Мария Ефимова
Развитие математических способностей детей четвертого года жизни посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие математических способностей детей четвертого года жизни посредством игровой деятельности
Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать трудности во время школьного обучения, поэтому одной из важных проблем, встающих перед педагогом, является формирование интереса к математическим знаниям у детей дошкольного возраста. В этом возрасте закладываются основы знаний, необходимые ребенку в школе. Успешность этой деятельности во многом зависит от умения педагога выстроить процесс образования и общения с детьми.
Публикация «Развитие математических способностей детей четвертого года жизни посредством игровой деятельности» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует становлению и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражению, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.
Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами сложности, присущая занимательной задаче, интересна детям.
Интерес к конечному результату, правильному ответу стимулирует активность, проявление нравственно – волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведения начатого дела до конца, поиск ответа до получения качественного результата).
Поэтому целью работы является развитие математических способностей детей посредством занимательных игр.
Задачи:
- создать оптимальные условия для развития математических способностей детей;
- приобщать к предмету в игровой и занимательной форме;
- формировать первичные представления об основных свойствах и отношениях объектах окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени;
- способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы;
- познакомить родителей методами и приёмами развития математических способностей ребёнка через игру.
Организация образовательной деятельности с воспитанниками по развитию математических способностей с помощью игровой деятельности
Знакомство детей с новыми материалами осуществляется на основе деятельностного подхода, постигается путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Особую роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Обучая детей в процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игры перешла в радость учения. При проведении организованной образовательной деятельности по формированию математических представлений старалась разнообразить процесс обучения и создавать эмоционально комфортную атмосферу для детей.
Внимание малышей 3–4 лет ещё неустойчиво, поэтому, чтобы заинтересовать их познавательной деятельностью, организованную образовательную деятельность по ФЭМП начинаю с сюрпризного момента, появления игрушечных персонажей, необычных вещей, прихода гостей.
На четвертом году жизни у ребёнка важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях между предметов ближайшего окружения. Поэтому, прежде всего, стояла задача формирования умения различать количество предметов: ”много”, ”мало”, ”один”. Для решения этой задачи использовались следующие дидактические игры: ”В лес за грибами”, ”Угости зайчат”,”Один – много”, ”Бабочки и цветочки”.
Обращала внимание малышей на предметы контрастных размеров (большой – маленький, длинный – короткий и т. д.): ”Подбери дорожки к домикам”, ”Почини коврик”, ”Мостики для зайчат”, ”Большой– маленький”, ”Собери целое из частей”.
Воспитанники познакомились с основными геометрическими формами — кругом, квадратом и треугольником, исследовали их, используя зрение и осязание. Дети должны узнавать эти формы, невзирая на разный размер и цвет. Для чего использовались следующие игры: ”Геометрическое лото”, ”Составь пару”, ”Подбери заплатку”, ”Подбери по форме”, “Что бывает круглым (квадратным?”.
Дошкольники учились ориентироваться в расположении частей своего тела, различать направления относительно себя (справа или слева, вверху или внизу, на плоскости. Этому способствовали игры на ориентирование в пространстве: ”Кто впереди, кто сзади?”, “Угадай, где звучит?”, игра с музыкальным сопровождением “Веселый танец”. В феврале прошел проект по формированию культурно-гигиенических навыков, в котором использовались игры с платком “Сложи косыночку для куклы”, где дети должны были найти середину квадратного платка, его углов.
Для освоения детьми таких понятий, как “утро”, “день”, “вечер”, “ночь”, правильного их употребления в речи, мы с воспитанниками играли в игры-путешествия во времени: ”Когда это бывает?”, ”Наш день”, ”День – ночь”.
Удачным было использование в игре привлекательных наглядных пособий, игровых упражнений и дидактических игр, которые создавали у детей хороший эмоциональный настрой. Широко использовались с воспитанниками считалки и математические игры, в которых игровое действие являлось в то же время и элементарным математическим действием. Опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.
Организация взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников по развитию математических способностей посредством игр
Современный педагог, опираясь на данные психолого-педагогических, социологических исследований, осознает, что основы личности человека закладываются в семье. В интересах воспитанников педагог должен содействовать повышению педагогической культуры родителей, обеспечивать согласованность в воспитании ребенка, помогать отдельным семьям в этом процессе. Основными формами совместной работы детского сада и семьи по вопросам развития детей являются доклады и сообщения на родительских собраниях; организация выставок наглядных пособий с описанием их использования; групповые и индивидуальные консультации, беседы, передвижные папки и т. п. Передо мной встала задача привлечь родителей к сотрудничеству с ДОУ, выработать у родителей умения организовывать с ребенком математические игры в семье. В октябре проведено родительское собрание, на котором родители знакомились с новыми педагогами, работой на предстоящий учебный год. Одним из сообщений являлось “Учите математику играя”, целью которого было повышение уровеня педагогической культуры родителей в вопросах математического развития младших дошкольников, практические рекомендации родителям. В этом же месяце родители были привлечены к изготовлению дидактических игр и демонстрационного материала, оформлении центра математики: ремонт, распечатка и ламинирование дидактических пособий. В ноябре подготовлена брошюра “Математика- занимательная игра”. В ней были представлены ситуации,в которых родителям предоставляется возможность сообщить новые знания и выявить уровень имеющихся знаний и умений ребенка. Например, мама (бабушка) на кухне готовит обед. Ребенок рядом с ней. “Подай мне самую большую морковку, и еще одну маленькую морковку”. При этом взрослый вслух, интонацией выделяет слова одну большую, маленькую. Ребенку нравится такая совместная игра со взрослым. Вот так, ненавязчиво, родители помогают ребенку приобрести знания о размере предметов и так далее. Результатом стало более тесное общение родителей со своим ребенком. У воспитанников стала развиваться речь, в ней стали звучать математические термины. В начале декабря была проведена выставка дидактических игр по математике. В результате родители воочию увидели их разнообразие. В этот же период проведена беседа с родителями “Математические игры по дороге домой”. В ней даны рекомендации, как эффективнее продолжать работу по развитию математических способностей воспитанника. В январе проведены индивидуальные консультации и беседы по вопросам ФЭМП, интересующих родителей. В феврале проведена консультация “Играйте вместе с детьми”, подготовлена брошюра “Формируем временные представления малыша”. В марте изготовлена папка-передвижка “Учимся различать: длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий”. В течение всего года использунтся закрытая группа “ВКонтакте”, где публиковались также консультации и рекомендации по ФЭМП. В апреле, с закрытием садов, работа с родителями в группе “ВКонтакте” продолжилась: “Моделируем фигуры и формы из подручного материала”, “Математика: шаг за шагом”, “Много- мало” и др. Заключительным этапом работы станет анкетирование родителей, которое пройдет в мае, с целью сбора информации просвещенности родителей по теме “Развитие математических представлений у дошкольников”.
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды группы
Навыки, которые ребенок приобретает в дошкольном возрасте, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. Для успешного обучения ребенка основам математики необходимо создать условия и, в первую очередь, предметно-развивающую и игровую среду.
В группе созданы такие условия для математической деятельности ребёнка, при которых он проявляет самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов.
В центре “Веселая математика” имеется демонстрационный и раздаточный материал для обучения воспитанников счету, развитию представлений о величине предметов и их форме (счетные палочки, модели геометрических фигур: плоскостные и объемные, раздаточные наборы карточек и различных предметов для счета, сравнивания и т. п):
- материалы и оборудование для формирования у детей представлений о числе и количестве (весы, мерные стаканы и др.);
- материал для развития пространственных (стенды, плакаты со схемами и др.) и временных (набор карточек “Когда это бывает?”, плакат “Мой день” и др.) представлений;
- дидактические игры с математическим содержанием типа лото, домино; настольные игры; игры типа “Танграм”, геометрические головоломки; игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур;
- авторские игры и пособия “Веселые карандаши”, “Путешествие червячка Пети”, “Математические колпачки”.
Организация математически развивающей среды позволяет объединить в совместной игре детей, в разной степени освоивших её, с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими. Кроме того, позволяет: обеспечить единство воспитательно-образовательных задач на занятиях по математике и вне их; обеспечить более прочное и глубокое усвоение дошкольниками программного учебного материала; осуществлять индивидуальную работу с воспитанниками и теми, кто проявляет повышенный интерес, склонность к занятиям математикой.
Литература:
1. Аргинская И. И. Математика, математические игры. - Самара: Федоров, 2005.
2. Белошистая А. В. Занятия по развитию математических способностей с детьми 3-4 (4-5, 5-6) лет в 2 частях: программа, методические рекомендации, конспекты занятий. Москва: Владос, 2004.
3. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Москва: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. 4. Волина В. Веселая математика. -Москва, 1999.
5. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. -Москва, 1990.
6. Нищева Н. В. Играйка. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных математических представлений и речи дошкольников. - СПб. : Детство-пресс, 2003.