Тимофеева Оксана викторовна
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего и младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Раньше считалось, что главное от чего зависит развитие речи - это степень речевого общения детей с окружающими людьми. Конечно, это необходимое условие для того, чтобы ребёнок заговорил, но очевидно, нужно учесть и другие условия. Например, установлено, что уровень развития речи, умственных способностей детей находятся в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Отсюда следует, что начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу нужно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика) воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки.
Предлагаем Вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми нужно заниматься с детьми дома.
1. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук с использованием различных предметов:
а) грецкий орех - прокатывать его от основания ладоней к кончикам пальцев рук;
б) грецкий орех - прокатывать между ладонями, делать круговые движения. Взрослый проговаривает стихи:
Прокачу я свой орех по ладоням с низу вверх,
а потом обратно, чтобы стало мне приятно.
б) Массажные шарики - И/У «Ёжики»
2. Карандаши - растирание ладоней шестигранным карандашом.
Карандаш в руке катаю и ладони растираю.
3. Крупа.
а) Выложить из гороха или фасоли дорожку прямую, волнистую.
Я горошины возьму, выложу дорожку.
Побежали по дорожке зайчик, белка, козлик.
б) Крупа на тарелочке.
Насыпать на большую плоскую тарелку два-три вида круп. Ребёнок перебирает, щупает её, сравнивает, а вы рассказываете, откуда они берутся и что с ней можно делать (кашу, например).
в) Насыпать на плоское блюдо или поднос манку или другую крупу. Пусть теперь рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры. Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки и т. д.
Когда малыш будет хорошо справляться с этим заданием, усложните его. Например, можно засыпать белые дорожки от пальчиков крупой другого цвета. Для этого обучите малыша движению пальчиков, с помощью которого мы солим еду. Эта развивающая игра хорошо влияет на развитие мелкой моторики рук, фантазии, воображения.
г) Самые вкусные игры, ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов разных по форме цвету и вкусу. И пусть он их разбирает.
д) Насыпать в кастрюлю горох или фасоль. Ребёнок запускает туда руки и делает движения, имитирующие работу рук при замешивании теста:
Мы тесто месим, мы тесто месим
Нас тщательно всё промесить попросили,
Но сколько не месим, сколько ни мнём
Комочки опять и опять достаём.
5. Шнурки.
а) Разместить на столе шнурок зигзагом и предложить ребёнку «перепрыгнуть» каждым пальчиком через изгибы ручейка.
б) Нанизывание на шнурок различных фигурок с дырочками посередине (в дальнейшем в заданной последовательности цветок, звёздочка, домик и. д.).
в) Развивающая игра «Делаем бусы».
Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача ребёнка: нанизывать макароны на шнурок.
г) Шнурование обуви, различных фигур (образцы в магазине).
6. Лепка из глины и пластилина.
Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить не только из пластилина и глины.
а) Покрыть тонким слоем пластилина картон или пластик. Насыпать малышу в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать узоры, вдавливая продукты в пластилин.
б) Во дворе зима - что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки.
в) Летом можно соорудить сказочный замок из песка или маленьких камешков.
Используйте любую возможность, чтобы улучшить мелкую моторику рук Вашего ребёнка.
7. Изготовление поделок из природного материала: шишек, жёлудей, соломы и других доступных материалов. Эти занятия развивают не только мелкую моторику рук, но и внимание, воображение ребёнка.
8. Берём разные баночки и крышечки к ним. Ребёнок должен подобрать крышки к баночкам. Желательно чтобы крышечки были разных размеров, тогда ребёнку легче их подбирать. Крышки могут быть одевающимися, закручивающимися. Это могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от детского питания, и другие, которые вы можете найти у себя на кухне. Закрывая крышечки, ребёнок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук.
Мы думаем, что из всего сказанного выше, Вы сделаете вывод, что движение пальцев тесно связаны с речевой функцией. Чем больше уделять внимания развитию мелкой моторики руки, тем лучше и быстрее развивается речь ребёнка, улучшается умственное развитие, рука готовится к письму.