08-10;
Комментарии к ФГОС дошкольного образования Министерства образования и науки
Российской Федерации № 08-249 от 28 февраля 2014 года;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)
от 20 июля 2011 г. No 2151 г. Москва «Об утверждении федеральных государственных
требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного
образования».
Методические рекомендации по предметно-пространственной развивающей среде (ФИРО).
Принципы построения развивающей предметно - пространственной среды группы.
Принципы конструирования предметно - пространственной среды в образовательных учреждениях основаны на психолого - педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно - пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.
Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
- Содержательно-насыщенной - включать средства обучения (в том числе, технические,материалы (в том числе, расходные, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
- Трансформируемой - обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей;
- Полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе, природных материалов) в разных видах детской активности;
- Доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- Безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как, санитарно - эпидемиологические правила и нормативы, и правила пожарной безопасности.
Вашему вниманию хочу предоставить сообщение вместе с презентацией по теме: «Паспорт развивающей предметно – пространственной среды в подготовительной группе по ФГОС ДО.
В подготовительной к школе группе работают воспитатели: Голуб Галина Анатольевна и Соколова Татьяна Павловна, младший воспитатель Абашева Галина Анатольевна.
Списочный состав группы: 31 ребенок из них 13 девочек и 18 мальчиков.
Группа находится на втором этаже и состоит из 5-х помещений:
• Раздевалка;
• Туалетная комната;
• Игровая комната;
• Экологическая комната;
• Спальная комната;
Информационная справка о раздевальной комнате
Цель: использование развивающей предметно - пространственной среды для информирования семей воспитанников с условиями пребывания детей в детском саду, осуществление хранения личных детских вещей.
Оснащение:
Информационный стенд (для родителей). Подставки «Мы лепим». Стенд «Наше творчество». Советы специалистов (консультации). Советы воспитателей (консультации). Индивидуальные шкафчики для раздевания по количеству детей с индивидуальной маркировкой. Банкетки. Шкаф для одежды педагогов.
1. Информационный стенд (для родителей);
2. Уголок учителей-логопедов;
3. Подставки для лепки (по кол-ву детей);
4. Советы воспитателей (консультации);
5. Папки-передвижки;
6. Стенд «Наше творчество»;
7. Индивидуальные шкафчики для раздевания (по кол-ву детей) с индивидуальной маркировкой;
8. Банкетки 4 шт. ;
9. Ковровая дорожка.
Информационная справка об умывальной комнате
Цель: формирование у детей культурно – гигиенических навыков.
Оснащение, наполняемость:
Раковины, шкафчики для полотенец, шкаф для хоз. нужд, шкаф для одежды педагогов, унитазы, зеркало, уголок «Будь здоров!».
Информационная справка о групповой комнате
Цель: использование предметно-пространственной развивающей среды группы для развития и комфортных условий пребывания детей в детском саду.
Оснащение:
Магнитная доска, экран с проектором, стол для педагогов, парты 16шт, стулья по количеству детей, мебельные стеллажи для методического, наглядно - информационного и дидактического пособия, мебельные шкафы и тумбы для творческих и игровых центров, ширма – театр, ковер расположенный в игровой зоне.
Предметно – пространственная развивающая среда организована с учетом требований ФГОС ДО по образовательным областям:
- Социально - коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно - эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Начнем с социально – коммуникативного развития.
Центр «Безопасности»
Цель: формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Оснащение:
Мебельная тумба в виде замка с секциями.
Наполняемость:
Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащен необходимыми атрибутами, игрушками: Хозяин – Светофорик, макеты домов с перекрёстком, с помощью которого дети могут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, набор дорожных знаков, дидактические игры, схемы жестов регулировщика, атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка, спец. Форма, рули, тематические альбомы: «Профилактика дорожно-транспортных происшествий» и «Изучение правил дорожного движения».
Атрибуты инспектора пожарной безопасности: каска, спец. форма, жилеты МЧС; - рупор; огнетушитель пластиковый, пожарная машина для обыгрывания сюжетных игр; - тематические альбомы по профилактике пожарной безопасности, по формирование умения беречь своё здоровье.
Центр труда, уголок дежурств
Цель: формировать у детей нравственные ориентиры, трудолюбие, осознание полезности труда.
Наполняемость:
Дидактическое пособие «Куб выбора» для организации труда детей (определения числа участников, вида трудовой деятельности, объединения в группы, распределения видов работ, определения вида дежурств и поручений.
Тематические альбомы для формирования представления о труде взрослых, о разнообразии профессий, современной технике, задействованных в труде человека и их роли, подборка презентаций для детей, дидактические игры.
Центр «Сюжетно - ролевых игр»
Оснащение, наполняемость:
В «Игровом центре» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их под свои игровые творческие замыслы. В связи с тем, что игровые замыслы старших дошкольников весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. В данном центре находятся атрибуты для таких игр как: «Парикмахерская», «Магазин», «Больница», «Семья».
Куклы — «мальчики» и «девочки» разных размеров, набор для кухни: плита,
кукольные сервизы, столовые приборы, посуда. Наборы овощей и фруктов,
хлебобулочные изделия, весы двух видов, касса, сумки. Набор для уборки:
утюги, гладильная доска, стиральная машинка. Коляска для кукол 2 шт. Кукла - «Доктор», чемоданчик с медицинскими атрибутами, костюм мед. работника.
Комплекты одежды, для кукол по сезонам, постельные принадлежности. Атрибуты для ряженья. Небольшой домик с мебелью и мелкими куклами для игры в семью.
Познавательное развитие.
Центр опытно - экспериментальной деятельности «Дом науки»
Цель: развивать познавательный интерес и наблюдательность ребенка
в процессе экспериментирования.
Оснащение, наполняемость:
Стеллаж с полками и секциями.
В данном центре находятся материалы для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, алгоритмы для проведения опытов, мензурки, мерные стаканчики, трубочки, песочные часы, зеркало воздушные шары, колбы, мука, соль, сахар и т. д. Картотека опытов, книги познавательного характера из серии «Маленькому почемучке», игры с магнитами.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в центре экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Центр патриотизма и краеведения «Моя Россия»
Цель: Развивать и воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Оснащение и наполняемость:
Мебельный стеллаж с полками в котором находятся:
Государственная символика России: флаг России, герб России, портреты президента России, государственный гимн РФ. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства. Герб города Королев, фотокарточки достопримечательностей родного города. Художественная литература: произведения о Россини, о родном городе. Альбомы: «Достопримечательности родного города», «Москва - столица», «Великая отечественная война», «Защитники Отечества», «Дети герои», «Награды войны» и много другое.
Центр математического развития
Цель: формировать у детей интерес к элементарной математической деятельности. Развивать качества и свойства в личности ребенка, необходимые для успешного овладения математикой в дальнейшем.
Оснащение, наполняемость:
Мебельный шкаф с полками.
В данном центре располагаются нормативно — знаковый материал: наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, счетные палочки, рабочие тетради по математике. Игры на развитие мелкой моторики руки. Развивающие игры Воскобовича, «Палочки Кюизенера, «Разрезной квадрат» Никитина, «Логические блоки Дьенеша» и др. Большой перечень дидактических игр математической направленности.
В данном центре размещен разнообразный занимательный материал, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.
Центр конструктивной деятельности «Юный конструктор»
Цель: формировать интерес к техническим видам творчества, развивать конструктивное мышление. Формировать у дошкольников основные навыки конструирования.
Оснащение, наполняемость:
Мебельный шкаф с полками и выдвижными ящиками, контейнеры для хранения различных видов конструктора: «Лего», «Корбо», «Кликс», «Магнитный», крупный и мелкий деревянный конструкторы, радужная мозаика 3 D. Так же в данном центре находится металлический конструктор для индивидуальных занятий с детьми. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, макеты деревьев и кустарников, машинки). Более сложные схемы построек и алгоритм их выполнения, рисунки, фотографии, чертежи.
Центр «Космонавтики»
Цель: формировать представления детей о космосе, развивать воображение, фантазию, стремление познавать и изучать неизведанное.
Оснащение, наполняемость:
Мебельный шкаф с тумбами и полками в виде ракеты. Портреты советских космонавтов, и собак Белки и Стрелки, модели солнечной системы, большой и маленькой ракет, лунохода, спутника, скафандр, кукла космонавт, роботы,
чемоданчик для обыгрывания, фотоаппараты, телескоп, дидактические игры данной направленности: «Метеориты», «Логика», «Что лишнее?», «Правильно расставь планеты», «Мое созвездие», «Найди тень», «Планеты Солнечной системы», ходилки «Космическое путешествие», дидактическое пособие из серии «Расскажите детям» - «О космосе» и «О космонавтике» и т. д.
Центр коллекционирования
Цель: знакомить детей с объектами, для обучения классификации по различным признакам и сенсорным навыкам.
Оснащение, наполняемость:
Мебельная тумба с выдвижными ящиками.
Коллекция должна включать прежде всего те объекты, которые могут собрать сами дошкольники: необычная техника, солдатики, герои мультфильмов, куклы мира, открытки, различные пишущие предметы, карты мира, календари, фантики и т. д.
Информационная справка об экологическом центре «Музей экологии»
Цель: формировать у детей дошкольного возраста основы экологического сознания и экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии.
Оснащение:
Мебельные стеллажи с полками 4 шт., парта, 1 круглый стол, 6 маленьких столов, 1 стол полумесяцем, тумба для книг, металлическая стойка для цветов, зеркало, стулья 2 шт.
Наполняемость:
Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки, палочки для рыхления, пульверизатор, лейки, тряпочки и др. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями. В данном центре присутствуют различные д/и. экологической направленности: «Кто что ест?», «Чей домик?» и т. д. «Лото овощи и фрукты», «Растения и их плоды», «Мир животных», серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», рисунки детей о природе, и поделки из природного материала, различные макеты. Коллекции муляжей овощей и фруктов. Оборудование для экспериментов: лупы, микроскопы, весы. Природный и бросовый материал. Художественная литература: «Рассказы о природе»; Атлас животных; энциклопедия «Географ», видеотека «Ребятам о зверятах». Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды.
Речевое развитие
Центр речи грамотности
«Будем говорить правильно» Логопедический уголок
Оснащение, наполняемость:
Мебельный стеллаж и шкаф с полками, на которых расположены: план-схемы для составления описательных рассказов; условные схематические изображения предметов, способствующие установлению сходства и различия, классификационных признаков (наборы карточек с разнообразными изображениями).
Дидактические и настольно-печатные игры на развитие тактильных ощущений, на познание и закрепление свойств окружающих предметов, зрительного и слухового восприятия такие как: «Поиграйте в слова», «Подбери картинку», «Узнай и назови», «Словодел» и т. д. Картотеки артикуляционных, дыхательных и голосовых упр. и стихотворений для заучивания с детьми; зеркала по кол-ву детей, конверты с фигурами для составления схем предложений и многое другое.
Книжный центр «Библиотека»
Цель: формировать у дошкольников интерес к художественной литературе. Прививать любовь к чтению. Воспитывать бережное отношение к книгам.
Оснащение, наполняемость:
Мебельный стеллаж с полками и секциями для книг, в которых расположены: «Больничка для книг» (клей, ножницы, скотч). Книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Постоянно меняемые детские журналы, энциклопедии, справочная литература по всем отраслям знаний, словари, книги по интересам, по истории и культуре русского народа. Иллюстративный материал в соответствии с рекомендациями программы, портрет писателя. Альбомы с детскими рисунками «Мои любимые сказки».
Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста.
Художественно - эстетическое развитие.
Центр «Дом творчества» Центр «Дом художника»
Цель: формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворять потребности детей в самовыражении. Обогащать сенсорный опыт.
Оснащение, наполняемость:
Мебельные тумбы с полками и ящиками 2 шт.
В данных центрах находятся различные материалы для развития продуктивной деятельности детей. Подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты их оформления, схемы последовательности работы. По желанию ребенок может воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. Материалы и оборудование: Бусины, пайетки ленты, ножницы, клей, кисти, бумага разной фактуры размера и цвета, картон, фантики, фольга, трафареты, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашь, акварельные краски, баночки для воды, кисти разных размеров и ворса, подставки под кисти, палитры, ластики, раскраски, пластилин, дощечки, стеки, образцы народно-прикладного искусства, наборы альбомов по живописи: «Народные игрушки», «Народные росписи», «Городецкая роспись», «Чудесная гжель», «Лепим игрушки», «Лепим народную игрушку», «Дымковская игрушка», «Жостовкий букет», «Хохломская роспись». плакаты: «Цвета и формы»; «Цвета» и т. д.
Центр музыкально-театрализованной деятельности
Оснащение, наполняемость:
Мебельная тумба с полками и ящиками, ширма.
Музыкальное развитие ребенка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. В данном центре размещены - музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, игрушечное пианино и магнитофон, бубен, губная гармошка, гармошка, неваляшка. Д/и: «Ступеньки», «Определи по ритму», «На чем играю?». Аудиокассеты с записью детских песен и музыки.
«Музыкально - театрализованная деятельность» - это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Атрибуты: 2 ширмы для кукольного и настольного театра. Костюмы, маски, атрибуты для
постановки сказок. Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной,
кукольный, настольный, пальчиковый, бибабо).
Центр физического развития спортивный уголок «Будь здоров!»
Оснащение, наполняемость:
Мебельный стеллаж с полками в котором находится спортивное оборудование: мячи большие, малые, средние, толстая веревка флажки, султанчики, кольцеброс, кегли, «Дорожки движения» с моделями и схемами выполнения заданий, эспандер, палочки-моталочки, длинная и короткая скакалки, бадминтон, городки, мешочки с грузом малый и большой, ленты с кольцами, серсо, гантели детские, картотека подвижных игр, альбомы «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта», «Расскажите детям об Олимпийских играх», «Мячи всего мира», знаковые обозначения физических упражнений. Оборудование для закаливания: ребристая дорожка для массажа стоп ног.
Информационная справка о спальной комнате
Цель: удовлетворять потребность детей в дневном отдыхе.
Цель: формировать представления детей о космосе, развивать воображение, фантазию, стремление познавать и изучать неизведанное.
Оснащение и наполняемость:
Кровати и стулья по кол-ву детей, стол письменный, тумбы 5 шт., дидактические пособия о космосе из серии «Расскажи детям», сказки и рассказы по данной теме.
Спальная комната помимо ее основных функций, является также образовательным пространством, которое представляет тематику космоса, что позволяет закреплять знания детей о планетах солнечной системы и созвездиях, которые изображены на стенах данного помещения. Перед сном мы рисуем детям по одному созвездию и читаем о нем сказку автора Любови Талимоновой.
В течение учебного года планируем расширить РППС группы, разместить центр «Уединения», пополнить центр «Сюжетно-ролевых игр» создать «Ателье», добавить математические игры, пополнить материал в уголке речевого развития.
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.