Елена Клягина
Опыт работы «Развитие опытно-экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».
В своей работе я использую следующие методы:
1. Метод детского экспериментирования (формирование начальных предпосылок поисковой деятельности)
2. Метод моделирования проблемных ситуаций (вхождение детей в проблемную игровую ситуацию педагогом);
Темочки:
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
3. Метод проектов (активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с родителями и педагогом);
В младшем дошкольном возрасте опытно-экспериментальная деятельность направлена на предметы живой и неживой природы, рукотворный мир. / Экспериментирование включаю в разные формы работы с детьми : нод, экскурсии, прогулки, трудовую деятельность, наблюдения, проведение опытов, организованных как самостоятельная или совместная деятельность.
Одно из главных условий успешной опытно-экспериментальной деятельности-это создание предметно-развивающей среды :
1. Зона экспериментирования.
2. Центр воды и песка.
3. Природный уголок.
4. Огород на подоконнике.
В группе создан уголок экспериментирования. Дети работают в уголке не только в процессе специально организованной деятельности, но и практикуют индивидуально исследовательскую практику. Моя задача состоит в том, чтобы помочь, ребенку в организации его опытно- исследовательской деятельности.
В зоне экспериментирования есть камни, бумага, ткань, крупы и т. д.
Центр воды и песка дети используют для изучения свойств песка, воды, воздуха, состава почвы.
В уголке природы дети получают первые навыки по уходу за растениями, а я личным примером демонстрирую им правильное отношение к объектам природы. Я предлагаю детям самим здороваться с растениями и говорить им ласковые слова. Обязательно хвалю за заботу о комнатных растениях, сообщаю родителям, как они хорошо и умело помогают взрослым.
Огромный интерес у детей вызывает процесс посадки лука, укропа, петрушки. Дети учатся совместно работать, ухаживают и наблюдают за результатом своего труда. Рассказываю о пользе выращенных растений. Стараюсь подвести понимание детей к тому, что без воды, света и тепла растение не выживет.
В работе с детьми использую те формы деятельности, которые доставляют ребёнку радость, гармонично его развивают. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Детям нравится деятельность, на которой вместе с взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Благодаря опытам, наблюдениям, конструированию, экспериментированию дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения.
Содержание обучения организую в форме игры («Какие разные льдинки», «Разноцветная водичка», «Путешествие капельки», «Куда пропал снеговик», так как именно она является ведущим видом деятельности. В процессе работы, играя с детьми, стараюсь создавать проблемные ситуации, позволяющие ребенку делать какие-то самостоятельные выводы. С помощью игровых персонажей предлагаю детям простейшие проблемные ситуации: «Зачем нужна вода?», «Что поплывёт, что утонет?»,«Что произойдёт если не поливать цветы?».
Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Для детей 2 младшей группы опыты и наблюдения повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду.
В своей работе я стараюсь использовать новые технологии: проектная деятельность, экспериментирование, проблемный метод.
Метод проектов – один из новых видов деятельности, который сегодня мы активно используем в учебно - воспитательном процессе, что позволяет детям осуществлять первые опыты самостоятельной исследовательской работы.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности привлекаю родителей к партнёрской деятельности,. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям Я стараюсь пропагандировать детское экспериментирование: веду просветительную работу с родителями, оформляю стендовые консультации, папки-передвижки.
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что организованная исследовательская деятельность позволяет мне сделать процесс обучения эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».