Наталья Панченко
Анализ предметно-пространственной развивающей среды
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ предметно-пространственной развивающей среды в группе «Гномики» МБДОУ «Детский сад «Колосок» города Заозерного» в соответствии с ФГОС
воспитателя Панченко Натальи Александровны
Предметно – пространственная развивающая среда в группе организована с учетом Основных требований к организации развивающей предметно-пространственной среды заложенных в ФГОС : она трансформируема, полифункциональна, вариативна.
Публикация «Анализ предметно-пространственной развивающей среды» размещена в разделах
- Анализ предметно-пространственной среды РППС
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Безопасностна: в группе созданы все условия для безопасного развития и воспитания детей дошкольного возраста. Вся мебель экологична и безопасна. Шкафы во всех помещениях группы прикреплены к стенам. Игрушки также имеют гигиенические сертификаты. Также размещение мебели не противоречит правилам противопожарной безопасности.
Доступна: все игрушки, игры, материалы в уголках расположены в поле зрения и на уровне роста детей. Любой ребенок может самостоятельно решить, какие материалы, когда и как ему использовать. Игровые материалы переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте).
Насыщена: в нашей группе мы постарались создать все условия для всестороннего развития наших детей. Материалы и оборудование систематизировано и расположено в игровых центрах. Оформление и оснащение уголков меняется в соответствии с возрастом, тематическим планированием, а главное, с интересами и возможностями наших воспитанников. Маркировка имеется не на всех уголках.
Самую большую площадь группы занимает активная зона, которая включает в себя: "Центр двигательной активности", "Центр театра и музыки", "Центр игры" ("Дом-семья", "Поликлиника", "Супермаркет", "Центр конструирования", "Центр безопасности".
В игровом центре каждый ребёнок может самостоятельно заняться любимой игрой. Для мальчиков это различные конструкторы, «Мастерская» с сундучком инструментов, набор солдатиков, военные фуражки, разные виды и размеры машинок, хоккей. Девочки мечтают стать хорошими хозяйками и артистками, модницами. В игровом центре для них: сумочки, коробочки с украшениями, куклы, наборы для сюжетно-ролевых игр "Поликлиника", "Салон красоты", "Супермаркет", "Дом-семья".
"Центр конструирования" сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, но он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержимым строительного уголка можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. Имеются:
конструкторы разного размера
образцы построек различной сложности
мелкие игрушки, наборы солдатиков, фигурки домашних и диких животных
настольный конструктор (мелкий)
напольный пластмассовый конструктор
машинки, светофор
разные виды мозаики
"лего
В центре происходит возведение крупных и малых игровых построек.
Ребята самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра дает возможность детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Данный центр расположен вблизи "Центра игры", что позволяет использовать постройки в играх.
"Салон красоты", «Мастерская»
«Центр безопасности»
"Центр безопасности" отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он расположен рядом с "Центром игры" и "Центром конструирования" и оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми:
макет проезжей части
макет светофора, дорожных знаков
иллюстрации и предметы, изображающие опасные инструменты, опасные ситуации
наглядно-дидактические пособия
транспорт
плакаты «Пожарная безопасность для детей», «Будьте осторожны на дорогах»
«Дом и семья»
Дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры и переносят игровой материал в удобное для них место для свободного построения игрового пространства.
Используя переносные ширмы, ребенок может создать «своё» личное пространство, сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок.
В центре «Музыки и театра» дети занимаются театрализованной деятельностью, используя разные виды театра. Здесь же включается использование музыкальных инструментов. В этой деятельности формируются выразительность, эмоциональность, самовыражение. А на подиуме-сцене дети чувствуют себя настоящими артистами, актерами.
Здесь размещаются:
- ширмы;
- различные виды театров (кукольный, настольный, пальчиковый, теневой, маски, шапочки, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации);
- музыкальные инструменты: металлофон, маракасы, бубны, трещотки, колокольчики, дудочки, свистульки, погремушки, ложки, барабан, труба, саксофон);
- иллюстрации музыкальных инструментов;
- музыкально-дидактические игры;
- магнитофон;
- аудиозаписи: детские песенки, фрагменты классических музыкальных произведений, произведений народной музыки и песенного фольклора;
игрушки-самоделки
- коллекция дисков со сказками.
Весёлые детские песенки, танцевальные мелодии, колыбельные, фрагменты классических произведений используем во время режимных моментов.
В рабочей зоне организованно пространство для познавательно-исследовательской деятельности - центр «Опытов и экспериментов». Наличие данного центра помогает наглядно продемонстрировать детям элементарные законы природы, физические явления, свойства предметов. Здесь ребенок получает ответы на вопросы, не просто посмотрев в опыт в книге или его иллюстрацию, но и почувствовать, потрогать, понюхать, смешать, перелить
Центр «Опытов и экспериментов» представлен многообразием коллекций (почва, песок, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупа, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, ёмкости для измерения, пересыпания, хранения, трубочки для продувания, волшебный мешочек, подносы, набор для экспериментирования с водой (плавающие и тонущие игрушки и предметы : губки, дощечки, предметы из пластмассы, дерева, резины, металла, набор для экспериментирования с песком (формочки, совочки, грабельки, ведёрки,
мыльные пузыри др. Деятельность в данном центре осуществляется под руководством воспитателя. Центр расположен в непосредственной близости от «Центра природы».
В «Центре природы», который знакомит детей с доступными явлениями природы. Дети наблюдают за объектами природы, ведут календарь природы, ухаживают за огородом на подоконнике, где выращивают рассаду цветов и овощей.
«Центр природы» содержит в себе: различные виды комнатных растений на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения; инструменты по уходу за этими растениями. В холодный период года мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют :
серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир»
муляжи овощей и фруктов
набор «домашние и дикие животные»
семена цветочных растений
иллюстрации, изображающие необходимые условия для роста и развития растения
иллюстрации с изображением общих признаков растений (корень, стебель, листья, цветок, плод,
иллюстрации животных, насекомых, птиц, овощей, фруктов
схемы, изображающие цепи питания
Важным составляющим центром природы является календарь природы и погоды, дневники наблюдений, схемы по уходу за растениями.
В группе располагается стимульный материал: разнообразные схемы, алгоритмы, таблицы, мнемотаблицы, технологические карты, модели способствующие формированию самостоятельности, навыкам планирования, «плоскостные планшеты», которые побуждают детей к реализации своего опыта деятельности с предложенными материалами и оборудованием в границах заданного содержания и задач.
Видя перед глазами алгоритм выполнения той или иной операции, ребенок может самостоятельно осуществить последовательность действий, без напоминаний регулировать своё поведение. (правила дружбы, алгоритм одевания и умывания, правила поведения за столом и др.). В игровых центрах присутствуют модели, которые являются ориентиром при уборки игрушек.
В центре «сенсорного и математического» развития располагаются дидактические, настольно-печатные игры, познавательный материал, конструкторы.
В спокойной зоне, для спокойной по преимуществу деятельности, организованы такие центры, как «Библиотека» с подборкой художественных текстов по возрасту с хорошими иллюстрациями, сезонная литература, здесь также находятся книги познавательного характера, тематические альбомы, словари, атласы; центр «Космос»; центр нравственно-патриотического развития «Наша родина - Россия», где дети знакомятся с национальной культурой России.
Центр «Наша родина - Россия». Попутешествовать с детьми по родной стране, познакомиться с окружающим миром, символикой родного края, узнать, на что дошкольник имеет право, помогает ярко и эстетично оформленный стенд под общим названием "Я живу в России".
В центре размещены материалы:
портрет президента нашей страны
флаг России
флаг республики Красноярского края и города Заозёрного
фотографии нашего села
детская энциклопедия о России
иллюстрации «Народы России»
куклы в национальных костюмах
глобус
матрешки
Содержание материалов в данном центре обновляется в зависимости от календарных дат и изучаемых тем. Центр расположен вдали от «Центра игры».
Центр «Библиотека».
Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения. В данном центре находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки, буквы, азбука, алгоритмы составления рассказов на темы «Времена года», «Расскажи о себе».
Младшая группа.
Зона выбора и самоопределения
В этой зоне удачно разместился центр выбора деятельности и партнера по игре. Для развития инициативы очень важно, чтобы ребенок сам мог выбирать вид деятельности, место действия и партнеров в соответствии с замыслом.
В центре «Планета настроений» (центр психологической разгрузки) расположены: пособия «Тренажер эмоций», «Театр эмоций», «Цветы настроений», «Азбука эмоций».
Еще одна возможность выразить индивидуальность ребенка оформление стены к праздникам. Используется для демонстрации личных достижений воспитанников, выставках рисунков дошкольников, работы детей посещающих кружки, тематических фотовыставок с изображением необычного, значимого для ребенка события, разнообразных выставок-конкурсов детских работ, выполненных в нетрадиционной технике (карвинг, бумажная пластика и т. д.).
Для самостоятельной продуктивной деятельности в группе создан «Центр творчества», создан по принципу доступности и мобильности. Ребенок проявляет самостоятельность и инициативу в придумывании содержания, подборе материала, использовании разнообразных средств художественной выразительности.
В центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации:
бумага разной формы и цвета
картон
трафареты
краски, гуашь
кисти
клей
цветные и простые карандаши, фломастеры
салфетки
ножницы
раскраски для девочек и мальчиков
пластилин
палитра
цветные и восковые мелки
дощечки для лепки
ёмкости для промывания ворса кисти от краски
заготовки для рисования, вырезанные в какой-либо форме
схемы последовательности рисования отдельных предметов (животных, человека, деревьев) элементы разных видов росписи, готовые формы для выкладывания и наклеивания.
К данному центру имеется свободный доступ. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. Наглядно-дидактические пособия, серия «Мир в картинках» выставляются в соответствии с изучаемой темой.
В центре «Неприкосновенности» ребенок может уединиться, отдохнуть от коллектива и расслабиться, пережить неприятную ситуацию или стресс, здесь дети рассматривают семейные или групповые альбомы.
Центр «Коллекционирование» учитывает индивидуальные интересы детей, удовлетворяет потребность в собирательстве.
«Центр двигательной активности» содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное, изготовленное руками педагога и родителей) :
мячи разных размеров по количеству детей
султанчики
ленточки
платочки
гимнастические палки
кегли
гантели
мешочки для метания
мяч –прыгун
скакалки
шарики пластмассовые
дорожки массажные
доска гладкая
атрибутика к подвижным играм (шапочки, медальоны)
«кирпичики» для перешагивания
метки-размётки
иллюстрации с видами спорта
схемы выполнения упражнений
кольцеброс
Данный центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Для дежурства по столовой в группе есть "Центр дежурства", где дети сами видят, кто дежурный. В данном центре имеется график дежурства, специальные фартуки и колпачки для дежурства.
В приё мной находится информация для родителей:
памятки, рекомендации, консультации для родителей
о форме построения воспитательно-образовательного процесса в детском саду
фотографии, повествующие о жизни детей в ДОУ и за его пределами, наши достижения, творческие работы детей.
Библиотека на кабинке. Здесь родители могут взять книге и почитать детям дома.
Развивающая предметно-пространственная среда моей группы не построена окончательно. Поэтому поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается.