Сорокина Екатерина Андреевна
Экологический паспорт, как важный компонент экологизации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Экологический паспорт как важный компонент экологизации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.
Природа – это уникальная книга, я думаю, вы со мной согласитесь. К сожалению, её тираж - один экземпляр. Только один. И поэтому, читая её, нужно беречь каждую страницу. С целью систематизации экологического образования воспитанников мы разработали индивидуальный экологический паспорт дошкольного учреждения. Наш детский сад находится в микрорайоне ДХЗ, рядом располагается предприятие «ДХЗ – Производство», мы проводим большую работу по оценке состояния окружающей среды, по улучшению и озеленению территории.
Публикация «Экологический паспорт, как важный компонент экологизации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Приступив к оформлению Экологического паспорта, мы поняли, что это не только официальный документ, который должен содержать детальную характеристику экологической обстановки, выполненную специалистами разного профиля. Мы пришли к твердому убеждению, что этот документ составляется, прежде всего, для самого учреждения, для вовлечения в работу всего коллектива и определения перспектив и возможностей детского сада в работе по экологическому воспитанию и образованию детей.
Оформление экологического паспорта учреждения, позволило нам решать следующие задачи.
1. Оценить готовность ДОУ к работе по проблеме экологического образования.
2. Дать оценку экологического состояния района, на территории которого расположено ДОУ.
4. Оценить состояние самой территории ДОУ и прилегающей территории.
5. Определить влияние дошкольного учреждения на окружающую среду и наметить пути уменьшения негативного влияния;
6. Проанализировать и систематизировать профессиональные и материальные ресурсы учреждения с точки зрения возможностей экологического образования;
7. Составить перспективу развития экологического образования в ДОУ.
8. Вовлечь родителей воспитанников в решение проблем экологического воспитания.
9. Установить более тесные связи с организациями по экологическому воспитанию.
Экологический паспорт нашего дошкольного учреждения мы представляем в виде самодеятельной книги, проиллюстрированной фотографиями и схемами. При разработке и оформлении экологического паспорта мы использовали методические рекомендации Н. А. Рыжовой, автора программы «Наш дом - природа». В структуре Экологического паспорта нами были выделены следующие крупные разделы:
• «Экологическая ситуация микрорайона»;
• «Характеристика территории учреждения»;
• «Характеристика здания»;
• «Влияние учреждения на окружающую среду»;
• «Профессиональная и методическая подготовка»;
• «Благоустройство территории»;
• «Выводы и рекомендации».
Каждый раздел включает несколько подразделов. Подробно останавливаться на каждом из них я не буду, с ними вы можете познакомиться самостоятельно. Ещё раз отмечу, что в работе участвовали и взрослые и дети. Раздел «Влияние учреждения на окружающую среду» разрабатывал заведующий хозяйством, опираясь на документ «Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение». А видовой состав растительного и животного мира территории ДОУ определяли дошкольники, пересчитывая под руководством педагогов деревья, кустарники, цветы, наблюдая за насекомыми и птицами.
Экологический паспорт - это не только книга, документ. Это и рабочий материал, который педагоги активно используют в практике. В отдельном разделе «Приложения» можно найти план-схему территории ДОУ, схемы озеленения прогулочных участков, карту-схему микрорайона детского сада. Картотеки образовательных маршрутов, разработанных по территории ДОУ, организации наблюдений по всем возрастным группам, перспективные планы целевых прогулок.
В этом учебном году дополнением к экологическому паспорту стал макет территории детского сада «Уютная гавань детства», который создан из бросового материала руками старших дошкольников и педагогов. Макет рабочий, он представляет собой 9 разноцветных пазлов, каждый из которых символизирует игровую зону, располагаются объемные фигурки, которые дети могут переставлять во время игры, закрепляя правила поведения, разыгрывая различные ситуации. А педагоги моделируют разную предметно-пространственную развивающую среду, добавляя и убирая новые объекты, конструируя новые ландшафты в зависимости от интересов и желаний ребенка.
Территория МБДОУ д/с № 28 составляет 0,6 га, и это не только прогулочные участки. В каждом уголке нашей большой территории организованы игровые островки, которые помогают создавать сложное и безопасное пространство, где ребенок может совершать открытия, фантазировать, становиться героем придуманных им же сюжетов. Экологическая тропа - представлена в паспорте в виде маршрута- схемы, где отражаются основные видовые точки.
Это птичья столовая «В гостях у пернатых», Цветочная аллея, Аптека «Лесной феи». «Поляна Сказок», «Царство деревьев», есть «Уголок нетронутой природы» - это небольшая территория, которая минимально подвергается воздействию со стороны человека, где растёт земляника и есть муравейник. Чудо - огороды, представлены на каждой возрастной группе. Новым элементом развивающей среды в нашем ДОУ стала, созданная на территории ДОУ метеостанция - «В гостях у тётушки ПОГОДЫ», где созданы необходимые для наблюдений и экспериментирования объекты: солнечные часы, модель круговорота воды в природе, флюгеры, термометр, барометр, дождемер уличный календарь наблюдений. и. т. д.
«Проект благоустройства территории» представлен в экологическом паспорте отдельным разделом, план благоустройства территории ДОУ расписывается на каждый учебный год. В этом направлении сложились у нас уже хорошие добрые традиции. Работа в творческих группах является одним из способов слаженной плодотворной работы. Ежегодно 2 раза в год проходят «Дни добрых дел». В благоустройстве территории МБДОУ д/с №28 принимают участие сотрудники, воспитанники и их родители, дедушки и бабушки, а также наши социальные партнёры.
При озеленении территории нашего дошкольного учреждения мы стремимся к обеспечению максимального видового разнообразия флоры и фауны. В 2010 году совместно с родительской общественностью была заложена липовая аллея, приуроченная 65 – годовщине Победы в Великой отечественной войне. В 2015 году совместно с Общественным советом микрорайона ДХЗ по периметру территории высажено 60 голубых елей, для сохранности и взращивания. В результате тесного сотрудничества с ОГКУ «Кинешемское лесничество» и ежегодной акции «Дерево детям» высажена ель и кусты сирени.
Наиболее важным разделом, является раздел «Выводы и рекомендации». В результате анализа каждого раздела формируются выводы. Намечаются цели и задачи дальнейшей работы по экологизации среды в помещениях и на участке, повышению квалификации педагогов, внедрению новых подходов в воспитании и обучении детей, координации администрации и педагогов с другими учреждениями и т. п. Ежегодно в «паспорт» вносятся дополнения, отражающие проделанную работу коллектива.
Таким образом, Экологический паспорт помогает отследить динамику нашей работы по экологическому воспитанию и образованию дошкольников и наглядно показать ее результаты. А то "экологическое пространство" которое мы создаём совместными усилиями, позволяет выбрать наиболее эффективные формы педагогической деятельности.