Людмила Панина
Опыт работы «Ознакомление с предметным миром и развитие общения в игре» (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности : восприятия, образного мышления, воображения, появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. У детей формируются представления о доступных их пониманию конкретных фактах общественной жизни.
Публикация «Опыт работы „Ознакомление с предметным миром и развитие общения в игре“ (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Известно, что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что, в ситуации игры ребенку понятно сама необходимость приобретение новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечая того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлении познавательной деятельности. В младшем возрасте в играх детей наблюдается несложный сюжет, в котором прослеживается логическая последовательность действий. Ребенок стремиться определить для себя роль, может на какое-то время увлечься ею. Однако интересы детей еще не устойчивы, малыш часто переключается с одной роли на другую, зачастую неоправданно меняет сюжет игры.
Из психологии известно, что у малышей большую роль играет подражание. По сколько маленькому ребенку свойственны эмоциональность, впечатлительность, стремление ко всему яркому, необычному, обогащение детей новыми знаниями и представлениями в нашей группе стараемся проводить живо и занимательно, чтобы вызвать у малыша интерес, желание подражать. С этой целью нами проводятся такие игры как, «оденем куклу Таню»; «У куклы Тани день рождения»; «уложим куклу Таню спать», драматизируем в лицах знакомые детям потешки, прибаутки; используем игрушки при чтении сказок, рассказов, стихотворений.
Во время наблюдений за трудом взрослых стараемся раскрыть перед детьми последовательность операций, по возможности вовлекаем их в этот процесс: «возьми Полина, ложки и помоги их разложить». Дима и Глеб принесут хлебницы и на них разложат хлеб. Давайте няне поможем убрать со столов бокалы. Спасибо, потрудились на славу! Теперь наша няня очень быстро может убраться.
Чрезвычайно эффективен в ознакомлении детей с предметным миром и развития общения прием совместной игры педагога и детей, показ в игровой ситуации действий с игрушками, с предметами-заместителями. Например, привлекая в качестве помощника любимую детьми куклу, знакомим их новыми игрушками:-«кукла Катя приглашает малышей в гости, угощает чаем, знакомит со своими друзьями; или – устраивает путешествие на поезде, автомобиле, разыгрывает сценки- загадки; или же кукла Катя устраивает в кукольном уголке веселые представления с участием других игрушек».
В этом возрасте у ребенка возникает интерес к игре сверстников. В начале он привлекается в отношении к игрушке. Так, у одной куклы появляются две мамы, у одного автомобиля два шофера.
И мамы и шоферы согласовывать друг с другом свои действия с одной и той же игрушкой в силу возрастных особенностей еще не могут. Одна мама укладывает дочку спать, другая хочет вывести ее на прогулку; один шофер усаживает в автомобиль кукол, а другой их выбрасывает. Так возникает ссора-каждый тянет игрушку к себе, хочет выразить в игре свои желания, интересы. Не редко бывает так, что заполучив игрушку, ребенок вскоре откладывает ее в сторону. Малышу скучно играть в одиночку, т. к. ему не с кем поделиться своими наблюдениями, переживаниями.
Хорошо зная характеры, интересы своих детей мы стараемся увлечь их совместными действиями с игрушкой. Так можно сказать девочкам, «как хорошо у нашей куколки две мамы». Вера возьмет сумку и сходит в магазин. А ты Даша убери у куклы в комнате.
Можно переключится на другую куклу и организовать совместную игру: «а где же мама у этой куклы Милы?». Наверное ушла к соседке; Василиса, посмотри за Милой, уложи ее тоже спать, а Вера придет с магазина и сварит обед и для одной и другой кулы.
Порою побуждаем к большой активности малоактивного ребенка, несколько затормаживая действия слишком активного: «Настя не буди лялю, она только заснула». Ты лучше приготовь колясочку. Вместе с Аленой повезете гулять. Алена, укрой потеплее лялю. Когда она проснется, надо будет надеть ей платье и дать чаю. Совместная игра доставляет детям радость, т. к. создает возможность для обмена знаниями, активного речевого общения, проявления разнообразных эмоций. В такой игре создаются предпосылки воспитания у ребенка доброты, чуткости, отзывчивости; формируются навыки жизни в коллективе.
Детям младшего дошкольного возраста нравится строить, и они часто затевают увлекательную игру с постройкой. Но в начале у них, мы воспитатели, формируем необходимые умения, воспитывает устойчивый интерес к конструированию.
Так, например, обращаясь к детям говорим: «давайте все вместе построим пароход». Смотрите, как надо это делать- распределяем между детьми участки работы, подбираем строительный материал. После того, как пароход был готов, усадили остальных детей и поплыли «к обезьянкам в гости». Назначили капитана, рулевого; а воспитатель составлял маршрут путешествия и рассказывал детям обо всем что они видели вокруг.
Если малыш по настоящему увлечен ролью, он играет всерьез, искренне переживает все чувства своего героя. Потому, мы воспитатели, всячески поддерживаем интерес к определенной роли, обучаем в ходе игры необходимыми умениями, подсказываем какие-то действия, сообщаем тет или иные сведения. Отсутствие знаний, умений и навыков, которые необходимы для создания правдивого игрового образа в коллективной игре, приводит к распаду игры, к отказу от роли.
На развитие содержания детских игр существенное влияние оказывает изготовление игрушек-самоделок. Такая игрушка делает игровые интересы ребенка более устойчивыми, помогает объединению детей в игре. Поэтому, с этой целью мы на глазах у детей делаем некоторые атрибуты, необходимые для той или иной игры. Заинтересовываем малышей процессом изготовления игрушек. Например, деньги для игры в магазин; телевизор, пианино для игры в семью.
На занятиях по лепке дети изготовляли фрукты, овощи, печенье для «магазина».
Особое место в руководстве сюжетно-ролевой игрой детей этого возраста занимает подбор соответствующего игрового материала в соответствии с возрастом детей, наводящие вопросы в процессе игры взрослыми, советы направленные на развитие игрового замысла, а так же для организации той или иной игры с детьми, вместе с ними подбираем соответствующие костюмы или их элементы, проводим беседы, показываем игровые действия, рассматриваем иллюстрации.
Очень любят малыши игры с песком и водой. Чтобы поддержать их интерес показываем детям как можно сделать их песка домик или гараж для машины, и предлагаем построить еще несколько, затем обыгрываем постройки вместе с детьми.
Для игр с водой используем большой таз. Показываем малышам, как интересно можно играть с уткой, лодочками, рыбками.
Иногда делаем бумажные лодочки и устраиваем между детьми веселые соревнования: чья лодочка быстрее приплывет к противоположному краю таза.
Руководя игрой, мы взрослые стараемся не подавлять инициативу к самостоятельности ребенка. Стремимся игры детей сделать интересной, увлекательной самостоятельной деятельностью, чтобы каждый ребенок мог проявлять в ней свои способности, умел устанавливать эмоциональные контакты со сверстниками.