Валерия Сопотова
Паспорт развивающей предметно-пространственной среды старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Организация развивающей предметно-пространственной среды 3
Назначение и цели организации РППС 3
Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды 4
Нормативные требования по организации
развивающей предметно-пространственной среды 6
Паспорт функционального модуля «Игровая» 7
Перечень компонентов функционального модуля 8
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Публикация «Паспорт развивающей предметно-пространственной среды старшей группы» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Паспорт группы
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Старшая группа
- Темочки
Образовательная среда в группе предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного возраста. Под развивающей предметно-пространственной средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, которое обеспечивает активную жизнедеятельность ребенка, становление его субъективной позиции, развитие творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка должна предоставлять условия для развития крупной моторики.
При создании развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС) группы необходимо обеспечить реализацию:
- образовательного потенциала пространства групповой комнаты, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
- двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых;
- основной образовательной программы ДОУ.
Назначение и цели организации РППС
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:
- охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группового помещения, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, инвентаря, оборудования, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
- создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
- открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.
В процессе взросления ребенка все компоненты РППС также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть :
- Содержательно-насыщенной, развивающей (образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, в том числе техническими, соответствующими игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, обеспечивающими игровую, познавательную, двигательную активность);
- Трансформируемой (возможность изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации и предоставлять достаточное место для двигательной активности);
- Полифункциональной (возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды);
- Вариативной (наличие разнообразных игр, оборудования и инвентаря, обеспечивающих свободный выбор и активность детей);
- Доступной (доступность всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, свободный доступ детей к играм, пособиям, инвентарю, исправность и сохранность оборудования);
- Безопасной (соответствие всех элементов среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования);
- Дидактической (игровые средства могут использоваться как средства обучения детей);
- Здоровьесберегающей (элементы развивающей предметно-пространственной среды могут решать задачи по становлению ценностей здорового образа жизни, овладению его элементарными нормами и правилами);
- Эстетически-привлекательной (элементы РППС должны вызывать у детей желание играть (заниматься) с ними).
Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.).
При организации РППС взрослым участникам образовательного процесса следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям.
В то же время, следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать поисково-исследовательскую детскую деятельность.
Для обеспечения ребенку свободного выбора предметов и оборудования РППС, возможности действовать индивидуально или со сверстниками, при формировании РППС необходимо уделять внимание ее информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования.
Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных пространств (зон, уголков, секторов, центров и т. п.) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. Зоны должны быть трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняться, дополняться и объединяться. При этом следует учитывать доступность для осуществления всех основных видов активности помещений ДОО, где осуществляется образовательная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Зонирование пространства должно быть организовано с учетом всего времени пребывания детей в ДО.
Перечень зон для организации РППС:
– для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.);
– для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.);
– для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);
– для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);
– для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);
– для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);
– для отдыха (уединение, общение и пр.).
Наполняя или дополняя РППС необходимо помнить о том, что все ее элементы должны иметь единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей.
Нормативные требования по организации
развивающей предметно-пространственной среды
При организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ необходимо учитывать нормативные требования следующих документов:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271;
- Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждении "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»);
- Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;
- Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
Функциональный модуль «Игровая»
Паспорт функционального модуля
Назначение функционального модуля
Для педагогов:
• организация пространства для различных, в основном свободных, видов деятельности детей;
• включение в систему общественных отношений, усвоение детьми норм человеческого общежития;
• формирование и коррекция индивидуального развития детей;
• создание условий для гармоничного развития детей.
Для родителей:
• организация персонального пространства для различных, в основном свободных, видов деятельности ребенка;
• создание условий для гармоничного развития детей в условиях семьи
Источник требований по организации модуля
См. «Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды»
Реализуемые виды деятельности
Игровая Коммуникативная Познавательно-исследовательская Изобразительная Музыкальная Двигательная активность Восприятие художественной литературы и фольклора Конструирование из различных материалов Трудовая
Целевой возраст детей
Возрастная группа
старшая группа (от 5 до 6 лет)
Перечень компонентов функционального модуля
№ Наименование Норма- количество В наличии
1. Автомобили (крупного размера) 2 2
Автомобили (разной тематики, мелкого размера) 10 14
2. Акваскоп 1 -
3. Альбомы по живописи и графике 6 6
4. Балансиры разного типа 1 1
5. Бинокль/подзорная труба 1 1
6. Бирюльки 1 1
7. Большой детский атлас 1 1
8. Большой настольный конструктор деревянный с неокрашенными и цветными элементами 1 1
9. Весы детские 1 1
10. Ветряная мельница (модель) 1 1
11. Витрина/лестница для работ по лепке 1 1
12. Головоломки-лабиринты 1 1
13. Графические головоломки (лабиринты, схемы маршрутов персонажей и т. п.) в виде отдельных бланков, буклетов, настольно-печатных игр 1 1
14. Детский атлас (крупного формата) 1 1
15. Детский набор музыкальных инструментов 1 1
16. Дидактическая доска с панелями –комплект 1 1
17. Диски с видеофильмами с народными песнями и плясками 1 1
18. Домино логическое 1 1
19. Домино логическое с разной тематикой 1 5
20. Звери и птицы объемные и плоскостные (из разного материала, мелкого размера) – комплект 1 1
21. Звуковой молоток (ударный музыкальный инструмент) 1 1
22. Игра на составление логических цепочек произвольной длины 1 1
23. Игра-набор «Городки» 1 1
24. Игровой комплект для изучения основ электричества 2 -
25. Игрушки-головоломки (сборно-разборные из 4–5 элементов) – комплект 1 1
26. Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия – комплект 1 1
27. Игры-головоломки объемные 1 -
28. Изделия народных промыслов –комплект 1 1
29. Календарь погоды настенный 1 1
30. Книги детских писателей – комплект 1 1
31. Коврик массажный 1 1
32. Коврик со схематичным изображением населенного пункта, включая улицы с дорожными знаками и разметкой, строения, ландшафт 1 1
33. Коллекция бумаги 1 1
34. Коллекция минералов 1 -
35. Коллекция растений (гербарий) 1 1
36. Коллекция семян и плодов 1 1
37. Коллекция тканей 1 1
38. Кольцеброс – настольный 1 1
39. Коляска прогулочная (среднего размера) 1 1
40. Коляска-люлька для кукол 1 2
41. Комплект безопасных световых фильтров для изучения цветов спектра 1 -
42. Комплект видеофильмов для детей дошкольного возраста 1 1
43. Комплект из стержней разной длины на единой основе и шариков 1
44. Комплект компакт-дисков с русскими народными песнями для детей дошкольного возраста 1 1
45. Комплект компакт-дисков со звуками природы 1 1
46. Комплект конструкторов с соединением в различных плоскостях металлический 1 1
47. Комплект конструкторов с шиповым быстросъемным креплением деталей настольный 1 1
48. Комплект конструкторов шарнирных 1
49. Комплект костюмов по профессиям 1 1
50. Комплект строительных деталей напольный с плоскостными элементами 1 1
51. Комплект транспортных средств к напольному коврику «Дорожное движение» 1 1
52. Конструктор магнитный – комплект 1 1
53. Конструктор с соединением в различных плоскостях пластиковый настольный – комплект 1 1
54. Конструкция из желобов, шариков и рычажного механизма для демонстрации понятий «один – много», «больше – меньше», действий сложение и вычитание в пределах 5 1
55. Конструкция из желобов, шариков и рычажного механизма для демонстрации понятий «один–много», «больше–меньше», сложение / вычитание в пределах 10 1
56. Коробочка с 2 сообщающимися отделениями и 10 шариками для наглядной демонстрации состава числа 1
57. Куклы (крупного размера) 1 4
58. Куклы (среднего размера) 2 7
59. Куклы-младенцы разных рас и с гендерными признаками 2
60. Кукольная кровать 1 2
61. Кукольный дом с мебелью (дерево) –комплект 1 1
62. Лук со стрелами 1
63. Матрешка пятикукольная 1 1
64. Механическая заводная игрушка
разных тематик 5 3
65. Модуль-основа для игры «Кухня» 1 1
66. Модуль-основа для игры «Магазин» 1 1
67. Модуль-основа для игры «Мастерская» 1 1
68. Модуль-основа для игры «Парикмахерская» 1 1
69. Модуль-основа для игры – Поликлиника 1 1
70. Мозаика разной степени сложности 1 2
71. Мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм 1 1
72. Мольберт двухсторонний 1 1
73. Музыкальные диски для детей дошкольного возраста 1 1
74. Мягкая «кочка» с массажной поверхностью 6 6
75. Мяч футбольный 1 1
76. Набор «Железная дорога» 1 1
77. Набор «Лото: последовательные числа» 1 1
78. Набор «Парковка» (многоуровневая) 1
79. Набор «Мастерская» 1 1
80. Набор 5-ти детских музыкальных инструментов 1 1
81. Набор «Аэродром» (трансформируемый) 1
82. Набор «Бензозаправочная станция – гараж» (для мелких автомобилей) 1
83. Набор бусин для нанизывания и классификации по разным признакам 1 1
84. Набор военной техники (мелкого размера) 1 1
85. Набор деревянных игрушек-забав 1 1
86. Набор для завинчивания элементов разных форм, размеров и цветов 1 1
87. Набор для наглядной демонстрации числовой шкалы, математического действия умножение, понятия «равенство», действия рычажных весов, сравнения масс 1 1
88. Набор для составления узоров по схемам 1 1
89. Набор знаков дорожного движения 1 1
90. Набор игрушек для игры с песком 5 8
91. Набор из пяти русских шумовых инструментов (детский) 1 1
92. Набор из геометрических тел и карточек с изображениями их проекций в трех плоскостях 1
93. Набор из двух зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта 1 1
94. Набор из двухсторонних досок для обучения письму 1
95. Набор из мягкого пластика для плоскостного конструирования 1
96. Набор из рычажных весов с объемными чашами и комплектом гирь и разновесов для измерения и сравнения масс и объемов 1 1
97. Набор интерактивный коммуникативный игровой 1
98. Набор картинок для иерархической классификации 1 1
99. Набор карточек по народному ремесленному делу 1 1
100. Набор карточек с гнездами для составления простых арифметических задач 2 2
101. Набор карточек с изображением знаков дорожного движения 1 1
102. Набор карточек с изображением предмета и названием 1 1
103. Набор карточек-цифр (от 1 до 100) с замковыми креплениями 1
104. Набор кораблей и лодок (водный транспорт) 1 1
105. Набор кубиков с буквами 1 1
106. Набор кубиков с цифрами и числовыми фигурами 1 1
107. Набор кукольной одежды – комплект 2 2
108. Набор кукольных постельных принадлежностей 2 2
109. Набор кухонной посуды для игры с куклой 1 3
110. Набор материалов Монтессори 20 4
111. Набор мебели для кукол 1 1
112. Набор медицинских принадлежностей 1 2
113. Набор муляжей овощей и фруктов 1 3
114. Набор мягких модулей 1
115. Набор мячей (разного размера, резина) 1 1
116. Набор объемных вкладышей по принципу матрешки 1
117. Набор объемных тел для группировки и сериации (цвет, форма, величина) 1 3
118. Набор пазлов – комплект 1 10
119. Набор пальчиковых кукол по сказкам – комплект 1 2
120. Набор парикмахера 1 1
121. Набор парных картинок на соотнесение (сравнение) : найди отличия, ошибки (смысловые) комплект 1 1
122. Набор печаток 1 1
123. Набор полых геометрических тел для сравнения объемов и изучения зависимости объема от формы тела 1
124. Набор принадлежностей для наблюдения за насекомыми и мелкими объектами 1 1
125. Набор пробирок большого размера 1 1
126. Набор проволочных головоломок 1
127. Набор продуктов для магазина 1 1
128. Набор протяженных объемных элементов с волнистой рабочей поверхностью и тактильными деталями 1
129. Набор разноцветных кеглей с мячом 1 2
130. Набор разрезных овощей и фруктов с ножом и разделочной доской 1 1
131. Набор репродукций картин великих сражений 1 1
132. Набор репродукций картин о природе 1 1
133. Набор репродукций картин русских художников – иллюстраций к художественным произведениям 1 1
134. Набор самолетов (мелкого размера) 1 1
135. Набор самолетов (среднего размера) 3 1
136. Набор солдатиков (мелкого размера) 1 1
137. Набор специальных карандашей к набору двухсторонних досок для обучения письму 4
138. Набор столовой посуды для игры с куклой 1 3
139. Набор счетного материала в виде соединяющихся между собой цветных фигур 3
140. Набор таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно – комплект 1 1
141. Набор фантастических персонажей 1
142. Набор фигурок «Семья» 1 1
143. Набор фигурок животных Африки с реалистичными изображением и пропорциями 1 1
144. Набор фигурок животных леса с реалистичными изображением и пропорциями 1 1
145. Набор фигурок людей разных профессий 1
146. Набор фигурок людей разных рас 1
147. Набор фигурок людей с ограниченными возможностями 1
148. Набор чайной посуды 1 3
149. Набор: доска магнитная настольная с комплектом цифр, знаков, букв и геометрических фигур 1 1
150. Наборы брусков, цилиндров и пр. для сериации по величине (по 1–2 признакам – длине, ширине, высоте, толщине) из 7–10 элементов 1 1
151. Наборы для мальчиков и девочек (машины, город, строительство, набор строительных пластин, животные, железная дорога, семья и т. п.) 1 1
152. Наборы карточек с изображением количества предметов (от 1 до 10) и соответствующих цифр 1 1
153. Наборы моделей: деление на части (2–16) 1 1
154. Наглядные пособия по достопримечательностям Москвы 1 1
155. Наглядные пособия по традиционной национальной одежде 1 1
156. Наглядные пособия символики России 1 1
157. Напольный конструктор деревянный цветной
158. Настенный планшет «Распорядок дня» с набором карточек 1 1
159. Настольно-печатные игры для подготовительной к школе группы – комплект 1 1
160. Настольный конструктор деревянный цветной с мелкими элементами 1 2
161. Настольный футбол или хоккей 1 1
162. Обруч (малого диаметра) 5 2
163. Объемная игра-головоломка на комбинаторику из кубиков, объединенных по 3 или 4 в неразъемные кон- фигурации 1
164. Перчаточные куклы – комплект 1 1
165. Пирамида деревянная с квадратными или прямоугольными элементами 1 1
166. Планшет с передвижными цветными фишками для выполнения заданий с самопроверкой 1
167. Подъемный кран (крупного размера) 1 1
168. Постер (репродукция) произведений живописи и графики, также для знакомства с различными жанрами живописи – комплект 4 4
169. Приборы домашнего обихода – комплект 1 1
170. Развивающее панно 1
171. Разрезные предметные картинки, разделенные на 2–4 части (по вертикали и горизонтали) – комплект 1 1
172. Разрезные сюжетные картинки (8–16 частей, разделенные прямыми и изогнутыми линиями комплект 1 1
173. Ракета (среднего размера) 1
174. Рамки и вкладыши тематические 1 1
175. Руль игровой 1 2
176. Серии картинок (до 6–9) для установления последовательности событий (сказочные и реалистические истории, юмористические ситуации) 1 1
177. Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей) 1 1
178. Скакалка детская 5 5
179. Скорая помощь (машина, среднего размера) 1 1
180. Стержни с насадками (для построения числового ряда) 1 1
181. Стол для экспериментирования с песком и водой 1
182. Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата – комплект 1 1
183. Танграм 1 2
184. Тележка-ящик (крупная) 2
185. Телескопический стаканчик с крышкой 1
186. Телефон игровой 1 2
187. Увеличительная шкатулка 1
188. Установка для наблюдения за насекомыми 1
189. Фигурки домашних животных с реалистичными изображением и пропорциями – комплект 1 1
190. Физическая карта мира (полушарий) 1 1
191. Часы игровые 1 1
192. Часы магнитные демонстрационные 1
193. Чашка Петри 1
194. Чековая касса игровая 1 1
195. Числовой балансир (на состав числа из двух меньших чисел) 1
196. Шахматы 1 1
197. Шашки 1 1
198. Ширма для кукольного театра, трансформируемая 1 1
199. Шнуровка различного уровня сложности – комплект 1 1
200. Элементы костюма для уголка ряженья – комплект 1 1
201.
202.
203.
204.