Альфия Ахмерова
Опыт работы «Познавательное развитие детей с ОВЗ посредством использования дидактических игр по сенсорному развитию»
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Ни для кого не секрет, что у детей дошкольного возраста важное значение имеет развитие познавательных процессов, таких как: память, внимание, мышление, речь.
Темочки:
- Дидактические игры
- Опыт работы, практика
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности - один из основных принципов дошкольного образования, утвержденных ФГОС. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения в школе. Интерес дошкольников к окружающему миру, желание познать и освоить все новое – основа формирования этого качества. На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Они позволяют человеку наметить заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение.
Одно из центральных мест в общей системе работы в познавательном развитии дошкольников занимает сенсорное развитие.
Сенсорное развитие ребёнка это развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Значение сенсорного воспитания высоко оценивали видные представители дошкольной педагогики М. Монтессори, Е. И. Тихеева, Ф. Фребель.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, школе, и для последующей активной плодотворной трудовой деятельности.
Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой - результат усвоения им сенсорных эталонов, созданных человечеством.
Уровень сенсорного развития является базисным, это одно из условий успешности любого вида деятельности и становления личности.
Актуальность проблемы сенсорного развития заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания" :
Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б. Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья вопрос познавательного сенсорного развития встает особенно актуально. Работа с детьми ОВЗ содержит трудности:
• трудности установления контакта;
• проблемы в познавательной сфере : неустойчивое внимание, быстро переключаемое или застреваемое на определенных действиях или предметах; непринятие и непонимание простых словесных инструкций; сниженный уровень всех видов памяти; нарушены фонематический слух и грамматический строй речи и т. д. ;
• эмоционально-поведенческие расстройства: аффективные вспышки, стереотипные реакции, заторможенность, неэмоциональность, негативизм;
• низкая работоспособность, астения, повышенная утомляемость;
• не сформированы или сформированы недостаточно навыки самообслуживания и т. д.
Сенсорное развитие детей с ОВЗ происходит в той же последовательности, как у нормально развивающихся детей, но имеет свои особенности:
Нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность. Проявляется это в том, что дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Страдает также и целостность восприятия. Дети испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта.
Скорость восприятия заметно ниже, чем у детей с нормой развития для данного возраста.
Можно говорить о том, что у детей нарушены не только отдельные свойства восприятия, но и восприятие как деятельность. Детям с ОВЗ свойственна общая пассивность восприятия (А. Н. Цымбалюк, что проявляется в попытках подменить сложную задачу более лёгкой. Данная особенность обуславливает наличие у детей крайне низкого уровня анализирующего наблюдения, проявляющегося в ограниченном объёме анализа, преобладании анализа над синтезом, смешении существенных и несущественных признаков.
У детей отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта.
Существенным недостатком является значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации. В условиях кратковременного восприятия тех или иных объектов или явлений многие детали остаются «неохваченными», как бы невидимыми. Ребёнок с ОВЗ воспринимает за определённое время меньший объём материала, чем его нормально развивающийся сверстник.
Исследования психологов выявили у детей с ОВЗ неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, пространственных и временных нарушений, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ. Таким детям нужно больше времени для приёма и переработки зрительного, слухового и прочих впечатлений. Особенно ярко это проявляется в сложных условиях. Одной из особенностей детей является то, что сходные качества предметов воспринимается ими как одинаковые (овал, к примеру, воспринимается как круг).
Дети с ОВЗ затрудняются также в обозначении выделенных свойств словом. Дети путают названия цветов, геометрических фигур.
У детей с ОВЗ отмечается низкий уровень аналитического восприятия. Ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю»).
Сенсорное развитие ребенка с ОВЗ – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира.
Сенсорное воспитание и развитие детей с ОВЗ включает в себя:
Развитие поисковых способов ориентировки – методов проб и примеривания.
Формирование ориентировочной деятельности – действия рассматривания, выслушивания, ощупывания.
Обеспечение освоения систем сенсорных эталонов – цвет, форма, величина.
Формирование психических процессов – памяти, внимания, сферы образов представлений, мышления, речи, воображения.
Фундаментальную предпосылку для становления всех видов детской деятельности – предметной, игровой, продуктивной, трудовой.
Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме необходимо использование следующих принципов :
Принцип доступности и индивидуальности.
Подбираемые технологии должны быть понятны и доступны каждому ребенку. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и первоначальный сенсорный опыт.
Принцип последовательности и систематичности.
Совместная деятельность осуществляется согласно планированию, с обязательным закреплением в индивидуальной и самостоятельной деятельности.
Принцип связи с жизненным опытом.
Существенным фактором в работе с детьми с ОВЗ является взаимосвязь обучения с закреплением знаний и умений в повседневной жизни. В разнообразных играх, в самостоятельной деятельности дети закрепляют полученные знания о цвете, форме предметов. От правильной реализации этого принципа зависит качество развития восприятия.
Принцип повторяемости.
Учитывая особенности развития восприятия у детей с ОВЗ, для прочного усвоения программных требований необходима неоднократная повторность одних и тех же занятий.
Повторение без всяких изменений может привести к снижению заинтересованности детей. Поэтому при повторении занятий сохраняя программное содержание, следует привлекать новый материал с усложнением заданий, это позволяет детям хорошо все усваивать, пополнять багаж знаний, а главное – обобщать свой опыт.
Принцип наглядности.
Дидактические игры и упражнения являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, вызывают у ребенка живой интерес, что способствует хорошей результативности.
Задачи сенсорного развития детей с ОВЗ :
Образовательные:
развивать умение различать цвет, форму, величину предметов, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;формировать у детей зрительные способы обследования предметов;соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;обогащать активный и пассивный словарь детей
Воспитательные:
воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;формировать умение слушать и понимать инструкции педагога.
Развивающие :
развивать познавательные процессы; развивать мелкую моторику.
Правильно организованная предметная среда обеспечивает всестороннее развитие ребенка. Предметно-развивающая среда должна быть насыщена игровым и дидактическим материалом. Поэтому педагогическая работа по развитию сенсомоторных навыков у детей организуется нами в нескольких направлениях:
организация сенсорно-дидактического уголка в группе;
качественная подборка дидактических игр и пособий;
разработка дидактических игр и упражнений.
В сенсорно-дидактическом уголке в нашей группе представлен большой выбор настольно-печатных и дидактических игр. А также имеется материал для сенсорного развития детей, закрепления представлений о сенсорных эталонах :
Мозаика;
Матрешки с вкладышами;
Пирамидки;
Игры со шнуровками и застежками, прищепки;
Лото;
Пазлы;
Предметные, сюжетные картинки;
Рамки вкладыши с геометрическими формами;
Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей).
Настольно-печатные игры;
Дидактические игры.
Разнообразие материала позволяет каждому из детей выбрать себе игру по интересам. Посредством игры дети с меньшим напряжением овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны. Игры соответствуют возрасту детей, находятся в свободном доступе.
Усвоение программного материала зависит от правильного выбранных нами методов обучения. При этом мы педагоги помним
- о возрастных особенностях детей,
- об отклонениях в развитии, характерных для той или иной категории.
В своей работе я применяю
Словесный метод
Объяснения, пояснения, вопросы, словесные инструкции служат лучшему понимания задачи, цели игры.
Наглядно-практический метод
После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнять сначала под непосредственным руководством этапы игры каждому ребенку, оказывая по мере необходимости помощь, даются единичные указания.
Игровой метод
Дидактические, компьютерные обучающие и развивающие игры.
А также такие методические приёмы, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребёнка. Нам приходится постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.
Этой цели и служат дидактические игры.
Дидактические игры – одна из форм
обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В то же время игра –
основной вид деятельности детей.
Таким образом, дидактическая игра имеет две цели : одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради который действует ребёнок. Для нас важно, что бы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она используется при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях.
В дидактической игре мы создаем такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.
Это особенно важно для детей с ОВЗ, у которых опыт действий с предметами значительно обеднён, не зафиксирован и не обобщён.
Ребёнку с ОВЗ для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.
При проведении дидактических игр с детьми с ОВЗ следует помнить:
Для ребёнка с ОВЗ эмоциональная сторона организации игры – важное условие. Педагог своим поведением, эмоциональным настроением должен вызывать у него положительное отношение к игре.
Необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребёнка действовать вместе и добиваться положительного результата.
Роль взрослого в дидактической игре двойственна : с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой – выполняет роль участника игры, партнёра, направляет каждого ребёнка на выполнение игровых действий, а при необходимости даёт образец поведения в игре. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил.
Важным условием является соблюдение последовательности в подборе игр. Должны учитываться дидактические принципы : доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.
Использование дидактических игр и игровых приемов у детей с ОВЗ является важнейшей предпосылкой при становлении всех видов детской деятельности, а также является необходимым средством обучения в сенсорном воспитании.
В своей практике для развития сенсорного опыта детей с ОВЗ, я использую дидактические игры :
словесные,
настольно-печатные, развивающие
игры с предметами и игрушками
Словесные игры.
Процесс решения дидактических задач в данных играх осуществляется в мыслительном плане без опоры на наглядность.
«Что бывает круглое, а что квадратное (овальное и т. п. ?»
«Что бывает наверху, а что внизу?»
«Что бывает сладким (кислым, горьким и т. п. ?»
«Отвечай быстро» (цвет – предмет)
«Чем похожи» (найти два предмета, которые между собой чем-то похожи: цвет, форма, величина)
«Четвертый лишний»
«Сходства и различия» (указать сходство и различие пар слов)
«Ассоциации»
«Данетка»
«Противоположности» и т. д.
Настольно-печатные, развивающие игры.
Содержание настольных игр очень разнообразно:
игры на усвоение цвета;
игры на усвоение формы;
игры на усвоение величины;
части и целое и т. д.
Развивающие игры — игры, в процессе которых происходит развитие или усовершенствование различных навыков:
«Большой маленький мячик»
«Укрась бабочку»
«Ленточки для кукол»
«Найди заплатку»
«Чудесный мешочек»
«Подбери пару»
«Выложи узор»
«Прятки»
«Забавные прищепки»
«Узнай по запаху»
«Узнай по вкусу» и т. д.
Использование компьютеров в образовательной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения.
Игры с предметами и игрушками.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, природный материал.
Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.
«Посмотри и запомни»
«Принеси такую же»
«Угадай, что спрятано»
«Что изменилось»
«Собери/построй пирамидку»
«Не ошибись»
«Опиши предмет»
«Найди пару»
«Выложи фигуру»
«Узнай на ощупь»
«Угадай, что съел» и т. д.
«Ум ребёнка находиться на кончиках его пальцев».
В. А. Сухомлинский
Движения руки, как писал И. Н. Сеченов, наследственно не предопределены и формируются в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития детей с ОВЗ, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, потому что через неё развивается речь, внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у данной категории детей нуждаются в коррекции. Слабое развитие моторики проявляется во всех видах деятельности детей с ОВЗ. Обычно для них бывает, необходим длительный период обучения, направленный на то, чтобы научить их выполнять те или иные действия.
Игры на развитие мелкой моторики
К ним относятся:
игры с мелкими предметами (пазлы, мозаика, конструкторы, бусины, пуговицы); пальчиковые игры;
массаж кистей и пальцев;
складывание пирамидок;
рисование на песке;
перебирание круп;
шнуровка, завинчивание крышечек банок и т. д.
Использование дидактических игр с целью развития восприятия, усвоению сенсорных эталонов у детей с ОВЗ, обогащают образовательный процесс, повышают результативность обучения, вызывают положительное отношение к обучению. Положительно влияют на интеллектуальное развитие детей.
Список литературы
Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997
Венгер Л. Д. и др. Воспитание сенсорной культуры ребё нка от рождения до шести лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Beнгepa. – М. : Просвещение, 1988
Войлокова Е. Ф., Андрухович Ю. В., Ковалева Л. Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. – СПб: КАРО, 2005.
Детская практическая психология: Учебник / под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. – М. : Гардарики, 2000.
Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию : Пособие для учителя. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
Сенсорное воспитание дошкольников /под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. – М. : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1963. – 228 с. (Запорожец А. В. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве.)
https://doshkolnik.ru/pedagogika/8196-sens-razvitie.html
https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/116405
https://iamtiptop.ru/p/iam_16228.html