Ерина Екатерина
Содержание работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современная образовательная система признаёт за экологическим воспитанием право одного из приоритетных направлений психолого-педагогической деятельности учителя и воспитателя, если речь идёт о дошкольном детском развитии. Столь раннее формирование экологической направленности в росте личности объясняется тем, что до 7 лет у ребёнка создаётся фундамент для закладывания осознанного отношения к окружающей природе; идёт накопление ярких эмоций; непосредственное восприятие информации позволяет запомнить её прочно и легко.
Публикация «Содержание работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Работа с дошкольниками важна для формирования экологической культуры личности. Это понятие подразумевает понимание и принятие общих глобальных проблем, а также осознание личной ответственности за состояние планеты.
Изучение природы на дошкольном этапе, также как и в последующем, затрагивает все области интеллектуального, духовно-нравственного развития малыша, а именно формирует сочувственное отношение к окружающему миру, то есть занимается формированием нравственных ценностей; наполняет систему экознаний и представлений, то есть развивает интеллект; учит видеть красоту мира через деятельностный подход (например, уход за растениями, домашними животными и т. д). Для этого на каждом занятии, посвящённому изучению окружающего мира, нужно формировать простейшие представления о природе, о взаимосвязях всего живого; приобщать к труду, так как это показатель заботы об окружающем мире; воспитывать уважение и любовь к природе, а также прививать понимание важности заботы о ней. Задачи воспитания экологического самосознания должны работать на реализацию поставленных целей, то есть формировать и развивать любознательность дошкольников; развивать креативность; давать элементарные представления о себе, других людях, отдельных составляющих природы (цвет, размер, материал, форма, звук, темп, причины и следствия того или иного явления, а также о взаимоотношениях между ними; воспитывать уважение к общему дому — планете Земля.
Содержание работы по экологическому воспитанию :
1. Ознакомление детей с природой.
2. Наблюдение за живыми объектами и сезонными явлениями природы, целевые прогулки.
3. Создание условий для работы по экологическому воспитанию, оборудование уголков природы в группе, оснащение предметами для ухода за растениями.
4. Организация и проведение выставок, конкурсов.
5. Создание фонда методического и наглядно-иллюстративного материала, выставка книг природоведческого содержания, оформление материала по экологическому воспитанию для родителей.
6. Трудовая деятельность в природе.
7. Связь с воспитательно-образовательным процессом, музыкальные праздники, проектная деятельность, экологические досуги, конструирование из природного материала.
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности.
На базе нашего детского сада ведется проект «Удивительное рядом» под руководством воспитателя высшей категории нашего детского сада.
Целью проекта является развитие познавательных интересов детей, знаний о живой и неживой природе, потребности в самостоятельной поисковой деятельности.
В группе создана развивающая экологическая среда, которая представлена следующими центрами:
1.«Экологическая лаборатория» - здесь представлены увеличительные стекла, пробирки, сыпучие продукты.
2. «Природные материалы» - шишки, жёлуди, камни, ракушки, семечки.
3. «Песок и вода» - два тазика (один для песка, другой для воды, различные емкости (лейки; ведра, спринцовки, увеличительные стёкла.
4. «Природные минералы» - глина, песок, соль, увеличительные стёкла, воронка.
Наблюдения во время прогулок позволяют детям знакомится с деревьями и кустарниками на участке детского сада, наблюдения за объектами живой (растения, животные) и неживой природы (солнце, ветер, облака, дождь, тучи и др., ежедневные наблюдения за погодой, за её явлениями, сезонными изменениями.
Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «У медведя во бору», «Лиса в курятнике», «Зайка серенький сидит», «Мишка косолапый», «Хитрая лиса». Своим примером учим детей передавать в играх – имитациях характерные движения и звукоподражания, игровые действия (собираем ягоду; прыгаем, как зайчики; закружились, как снежинки; летят птички).
Очень любят дети летние мероприятия, посвященные экологическим темам, например «Берегите лес», «Там, на неведомых дорожках…», «Сбережем родную планету», на которые к нам с огромным удовольствием приходят гости из местной администрации, ОАО «АСТЗ», «Тургеневожилкомхоз».
Используем наглядный материал. В книжном уголке дети могут найти литературу с красочными иллюстрациями, которые они с удовольствием рассматривают. Очень любят слушать сказки, рассказы о животных, детские веселые стихи, сопереживают героям, могут отличить плохие поступки героев, оценить хорошие.
На занятиях художественно-эстетического развития с младшими группами через рисунок или аппликацию изучаем явления природы, «кормим» птиц и животных.
Вовлекаем детей в театральную деятельность, которая продолжает знакомить детей с окружающим миром, развивает интерес к миру животных, доставляет детям радость. Свои знания они переносят в самостоятельную театрализованную деятельность, используя при этом настольный, кукольный театр, уголок для ряженья. Детям нравиться показывать сказки, быть артистами.
Развивать положительные нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению норм поведения в природе, научить любить и беречь природу возможно только при совместных усилиях с родителями. Предлагали вместе с детьми наблюдать за объектами живой и неживой природы, беседовать на темы «Что я видел по дороге в д/с», «Что меня окружает», организовывать семейные экскурсии, расширять кругозор детей. Родители охотно участвуют в детских праздниках; в выставках.
В феврале этого года проходил «Конкурс кормушек». Родители охотно откликнулись и смастерили много разнообразных кормушек. Дети с большим удовольствием подкармливали зимой птиц пшеном и хлебом.
Целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, поможет детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру.