Сидоренко Любовь
Из опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения.
Экологическая культура – одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей, суть которой состоит в урегулировании научными, нравственными, художественными средствами системы экологических отношений, в превращении негативных проявлений, ведущих к экологическому кризису, в позитивную деятельность.
Публикация «Из опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание личности предполагает формирование экологической культуры уже с дошкольного возраста.
В проекте федерального закона «Об экологической культуре», концепции дошкольного воспитания подчеркнуто, что именно в дошкольном возрасте закладываются этические принципы отношения к природе. Целью экологического воспитания дошкольников, является воспитание экологической культуры, т. е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека и общества.
В настоящее время появился ряд исследований в области экологического образования детей дошкольного возраста (В. П. Арсентьева, Н. Н. Вересов, Т. А. Маркова, М. Ю. Попова, в которых рассматриваются отдельные аспекты формирования экологической культуры.
В дошкольные годы необходимо воспитание потребностей, поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни, улучшения состояния окружающей среды. Ребенок должен получить начальные сведения о природе и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воздуха, земли, воды.
Природа - необходимое условие становления целостной личности. Сведения о природе имеют большое значение в формировании начинаний экологической культуры, в воспитании разносторонней гармоничной личности, ориентированной на воссоздание экологической культуры общества, комплексный подход, который предусматривает развитие чувственной сферы, усвоения определенного круга знаний и овладения практическими умениями.
Учитывая всё выше сказанное, я считаю, что воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста – важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность, которой диктуется современными условиями.
Цель работы :
формирование элементарной экологической культуры, общей эрудиции, воспитание нравственных идеалов как основы поведения ребенка, развитие знаний, законов живой природы.
Задачи:
-формирование элементарных экологических представлений о природе, о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом
- развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе
-формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, навыков природоохранной деятельности
-пропаганда среди родителей экологических знаний, приобщение их к вопросам экологического воспитания детей в семье.
Опыт работы по формированию основ экологической культуры у детей старшего возраста в процессе ознакомления с природой родного края
Как же рассказать ребёнку о природе? Как поведать о её тайнах, передать огромные пласты знаний, которые человечество накопило в течение тысячелетий и к которым продолжает идти и идти? Сделать это очень не просто, ведь ребёнок живёт ещё не столько разумом, сколько ощущениями и эмоциями, и рассказывать ему о природе взрослым, подчас научным языком бесполезно. Здесь хочется вспомнить слова В. А. Сухомлинского, который считал необходимым «вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нём что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю».
Свою работу я начала в подготовительной группе детского сада.
Для начала были сформулированы задачи экологического воспитания :
1. Понимание самоценности природы.
2. Осознание себя, как части природы.
3. Воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
4. Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
5. Воспитание активной жизненной позиции.
6. Обучение азам безопасности.
7. Формирование умения рационально использовать природные богатства.
8. Формирование морального сознания.
9. Подведение к пониманию неповторимости красоты окружающего мира.
Для воплощения данных задач мною был проведен мониторинг
сформированности экологической культуры, который выявил проблемы экологического воспитания детей. Результаты мониторинга:
Высокий уровень – 30%
Средний уровень – 50%
Низкий уровень -20%
Свою работу по экологии я начала прежде всего с родителей. Ведь взаимодействие с родителями является одним из важнейших звеньев нашей работы. События, происходящие внутри детского сада обязательно должны найти отклик в повседневной жизни детей. Поэтому очень важно чтобы родители были не просто информированы о деятельности детского сада, но и смогли бы включиться в его жизнь, продолжить работу дома. В связи с этим в работе с родителями я поставила задачу: повысить экологические знания родителей.
Первым, что я сделала – провела анкетирование «Насколько вы компетентны в вопросах экологии». На основе результата анкетирования были составлены консультации для родителей: «Экологическое воспитание детей в семье», «Человек и природа», «Зачем детям нужно знать, что такое экология». Проведено родительское собрание «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста».
Реализацию поставленных задач мы начали с построения предметно-развивающей среды, связанной с экологизацией, как воспитательно-образовательного процесса, так и во всех режимных моментах.
Была разработана модель предметно-развивающей среды по экологическому воспитанию детей в группе :
1. Огород на подоконнике
2. Изгтовлен паспорт растений
3. Альбомы – иллюстрации по различным темам
4. Макеты с природными зонами;
5. Приобретены книги с рассказами, стихами по экологическому направлению;
6. Комнатные растения
7. Календари природы: настенный и на каждого ребенка
8. Дидактические игры
9. Настольно-печатные игры.
Методика, которая использовалась в работе, построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка, умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Основополагающими принципами моей работы по экологическому воспитанию являются :
Принцип регионального компонента (изучение природы родного края) позволяет:
• формировать у детей понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;
• использовать имеющую у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;
• помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности.
• создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность.
Принцип научности и доступности понятий. На каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Естественные научные знания оформляются по схеме: «представления — понятия — знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержаний.
Принцип «спирали» необходим для того, чтобы дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования. Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание и утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса.
Из-за небольшого объема часов в учебном плане, выделяемых для изучения природного мира, только на познавательных занятиях невозможно достичь нужного результата. Поэтому мы используем принцип междисциплинарности и интеграции, который позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.
Почти каждая тема по экологии подкрепляется продуктивными видами деятельности (рисование, ручной труд, аппликация и т. д.) и крупица за крупицей в детские сердца закладывается гуманное отношение к природе. Приведу пример. На одном из занятий по ФЭМП я знакомила детей со способами уравнивания двух множеств. Выставила на наборное полотно 7 цветов и 6 бабочек. На вопрос: "Что нужно сделать, чтобы цветов и бабочек стало поровну?" — дети ответили: "Пусть прилетит еще одна бабочка, и будет поровну, по 7". "А еще как?" — спрашиваю я. И тут один мой воспитанник говорит : "А больше никак, потому что цветы срывать нельзя!". Я испытала чувство гордости за детей, которые начали самостоятельно проявлять экологическую грамотность. И таких примеров немало.
Одним из эффективных способов экологического образования дошкольников является непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром.
Было разработано перспективное планирование с определенной лексической темой на каждую неделю всего учебного года.
Я старалась, чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, поэтому реализация методики предполагала интегрированный подход в обучении. Экологические знания и навыки дети получали не только на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, игровой и исследовательской деятельности, чтения книг, на занятиях по изобразительному искусству и музыкальных занятиях.
Во время прогулки проводила наблюдение: предлагала детям как можно больше найти объектов природы и «неприроды». Поиск продолжали в помещении детского сада, а потом и дома. Внесла соревновательный элемент: одна группа детей искала природные объекты, другая – предметы, сделанные руками человека. При подведении итогов учитывала количество найденных предметов, правильность определения и время, затраченное на поиски.
В становлении экологического сознания особое место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные нормы и правила поведения детей в природе.
Сюжетно-ролевые игры помогают отображать разнообразные бытовые сюжеты, дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях. Игры для детей – способ познания окружающего, путь к познанию мира, в котором живут и который могут изменить и преобразить. В играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует, они воплощают свои мечты и желания. Тематика сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Детский сад», «Приготовим обед для семьи из полезных продуктов», «В лесу», «Туристическая база» и др.
Дидактические игры являются эффективным средством экологического воспитания. Процесс игровой деятельности, в которой старшие дошкольники ощущают повышенную потребность, позволяет:
• обеспечить возможность усвоения экологических представлений; пробудить интерес к природе и развить ценное отношение к ней;
• формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности;
• предоставить возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения;
• контроля и оценки результатов собственной экологически ориентированной деятельности.
Дидактические игры и упражнения использовались мной постоянно.
В своей работе я уделяла большое внимание работе в уголке природы. В нём дети заботились о комнатных растениях, замечали изменения, которые происходили с ними. Дежурные поливали и рыхлили землю, вытирали листочки. Дошкольники ухаживали за растениями, которые были посажены зимой: фасоль, томаты. Когда у томатов появились настоящие листочки, мы вместе пикировали рассаду, прищипывали корень, потом высаживали в стаканчики с землёй, а весной в огород.
Работая в уголке природы, дети убедились, что растительный мир – богатство человечества, без него жизнь на земле невозможна.
Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как получение писем-жалоб от жителей леса, сада, огорода. Дети задумывались над содержанием писем, обговаривали различные экологические ситуации, решали, как можно помочь тому или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу – своего края, и всей планеты.
Эффективным методом расширения знаний по экологии, по моему мнению, является использование жемчужин народной мудрости – сказок, легенд, поговорок, загадок на экологическую тематику, т. к. они ум обогащают, и душу волнуют: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Не подноси на природу руку, будет и твоему внуку» и так далее.
В работе с детьми практиковала использование наглядности. Это разнообразные иллюстрации, гербарии, альбомы («Животные Красной книги», «Знай, люби, береги»); таблицы, схемы («Круговорот воды в природе», «Строение растений» и другие); карты, макеты, фотографии, натуральные природные объекты (растения, грунт, вода и другие).
Во время работы с натуральными природными объектами обращала внимание детей на то, чтобы не нанести животному вреда, а после проведения наблюдения отпускала их на волю.
Творческое общение с природой – действенный метод экологического воспитания и развития лучших человеческих качеств. Поэтому я проводила занятия с любования природой, занятия – путешествия, экскурсии в природу. На таких занятиях я не навязывала готовых знаний, а давала детям возможность делиться своими чувствами, и только потом акцентировала на основном. Вместе с детьми составляли экологические сказки. Именно через фантазию, детское творчество лежит путь к сердцу ребёнка.
Составляющая формирования осознанного отношения к природе -как познавательной ценности является воспроизведение приобретё нных знаний о природе в разных видах деятельности: изобразительной, конструктивной, музыкальной, что содействует закреплению этих знаний в памяти ребёнка.
На занятиях по изодеятельности с помощью красок дети передавали «настроение» природы.
Работая с природным материалом, ребята припоминали, с какого дерева шишка, жёлудь, сухая веточка, листочки, какими они были раньше, зачем нужны деревьям, кому ещё необходимы.
Музыкальная деятельность содействовала проявлению чувств словами звуков (шум воды, шелест листья, вой ветра). В танцах дети отображали движения животных, растений, объектов неживой природы. Художественное перевоплощение в образ из мира природы давало возможности ребёнку прочувствовать его состояние, например, рака, грибка, зайчика, цыплёнка, капельки воды…
Подводя итоги работы можно сказать, что использование данных методик по формированию основ экологической культуры показало положительный результат, который можно увидеть в результате мониторинга:
Низкий уровень – 0%
Средний уровень – 20%
Высокий уровень – 80%
Выводы
Знакомя детей дошкольного возраста с окружающим миром, необходимо учитывать, что каждое следующее занятие дети получают на основе предыдущего. Поэтому работа начинается в младших группах, где ребёнок познаёт себя, интересуется игрушками, знакомится с сезонными изменениями в природе. В средней группе ребёнок уже исходя из знаний, полученных о себе, начинает осваивать правила («опасные ситуации на улице, дома, во дворе»). Познаёт тайны «Большого» мира природы, учится наблюдать, заботиться о животных и растениях. Знакомится с различными материалами и их свойствами. А к старшей группе ребёнок уже осознаёт связь человека и природы, оценивает поступки, делает выводы, что человек должен жить на планете Земля в союзе с природой.
У детей старшего дошкольного возраста возможно формирование экологической культуры. Экологическая культура дошкольника является результатом освоения им в ходе экологического воспитания доступного содержания ценностей экологической культуры и выражается в гуманно-ценностном отношении к природе.
Результатами моей работы считаю сформированную познавательную активность детей, связанную с экологическим воспитанием.
дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно- следственные связи в природе;
повысился интерес детей к объектам живой и неживой природы;
вопросы детей носят познавательный характер;
повысился уровень экологической воспитанности детей;
качественно изменилось отношение детей к природе.
Список используемой литературы
1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Пособие для воспитателей детей дошкольного возраста – М., Просвещение, 1992г.
2. Анненков В. Путь к Экологическому человеку // Дошкольное воспитание, 2001г., №7.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. / Пособие для воспитателей детского сада – М., Просвещение, 1991г.
4. Вашурина Р. И., Репникова Л. А., Федорова Т. С. Игра в воспитании основ экологической культуры детей дошкольного возраста – Тольятти, 2000г.
5. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006
6. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями : Пособие для воспитателей дет. сада. – М. : просвещение, 1980
7. Газина О. Играя, изучаем природу. // Дошкольное воспитание, 1995г., №7.
8. Гризик Т. Познаю мир. – М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника». -2004
9. Кирике Г. Ребёнок и природа. // Дошкольное воспитание, 1993г., № 7.
10. Николаева С. Н. Игра в экологическом воспитании. / Дошкольное воспитание, 1994г.
11. Николаева С. Н. Как приобщить ребёнка к природе. – Пермь,1993г.
12. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. / Учебное пособие для студентов средних и высших учебных заведений. – М., Академия, 1999г.
13. Николаева С. Н. Общение с природой начинается с детства. – М., Просвещение, 1994г.
14. Николаева С. Н. Совместная деятельность взрослого и детей. / Дошкольное воспитание, 2002г., № 5.
15. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. / Методические рекомендации для дошкольных учреждений. – М., Новая школа, 1993г.
16. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе/авт. -сост. С. В. Машкова. – Волгоград: Учитель,2011
17. Рыжова Н. А. Наш дом – природа. / Программа экологического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание, 1994г., № 7.
18. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М., Издательский дом "Карапуз", 2001г.